В год столетия «Ліcової пісні» в Украине есть человек, для которого эта пьеса не просто яркая глава в творческой жизни, а едва ли не вся жизнь! Легенда национального театра и кино Раиса Недашковская сыграла свою первую Мавку… ровно полвека назад! В 1961-м. В фильме Виктора Ивченко. Тогда режиссер пригласил на пробы ученицу 87-й киевской школы, уже заявившую о себе яркими выступлениями в хореографическом кружке столичного Дома пионеров.
А в 2001-м - десять лет назад - Недашковская, которую никогда не отпускала Леся Украинка, стала исполнительницей абсолютно всех образов в «Лісовій пісні», отважившись на моноспектакль…
Раиса Степановна рассказала ZN.UA, как на съемках у Ивченко ее личная влюбленность помогла глубже раскрыть главный образ, как хотела сыграть дух Мавки у Юрия Ильенко и почему Иван Миколайчук так и не сыграл Лукаша.
- Раиса Степановна, вы помните, как все начиналось? Как попали в знаменитый фильм Виктора Ивченко?
- Представьте, я, с детства мечтавшая сниматься в кино, но об этом никому не говорившая, сама заявила режиссеру, что не подхожу на роль Мавки! Ивченко изумился: «Почему?» - «Ну… Мавка поэтическая, лирическая, нежная, а я другого плана…». Это я в десятом классе пришла так попробоваться. И уже, представьте, знала, к какому такому «плану» себя причислить!
А вообще мечтала стать балериной. Занималась в хореографическом кружке. Исполняла узбекский танец, казахский, грузинский и свой коронный индийский. Вот Виктор Илларионович Ивченко и посмотрел однажды мой индийский танец во Дворце пионеров… Ему кто-то посоветовал: «Сходи во Дворец пионеров, там есть «индианка». Может, она тебе подойдет?» Ой, хорошо, что мне не сказали, что режиссер в зале, а то я бы с перепугу все испортила.
…Мы ведь отвечаем за слова, которые произносим. Режиссер, услышав, что я вне амплуа Мавки, взорвался: «Ах, так ты знаешь свое амплуа?!» Тем не менее артистке важно познать разные ощущения… Это полезно. Артистка должна знать и рай, и пекло. И поэтому актеры в жизни играют порою очень разные роли. Вот Марусю Чурай я не сыграла, хотя готовилась к этой роли, да и сценарий был написан. Не сыграла в кино Марусю, так сыграла эту роль в жизни! Что такое актерская профессия? Это все параллельно - жизнь, сцена, сюжеты, судьбы. Как рок какой-то… Еще очень важно слышать предупреждения свыше. И если что-то не получается, значит сейчас не время, не твое. Вот эти моменты очень важны в жизни - слышать мир вокруг себя.
- Какой кастинг вам предстояло пройти, прежде чем вас все-таки утвердили на главную роль в фильме «Лісова пісня»?
- На Мавку пробовалось множество молодых актрис и студенток! Даже Ларису Кадочникову предполагали в роли лесной красавицы. Тогда еще не сняли «Тени забытых предков», но Лариса была уже известной актрисой… Была у нее работа в фильме «Мичман Панин». А на роль Лукаша у Ивченко среди многих претендентов даже Иван Миколайчук пробовался. Но почему-то режиссер его не взял. А ведь тогда была бы совершенно другая история. Потому что Иван - типичный Лукаш! Просто тогда для него не сошлись звезды. Человек он застенчивый, очень переволновался, а режиссер тоже был занят своими мыслями. Как-то они тогда не состыковались.
Я же была в десятом классе. Помню, пришла в мамином стареньком макинтоше, но с роскошной косой, очень серьезная. Режиссер спросил: «Коса настоящая? Покажите!». Я распустила волосы, и режиссер убедился, что коса не накладная.
- Какие основные задачи ставил перед вами Ивченко во время съемок? Чего добивался в работе? Какой он хотел видеть Мавку в своей картине?
- Виктор Илларионович старался меня не спугнуть, не навредить, он принимал все, что я предлагала. Хотя мой педагог Владимир Батенко из Дворца пионеров когда-то сказал, что Виктор Ивченко, мол, от тебя и половины не взял. Боялся вспугнуть! Я его просила, чтобы на съемочной площадке звучала красивая классическая музыка. Ведь на съемках задействовано 60 человек, каждый чем-то занят, суета. Для определенного состояния, настроения мне нужна была музыка. Режиссер оберегал меня, да и вся труппа относилась ко мне хорошо.
«А чом же в тебе очі не зелені? (Придивляється). Та ні, тепер зелені... а були, як небо, сині... О! тепер вже сиві, як тая хмара... ні, здається, чорні чи, може, карі... Ти таки дивна!» Представьте, эти зеленые глаза мне делали несколько месяцев, сначала вырезали в пленке, потом краска вышла из орбит, была большая проблема. Этим занималась группа комбинаторов, и это было что-то невероятное.
Съемки фильма начались 26 августа 1960 года. И снимали как раз сцену, когда Кылына с Русалкой полевой «жне жито». Но ведь урожай убирается в конце июля! А в августе уже не то. И что делать? Снимали то, что было - в Хотове, под Киевом. В кино ведь все снимается не по порядку, а по объектам. Весну снимали в Крыму, на Ай-Петри, в сентябре. Представьте, обрывали желтые листья и накручивали зеленые! Ну а березку возили с собой все время, потому что не в каждом лесу найдешь это растение. Вот так «садили» березку и по кадру снимали. Камыши снимать ездили в Измаил, ведь там они огромные. Леся Украинка в свое время описывала четыре украинских бога леса. Например, это броварской лес напротив Быковни, там сиверский князь Соловей похоронен. Еще Волынь…На тех пейзажах Леся Украинка и создала свою Мавку.
Это потрясающее произведение! Я каждый раз получаю удовольствие, соприкасаясь с ним. Чего стоят хотя бы эти слова: «Будь моя кохана! Звечора і зрана самоцвітні шати буду приношати, і віночок плести, і в таночок вести, і на крилах нести на моря багряні, де багате сонце золото ховає в таємную глибінь…».
…Вспоминаю сейчас и последний съемочный день в том далеком 1960-м. Мне надо было посмотреть на Лукаша. Но актер Владимир Сидорчук отсутствовал. Виктор Илларионович сидел за камерой, я на него смотрела. И у меня рекой лились слезы! Я тогда прощалась со съемочной группой, с этой сказкой, с мечтой… Ведь у меня это была работа первая - фактически начало творческой судьбы… Мне показалось, что даже тогда, в юности, у меня произошло полное погружение в это произведение. И, несмотря на свои 17 лет, я довольно философски шла к Лесе Украинке, к самым важным моментам.
- Личный опыт помогал вам в работе над столь ответственной ролью мирового репертуара?
- В школе я влюбилась в одного парня. Была в восьмом классе, а в девятый пришел удивительный мальчик. Такой хулиган голубоглазый! Я посмотрела - и все, пропала! Когда мы ездили на экскурсию в Москву, я была в конце вагона, а он - в начале. Я не могла находиться с ним в одном пространстве, просто задыхалась. И вот благодаря этому человеку - Славе Ермакову - я и сыграла Мавку. Я представляла именно его на месте Лукаша. Он был объектом моей любви, моего страдания.
Представьте, мы с ним даже играли в одном школьном спектакле - в некрасовских «Русских женщинах». Он - губернатора, а я - княгиню Волконскую. Это было счастье - приходить на репетиции. А потом… Школа закончилась. Я ему позвонила, он жил рядом, на Свердлова… Мы начали просто дружить. Но у нас ничего не сложилось. Он связался с какой-то компанией, кто-то кого-то подрезал. Помню, как он мне сказал: «Ты такая, а я такой…» А я отвечаю: «Мне лучше знать, какой ты!». Мне казалось, что я этой фразой все сказала, как я его люблю… Мы расстались, я облила слезами весь дом до четвертого этажа. Он уехал учиться в Москву, а я… Благодаря этой разлуке сыграла Мавку. Я познала юношескую влюбленность - все эти страдания. Это была предтеча, и режиссеру уже не надо было особо работать со мной.
- Да, немножко грустная история, но полезная для актерского опыта…
- Кстати, первый раз я поцеловалась не со своим любимым, а с партнером на съемочной площадке под хохот всей группы. Как сейчас помню приказ Ивченко: «Лягайте!» Мавка говорит: «Ти не чуєш, як солов’ї весільним співом дзвонять?» Лукаш: «Я чую... Се вони вже не щебечуть, Не тьохкають, як завжди, а співають: «Цілуй! цілуй! цілуй!» - «Я зацілую тебе на смерть!» И он должен поцеловать Мавку в губы. Апогей любви! А я ему щечку подставляю. Как сейчас помню - площадка, на которой мы лежали на земле, накрыта тентом, потому что на небо смотреть было невозможно… Все склонились и смотрят на нас. Увидев, как мы поцеловались, Ивченко сказал: «Это что вы тут развели драмкружок имени Богдана Хмельницкого? А ну целоваться мне! Ты что мне говорила? Искусство требует жертв, давай, жертвуй, целуйся!». Я про себя: «Опозорил, опозорил меня». Все хохочут. А Лукашу 19 лет, и он, наверное, целовался-то впервые, обслюнявил меня! Я не выдержала, вырвалась, поднимаюсь, а все хохочут, мол, они же целоваться не умеют, давайте их научим. Потом эту сцену переснимали.
- А помните премьеру фильма? Где она состоялась?
- Да, вспоминаю. Была московская премьера. И была украинская. Во Львове в театре Заньковецкой… И Данченко Владимир, отец знаменитого Сергея Владимировича, подписал мне тогда открытку: «Рости, рости, тополенько, все вгору та вгору…».
Жаль, что общение с актерами из съемочной группы как-то не сложилось. Не было встреч. Раисы Пироженко, сыгравшей Кылыну, уже нет с нами… А это основная ее роль в кино. Талантливая актриса. Дядька Лева играл прекрасный актер Анатолий Векслярский, которого многие помнят по телевизионному образу «діда Панаса»: это был всенародный любимец!
- Отразились ли какие-то сыгранные роли на вашей жизни?
- В Библии сказано: «Жена, растворись в муже своем!». А артистка разве может раствориться в муже своем? Она, наоборот, ищет мужа, который бы растворился в ней. Все наоборот. Потому что профессия такая. А чтобы раствориться в муже, нужно бросить актерскую профессию. Нельзя быть и хорошей женой, и талантливой актрисой - эти вещи несовместимы. Служение не терпит суеты - это сосредоточение на материале и вхождение в образ. Помню, когда мы репетировали с Виктором Шулаковым «Полет над гнездом кукушки»… В это время от нас уходил Иван Миколайчук… И я должна была играть медсестру психушки Рейчед, самую сумасшедшую из всех пациентов… Так вот, я отказалась от этой роли… Я следила за подсознанием режиссера. Не за тем, что во внешнем проявляется, а что во внутренней линии. И от роли Панночки в знаменитом «Вие» (где впоследствии сыграла Наталья Варлей) я отказалась сознательно: верю что роли и фильмы влияют на жизнь человеческую…
- Что вы в то время знали о самом Ивченко, о его фильмах, какие из них видели?
- Я видела «ЧП», «Иванну», другие его нашумевшие фильмы. В «Иванне» есть сцена, когда героиня срывает с себя крест. Как известно, потом участников этой картины постигли несчастья. Актриса Инна Бурдученко сгорела на съемках. А через пять лет погиб ее муж. Сын художника фильма попал под трамвай. В общем, произошла целая череда бед… Знаете, ведь Господь не виноват в несовершенстве людей. Наверное, нельзя было делать подобную мизансцену.
- Мир Леси Украинки чрезвычайно глубок и философичен. Лично вы что черпаете из этого мира?
- Я просто живу с этим - уже 50 лет! Мой внук как-то сказал, когда была премьера моего моноспектакля «Лісова пісня» (ему тогда было семь лет): «Рая, да чтобы я выучил это произведение? Да мне бы понадобилось три-четыре месяца!»… Я ему и говорю: «А всю жизнь не хочешь?» Лесины сюжеты были во мне всю сознательную жизнь… «Лісова пісня» - это эталон не только национальной пьесы, но и мировой литературы! Это и Шевченко, и Гоголь, и Булгаков - все здесь есть. Этот мир невидимый, он - в наших былинах, в рассказах. У меня в детстве был коврик ручной работы, на котором изображены русалки. И я в детстве спала на нем. Я росла вместе с этими русалками. Ведь вся человеческая жизнь - это весна, лето, осень и зима. И когда Мавка познала любовь, измену, предательство, она хочет умереть. Я даже думаю, что «Той, що в скалі сидить» - реальное существо, есть на самом деле… может, где-то в Луганской области?
- Какие сценические интерпретации «Лісової пісні», самые интересные, вам приходилось видеть в наших театрах?
- Интересную постановку сделал наш ТЮЗ. Видела также хорошую постановку Винницкого театра, смотрела этот спектакль, когда он выдвигался на премию им.Леси Украинки. Часто к этой пьесе обращаются кукольные театры.
Юрий Ильенко в 1981-м снял фильм. Помню, однажды он обмолвился, дескать, какой это легкий материал! Но все оказалось не так-то просто… И потом он мне делал комплименты, говорил, что моя Мавка - хороша, так как включает фантазию людей, они в ней растворяются и сами дорисовывают краски.
Полностью посмотреть картину Ильенко у меня не было возможности… Так, по «кусочкам» на фестивалях. Еще когда Юрий Герасимович начинал свои съемки, я предлагала сделать несколько образов Мавки. Чтобы Лариса Кадочникова сыграла юность героини, его жена - Людмила Ефименко - зрелость, а я, допустим, дух героини. Почему-то такая идея казалась мне интересной. А в результате Иван Миколайчук сыграл в фильме и дядька Лева, и Лисовика.
- Что вас подвигло спустя годы на моноспектакль по «Лесной песне» на сцене Киевского музыкального театра?
- Я же говорю: моя душа росла 50 лет вместе с этим произведением и старалась быть похожей на Мавку. Хотя в реальной жизни это не так-то просто. И вот режиссер Николай Мерзликин, с которым мы и сделали моноспектакль, сказал: «Серед нас сорок років жила Мавка, а ми про це не знали…».
«Лісова пісня» - шедевр, в котором заложена наша цивилизация, это душа Украины, понимаете?
И когда я делала уже второй вариант «Лісової пісні», десять лет назад, то единственное, что сохранилось - это сценарий 1961 года. Других сценариев к фильмам, в которых я снималась, у меня нет. Так что всю жизнь мечтала вернуться к этой теме. Но не знала, как это сделать. Этот материал все равно во мне. Ведь все мое детство было наполнено этими русалками, былинами, балладами. Я и сейчас читаю шевченковские баллады - «Утоплена», «Тополя».
А моноспектакль мы поставили быстро. Для меня тогда потрясающий костюм сделала Люда Семыкина. Он бронзового цвета с кисеей, лентами, цветами, на голове огромный венок с яблоками, калиной. Бусы мне подарила моя подруга из Америки. И когда мой наряд увидел режиссер, сказал: все, делаем «Лісову пісню»! В произведении есть такой текст: «То дай мені святкові шати, діду! Я буду знов, як лісова царівна, І щастя упаде мені до ніг…»