"Лиш згорточок старого полотна". Волынская сенсация: воспроизведена кисея для Мавки

14 февраля, 2014, 19:25 Распечатать Выпуск №5, 14 февраля-21 февраля

Мастерицам понадобилось три года, чтобы с нуля возродить особенности тканья кисейного полотна. Были сотни попыток его изготовить, до тех пор, пока структура и толщина ткани стали отвечать историческому оригиналу начала ХХ в. 

"Волинський серпанок". Так называется уникальный культурный проект, хранящий много тайн прошлого и немало древних кодов украинства. Сегодня не все знают, что среди артефактов Украины волынская кисея имеет особую историю. Это уникальная материя, вытканная из тонкой, почти прозрачной, как утренний туман, нити из особого льна. Такая ткань производилась в прошлые века только в одной местности мира — на Волыни. И именно Мавка из "Лісової пісні" Леси Украинки была увенчана кисеей. 

Более 100 лет считалось, что техника изготовления волынской кисеи утрачена навсегда. Но несколько лет назад общественная организация "Центр исследования и возрождения Волыни", не надеясь на щедрость олигархов, своими силами начала возрождать эту легендарную ткань. И вот недавно "Волинський серпанок" вошел в список финалистов проекта "Ярмарка идей" Министерства культуры Украины. 

Итак, о кисее, о ее неповторимости и исторической ценности — в беседе с Владимиром Дзебаком, инициатором возрождения народного промысла и его пламенным миссионером. 

— Впервые я задумался над возрождением такого уникального промысла как изготовление кисеи, прозрачной ткани из льна, в марте 2010 г., — рассказывает кандидат исторических наук Володмир ДЗЕБАК. — Я уже давно пишу книгу о селе Сребное Радивиловского района Ровенской области. В этой работе большую помощь мне оказала семья. Мама рассказывала, какие в селе были ремесла и промыслы, как хорошо было бы их возродить. Например, ткачество. В нашей семье ткал дед. Но когда зарождалась идея (относительно возрождения старинного ткачества), отец лишь посмеивался надо мной. 

Впрочем, когда говорят, что сделать что-то невозможно, это для меня — только мощный стимул действовать наперекор данному утверждению. 

Начали с того, что три года назад дали в местные газеты объявления: хотим купить старые станки и тканые вещи. Со временем собрали из Ровенской и соседней Волынской областей приличную коллекцию. Потом заказали оборудование — копии станков 1911–1913 гг. И нашли девушек, горевших желанием создавать уникальные старинные вещи. 

Кстати, мастерицам понадобилось три года, чтобы с нуля возродить особенности тканья кисейного полотна. Были сотни попыток его изготовить, до тех пор, пока структура и толщина ткани стали отвечать историческому оригиналу начала ХХ в. Когда-то о легкой и полупрозрачной кисее мечтали многие девушки. Одежда из кисеи радовала состоятельных барышень и невест, идущих к алтарю. И раньше, и теперь самая большая сложность процесса в том, чтобы вытянуть тоненькую ниточку: она действительно очень тонкая. Кисейную ткань делали из особого сорта льна. Называется он лен-лущик. Его собирали, прежде чем коробочка с семенами начнет раскрываться. Только из него и можно получить такую тонкую нить. А полностью зрелый лен пригоден для изготовления грубой ткани. 

Кисея упоминается в "Лісовій пісні" Леси Украинки. Вот только одна цитата: "Срібний серпанок на ній звився вгору, чорні коси розмаялись і змішалися з вогнистими кучерями Перелесника". Эту особую ткань упоминает также Иван Нечуй-Левицкий. О ней говорили, но мало кто видел. Кисея сохранилась и у других народов, но только как женский головной убор. Например, у крымских татар, в арабском мире. А как одежда кисея сохранилась только в Украине — в Ровенской области. Украинский костюм из "кисеи" — это сорочка, потом платье (или юбка) и фартук… 

— Господин Дзебак, помогали ли вам в деле возрождения народного ремесла украинские меценаты? 

— Увы… Ни один меценат и ни один благотворитель не помог. Своими силами нашли станки. Что-то находили в книгах. О чем-то советовались со специалистами — Аллой Украинец из Ровно и Надеждой Горак со Львова. Сначала ткали простое широкое полотно из льна. 

— Вопрос по поводу этого особого сорта льна: где вы берете сырье для кисеи? 

— Этот сорт льна-лущика теперь в Украине не выращивают. Выращивали до 1947 г. включительно. А потом лущик заменили на лен-долгунец. Он был повыше. В результате — длиннее нить, больше пряжи. Но для нашей кисеи он не годится. Поэтому теперь лущик приходится завозить из-за границы: Италии, Франции, Прибалтики. Мы поставляем также часть шерстяных нитей из Турции, Новой Зеландии… 

— Сколько людей задействовано сегодня в "вашей" команде, то есть тех, кто, собственно, и создает волынскую кисею, проходя все технологические этапы? 

— В штате пять человек, непосредственно задействованных в проекте. Работаем не только над украинской кисеей. Вместе со специалистами возродили костюм украинского шляхтича XVII в. Это довольно точная копия. Другие костюмы, бытовавшие на территории исторической Волыни. Многие люди ситуативно принимают участие в проекте как волонтеры. Больше всего волонтеров трудилось во время фестиваля ткачества и вышивки 6–7 июля прошлого года под Берестечком. Фестиваль назывался "Волынское вече". 

Наш проект сосредоточен на исторической Волыни (в рамках 1793 г.) — а это Ровенская, Волынская области, большая часть Житомирской, несколько районов Хмельницкой, три района Тернопольской и даже часть Львовской. Когда-то именно такой была историческая Волынь. 

— Интересуются ли иностранные технологи украинской историей создания такой кисеи? 

— Самой кисеи — нет. Никто даже не представляет, что это за ткань. Например, один музейный работник, весьма известный краевед, первый научный сотрудник Ровенского областного краеведческого музея Алла Украинец — самый большой знаток кисеи — три года назад даже не верила, что эту ткань можно возродить. Говорила: "Это фантастика!". А мы считаем, что сегодня наша кисея, наравне с Опошнянской керамикой, Петриковской росписью, может стать визитной карточкой Украины. 

В прошлом году мы провели презентацию воспроизведенных костюмов в Ровно и Киеве. Считаем, что их пора вывозить, пропагандировать за рубежом. В этом году мы бы хотели попробовать добиться для нашей кисеи в ЮНЕСКО статуса "достояние человечества". Поэтому нынешний, 2014-й, и посвящаем указанному проекту. Правда, возможно, именно в этом году само признание не состоится, но подготовительную работу мы должны провести. 

— Интересно, сколько стоит в розничной или в оптовой торговле метр такой ткани? 

— Ни одного костюма мы еще не продали, поскольку создаем коллекцию. Стараемся передать все особенности исторической кисеи, а это довольно много нюансов. Уже в июне хотим сделать презентацию — и в нашей стране, и за рубежом. Чтобы показать, что это "такое". Тем более показать наши станки: пусть каждый желающий попробует себя в роли ткача или ткачихи. Ведь многие говорят, дескать, здесь нет ничего сложного, — так пусть попробует сделать хотя бы 5 см льняной ткани… Ну и, соответственно, приблизительная стоимость кисейного костюма — а это наметка, сорочка, платье с фартуком — около 11–12 тыс. грн. 

— Возможно, эта ткань имеет какие-то особые экологические свойства?

— Она экологически чистая. Ее ткут стопроцентно из льна. А лен вообще полезен для организма. Никаких добавок. 

— К вам не обращались украинские артисты, исполнители фольклора за волынской кисеей для сценических костюмов? 

— Не обращались. Ведь они ничего об этом не знают. Даже актрисы, играющие "Лісову пісню", хотя там Мавка повязывает на голову "серпанок". Думаю, актеры выучили лишь слово, а самой кисеи ни разу не видели. Поэтому и надо сделать презентацию наших костюмов. А уже потом, возможно, кто-то ими заинтересуется. 

— Где находите средства на закупку льна, на станки?

— В ящичке (смеется). Мы не иностранные агенты. Заграничных средств нет. Только собственные, которые и тратим на проект. 

— Какие особые секреты технологии изготовления кисеи могли бы раскрыть нашим читателям, а о чем говорить не стали бы? 

— На самом деле "секретов" несказанно много. Там, где эта ткань когда-то была распространена исторически, почему-то почти столетие не могли ее возродить. Впрочем… Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что приглашаем всех — в Радовилов. И мы на месте раскроем секреты. У нас есть учебно-методический центр с восемью станками. Каждый может сесть и научиться искусству ткать кисею. 

Недавно узнали, что Минкульт поможет нам с продвижением проекта. Это теперь самое главное. 

Поэтому, если поступит финансовая поддержка от государства, направим ее на пропаганду кисейного костюма. Мечтаем провести праздник с театральным действом по мотивам Лесиной "Лісової пісні" и показать серию уникальных воспроизведенных костюмов. 

Тем временем...

"Волинський серпанок" — один из 14 проектов, ставших финалистом проекта "Ярмарка идей" Министерства культуры Украины. Инициатива проекта принадлежит министру Л.Новохатько. Среди лучших проектов, определенных независимыми экспертами, — "София Киевская — детям" (серия детских игровых путеводителей по памятникам заповедника); "Библиотека — территория добра и милосердия" (помощь детям с ограниченными возможностями); "Фестиваль колокольного искусства" (сохранение и изучение памятников литейного искусства); "Молодой фестиваль" (ежегодный обзор лучших актерских и режиссерских театральных работ в театрах Украины) и т.п. На конкурс "Ярмарка идей" поступило 132 заявки от общественных организаций, творческих союзов. 14 проектов, отмеченных экспертами, могут быть реализованы и профинансированы на сумму 998 тыс. грн. На "Волинський серпанок" предполагается выделить в 2014-м 120 тыс. грн. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно