КАК ДВАЖДЫ ДВА? (О ГРЯДУЩИХ КИНОПЕРЕМЕНАХ НА УТ-1)

27 августа, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 27 августа-1 сентября

Сколько я себя помню, украинское телевидение считалось хуже, чем какое-нибудь другое. Другое - то, которое, конечно, оказывалось рядом, на соседнем канале, и потому позволяло познать сию (увы!) уже истину в сравнении...

Сколько я себя помню, украинское телевидение считалось хуже, чем какое-нибудь другое. Другое - то, которое, конечно, оказывалось рядом, на соседнем канале, и потому позволяло познать сию (увы!) уже истину в сравнении. Мало кто из многомиллионной украинской телеаудитории задумывался о чистоте эксперимента (почему да отчего всегда - и тогда, и теперь - именно так?). Впрочем, а на кой... задумываться - переключать надо (на другую программу)!.. Последние годы вроде и задумываться кое-кто стал, но перемены в лучшую сторону на первом национальном канале едва видны («Післямова», «П’ятий кут» и... что там еще?). И вдруг известие о серьезных грядущих переменах в политике кинопоказов УТ-1. 3 сентября мы впервые познакомимся с новой «Студией 1 + 1», а сегодня наш разговор с ее генеральным продюсером Александром Роднянским, молодым человеком с репутацией одного из ведущих украинских и европейских режиссеров-документалистов.

Александр Роднянский, начиная с 1991 года, в производстве собственных фильмов, документальных и игровых лент других украинских режиссеров (как продюсер) сотрудничает с компанией «Иннова-фильм», являющейся частью большого немецкого холдинга - предпринимательской группы «Иннова». Инициатива Роднянского и привела к заключению договора между «Иннова-фильмом» и Украинской национальной телевизионной компанией о международной кооперации, что вылилось в создание украино-немецкого предприятия под названием «Студия 1 + 1» (первый национальный канал плюс его первый крупный независимый партнер).

- Александр, каковы побудительные мотивы компании «Иннова-фильм» в приходе на УТ-1?

- На протяжении четырех лет я пытался убедить своих немецких партнеров в том, что необходимо принести в Украину деньги, с помощью которых можно было бы начать цивилизованное кино- и телепроизводство, сотрудничество с государственными и независимыми компаниями-производителями и, естественно, с эфирными вещателями. Но прежняя неопределенная экономическая и законодательная ситуация их не устраивала. А за последний год произошла подвижка - Украина в экономической и в политической сферах теперь выглядит стабильней, идет реформистским путем. Потому немцы и решили - поскольку компания сильна в телевидении, ориентирована на Центральную и Восточную Европу, а уровень ТВ в Украине достаточно не продвинутый (государство имеет мало денег, независимые компании в самом начале пути, еще не появилось достаточно серьезных независимых телепроизводителей) - начать долгосрочное сотрудничество с государственным телевидением.

Долгосрочность - важный момент в решении «Инновы» прийти сюда. Дело в том, что национальный телевизионный рынок, рынок телерекламы в Украине находится в зачаточном состоянии. (За год все украинское ТВ на рекламе зарабатывает меньше миллиона долларов США, что, на самом деле, копейки для телевидения - в соизмерении с его тратами.) И потому ближайшие 3 - 4 года рассчитывать на серьезную прибыль от реализации такого крупномасштабного проекта просто не приходится. Но в определенном временном промежутке это имеет смысл. По немецкой логике, 2 - 7% прибыли в год - это вполне нормально (при семи процентах они просто счастливы!). Наших же предпринимателей, которые имеют достаточные финансовые средства для реализации подобных проектов, но привыкли к прибыли в 300% за три месяца, мне так и не удалось склонить к подобному долгосрочному вложению денег.

Что еще очень важно: компания никогда не занималась политическим ТВ и политическим кино, то есть она ни в коем случае не претендует на распространение информации подобного рода, подразумевая, что это прерогатива государства и местных украинских независимых телепроизводителей. Ее сфера интересов - это кинопоказ, демонстрация лицензионных фильмов-сериалов и программ, связанных с кино и развлечениями, шоу-бизнесом...

- На каких условиях был подписан договор о сотрудничестве?

- На достаточно сложных условиях для немецкой компании, которые требуют от нее больших инвестиций и налагают огромную ответственность. Но раз было принято принципиальное решение о риске, то и эти условия были приняты.

Компания обязуется приобретать очень качественные лицензионные фильмы и сериалы, по своему уровню соответствующие статусу I национального канала. А если покупаешь для такой большой - 52-миллионной - страны фильмы, то никогда не заставишь продавца думать, что это дешево. И никого не интересует, что у нас почти отсутствует рекламный рынок (он, например, в 20 раз меньший, чем в России) - первый общенациональный канал, и все тут!

Создается предприятие, для которого закупается техника последних мировых образцов. Это цифровые видеотехнологии для озвучивания, монтажа и тому подобного. Вся вещательная программа должна быть полностью дублирована на украинский язык. Демонстрация фильмов будет сопровождаться полноценным комментарием.

Поскольку договор рассчитан на 5 лет, то он предусматривает несколько этапов развития. Если на первом запланирован только кинопоказ, то через полгода появится три или четыре больших программы собственного производства, которые должны создаваться за счет компании. Всем этим и будет заниматься «Студия 1 + 1», которая полностью состоит из украинских профессионалов.

В связи с возрастающей ролью ТВ в обществе, усиливающейся конкуренцией со стороны российских и независимых отечественных каналов, а также дефицитом государственного финансирования, украинская сторона поставила условие, а немецкая пошла на это - финансировать на весь срок договора сеть корреспондентских пунктов УТ-1 в четырех регионах мира. Примерный выбор уже сделан: Дюссельдорф (ФРГ), Рим (Италия), Нью-Йорк (США) и Буэнос-Айрес (Аргентина). В одностороннем порядке украинская сторона оставляет за собой право сократить число корреспондентских пунктов и за это получить соответствующую компенсацию в виде техники, необходимой для телепроизводства. Это достаточно дорогое удовольствие - на содержание каждого корпункта уйдет примерно полмиллиона долларов.

Со своей стороны, Украинская национальная телекомпания имеет только два обязательства. Во-первых, фильмы и программы, предварительно согласованные с украинской стороной, в полном пакете ставить в оговоренное эфирное время. Это так называемый прайм-тайм: в 19.45 - сериал, а после - УТН, в 21.45 - фильм (кроме «футбольной среды»). Во-вторых, так как «Иннова» - частная компания, то она ориентирована, как минимум, на рентабельность и, как максимум, на прибыль и потому обладает правом на рекламное время внутри своих программ, в соответствии с украинским законодательством.

Еще была просьба помочь «Студии 1 + 1» с помещениями. В договоре сказано, что Гостелерадио по возможности нам их предоставит, но пока такой реальной возможности не находится.

- Как будет выглядеть программа кинопоказов в ближайшее время?

- В связи с тем, что договор подписан только 7 августа, а выход в эфир определен 3 сентября, то времени для масштабной подготовки очень мало. Говорю я это лишь для того, чтобы утверждать, что программа октября, ноября и декабря будет намного лучше - еще не успели прийти фильмы из Америки и Европы. Но и то, чем мы уже обладаем, на мой взгляд, весьма интересно.

Программа сформирована таким образом, чтобы это было удобно для телезрителей - введены специфические рубрики. То есть каждый день недели показывается фильм определенного жанра. Понедельник - «Синематека», а речь, безусловно, о мировой киноклассике (тут запланировано чередование лучших украинских фильмов и картин, снятых за рубежом). В сентябре - три ленты замечательного английского режиссера Джозефа Лоузи - «Слуга», «Посредник» и «Несчастный случай». Мы купили три последние ленты Питера Гриневея, несколько фильмов Дэвида Линча и Жака Риветта. Вторник - историческая картина (костюмный фильм или вестерн), а в первую же неделю - масштабная лента «Монголы». Четверг - рубрика «Лучшие из лучших», это так называемые блок-бастеры. Планируем в ближайшее время два фильма с Джессикой Ланж - «Френсис» и «Сладкие грезы», «Взвод» Оливера Стоуна (закупили его «J.F.K.», «Между небом и землей», «Прирожденные убийцы»), «Русский Дом» Фреда Скепси. Будет показан «Клиент» с Томом Крузом, «С меня хватит» с Майклом Дугласом, «Сделано в Америке» с Вупи Голдберг... Пятница - детектив или триллер. На очереди захватывающие ленты «Зеркало треснуло» и «Убийство в восточном экспрессе». Суббота - комедия. Воскресенье - мелодрама или драма.

В нашей программе очень высокий процент европейского кино. Можно даже сказать, что мы, в общем, европейски ориентированы. Куплен замечательный пакет французских фильмов. Тут «Королева Марго» и «Посетители» (собрал 60 миллионов зрителей в прошлом году!), «Индеец в Париже», «Мания величия» и «Жажда золота». Среди английских - еще двухсерийные «Комики», «Высокий дух» Нила Джордана. В итальянской «Войне наркомафии» зрители снова встретятся с любимым Микеле Плачидо, а в ленте «Когда наступит утро» - с Марчело Мастроянни.

Украинская программа сформирована с помощью известного киноведа Сергея Трымбача уже на два года вперед. Каждый месяц в эфире три фильма. Будут чередоваться ленты, представляющие исключительно художественный интерес, с картинами массовых жанров. По сути, мы покажем все стоящие того фильмы отечественных режиссеров.

- За последние годы зрители привыкли к демонстрации по телевидению историй с продолжением...

- Безусловно. Но мы хотим приучить их к качественному уровню сериалов. Этого трудно добиться, ибо считают почему-то, что аудитория любит только - если очень плохо сделано (на видео снято за три дня), 200 серий и обязательно латиноамериканское... Думаю, еще просто не видели серьезных сериалов. По будням мы начинаем с 39-серийной канадской «Сенсации», повествующей об истории редакции газеты. Лента получила приз за лучший ТВ-сериал у себя в стране. По выходным дням будет демонстрироваться популярный детективный французский сериал «Возвращение Арсена Люпена». Дальше - пятисерийный фильм великого европейского режиссера Ларса фон Трира «Королевство» - мистическая история, снятая с большой иронией, и ничем не уступающая «Твин Пиксу». Его одновременно купили 90 стран. Также покажем американский «Беверли-Хилз», уже показанный в более чем 100 странах мира, и французские «Чувства» - мелодраматический семейный эпос, с очень хорошими и любимыми актерами.

- Как «Студия 1 + 1» собирается существовать в окружении совершенно безнаказанного пиршества телевидеопиратства в Украине?

- Мы будем вынуждены заниматься этим очень серьезно. Это дело нашего, и не только нашего, выживания.

Во-первых, надо себе отдавать отчет в том, что в условиях телевидеопиратства становится просто невозможным существование национальных телепроизводителей. Вообще! Ведь если ты делаешь программу, скажем, за 5 или 10 тысяч долларов или покупаешь фильм за аналогичные деньги, а на соседнем канале демонстрируется купленная на черном рынке за 5 - 10 долларов кассета дикого качества, не подготовленная к показу, толком не дублированная, то тебе наступает конец! Ибо это неоправдано и невыгодно. А зритель, к сожалению, еще не дифференцирует ТВ ни по качеству, ни по подготовке программ к эфиру.

Во-вторых, страна, которая не наведет правового порядка в сфере масс-медиа, не может считаться цивилизованной. И это обязательно начнет мешать в любом разговоре о кредитах с МВФ или о сотрудничестве с другими международными финансовыми институтами. И президент России, недавно подписавший указ о преследовании телевидеопиратства, сделал такой шаг не по настоянию помощников или убедивших его телевизионных руководителей, а под влиянием МВФ. Зачем же стране, которая имеет перед собой опыт соседа, повторять те же ошибки и ждать некрасивой ситуации? С другой стороны, в Украине существует определенный объем правовых постановлений и актов, которые уже могли бы действовать, но они не действуют.

Мы в этой ситуации - в случае пиратского показа наших фильмов - обратимся в суд и попытаемся создать прецедент. Ну и, конечно, мы будем очень активно участвовать в создании цивилизованного общественного лобби. Позволить этому беззаконию продолжаться просто нельзя!

В региональных независимых компаниях есть очень талантливые профессионалы. Я к ним отношусь с огромным уважением. Но большинство из этих компаний и каналов работают пиратски. Они не только воруют фильмы, но и не пытаются делать ничего своего. До сих пор они пользовались тем, что в Украине не появлялись серьезные телепроизводители. Мы первые с такого рода контрактами, но, я уверен, далеко не последние. И это единственный путь для становления украинской телеиндустрии. Потому, что она в этом случае, с одной стороны, сохраняет национальную специфику развития, а с другой - привлекает солидных инвесторов и интегрируется туда, где и должна находиться - в европейский и мировой контекст.

P.S. Дефицит газетной площади не позволил рассказать о планах «Студии 1 + 1» на следующий год. Но, может, и не стоит пока что забегать далеко вперед, а лучше бы всем вместе «переварить» нерешенные, но вполне решаемые проблемы отечественного ТВ, затронутые выше Александром Роднянским... Вместо этого уже раздаются призывы к «защите национального телепространства», которые в нашей конкретной ситуации кажутся, по крайней мере, демагогическими. Хочется, наконец, задать выстраданный вопрос господам из Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания: если вы и не пытаетесь легитимизировать украинский телеэфир, искоренив пиратство, то как прикажете понимать смысл существования подобного Совета - государственной организации, покрывающей преступников?!

Вряд ли «Студию 1 + 1», которая призвана поднять популярность, престижность и конкурентоспособность первого национального канала, в ближайшие месяцы ждет легкая жизнь. Но, вместе с тем, зрители впервые смогут почувствовать реальность перемен к лучшему на УТ-1. И хочется надеяться, что с сентября они перестанут игнорировать этот канал...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно