Восьмой хоровой фестиваль «Золотоверхий Київ» прошел на волне творческого успеха. Фестиваль за годы своего существования стал своеобразной «хоровой академией», настолько он весом и многозначителен для современной хоровой культуры Украины. Большая заслуга в этом Николая Гобдича, его основателя и директора, разработавшего концепцию фестиваля и воплощающего в жизнь все свои проекты. Он — генератор идей, воплощение которых мы видели в концертных программах «Золотоверхого Києва» восемь лет. Именно он положил начало монографическим программам на фесте (В.Степурко, Ю.Алжнев, Л.Дычко), со временем ставшим фестивалями двух авторов (М.Березовский — В.Рунчак, М.Дилецкий — М.Скорик). В этих тандемах прослеживалась своеобразная линия «переклички веков». Восьмой фестиваль посвящался творчеству М.Вербицкого и В.Зубицкого, продолжая традиции, приобретенные в предшествующие годы.
Николай Гобдич так охарактеризовал свой фестиваль: «Нынешний фестиваль, традиционно открывая малоизвестные страницы прошлого и настоящего, снова подтвердит высокое реноме украинской хоровой школы, способной волновать сердца не только красивыми голосами, испокон веков приносившими славу Украине, но и прекрасной композиторской школой различных времен, что в совокупности свидетельствует о высокой хоровой культуре нашего народа».
На «Золотоверхий Київ» к Николаю Гобдичу едут в гости из различных регионов Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Гостей было бы больше, не будь финансовых затруднений. Но, несмотря на все трудности, г-н Гобдич, благодаря управлению культуры, искусств и охраны культурного наследия Киевской государственной администрации, Фонду содействия развития искусств, Министерству культуры и искусств Украины, в этом году принял около 40 хормейстеров, хоровой коллектив из Грузии «Рустави», камерный хор имени Д.Бортнянского из Чернигова.
Большое дело за эти восемь лет совершает созданное Николаем Гобдичем издательство «Бібліотека камерного хору «Київ», издающее и популяризирующее малоизвестные доселе образцы украинского хорового наследия.
Нотное собрание «Михайло Вербицький. Духовні твори», которое Н.Гобдич и В.Сивохип представили на восьмом фестивале, является первой попыткой систематизировать религиозное творчество композитора. Оно состоит из двух разделов: «Літургія» и «Літургійні твори». Большое познавательное и научное значение имеет этот сборник для современников, поскольку в него помещены все найденные доселе духовные произведения М.Вербицкого. Известно, что нотные раритеты с течением времени могут претерпеть немало изменений (редакторских и исполнительских). В этих партитурах изложена хормейстерская редакция Н.Гобдича, который вместе с В.Сивохипом провел большую поисковую и реставрационную работу. Директор хор-феста поблагодарил на презентации доктора искусствоведения Марию Загайкевич, автора книги о Михаиле Вербицком.
Работу по реставрации нотных раритетов Николай Гобдич уже представлял на прошлом фестивале — это было возвращение бесценных произведений М.Дилецкого к новой жизни.
«Бібліотека камерного хору «Київ» является воплощением крупного проекта Николая Гобдича «Тисяча років української духовної музики». В наше время, когда государственное нотное издательство почти отсутствует, такое дело бесценно и имеет большое значение для сохранности и популяризации национального хорового наследия.
После праздничной презентации в Трапезной церкви Киево-Печерской лавры состоялся концерт «Хорові антифони», на котором слушатели познакомились с духовными произведениями Михаила Вербицкого.
Николай Гобдич уже не впервые использует антифонность как способ исполнения, как способ динамизации драматургии произведения.
В Трапезной церкви выступили хор «Київ» (руководитель Н.Гобдич), Государственная мужская хоровая капелла им.Ревуцкого (руководитель Б.Анткив), женский хор «Павана» (руководитель Л.Байда), камерный хор «Хрещатик» (руководитель Л.Бухонская). На этот раз была достигнута особая органичность звучания, ощущалась незримая тесная связь исполнителей. Впервые на «Хоровых антифонах» прозвучало одно произведение — «Литургия». Четыре хора словно вплетались поочередно в общую партитуру, выстроенную главным хормейстером Н.Гобдичем, своеобразная акустика храма, реверберация, специфическое эхо создавало незабываемое впечатление молитвенности, неземного звучания, ощущение благодати, дарованной всем присутствующим в храме.
Уже привычно, что среди гостей «Золотоверхого Києва» поют хоры из других городов Украины. На восьмом фесте с успехом выступил камерный хор им. Д.Бортнянского Черниговской областной филармонии (дирижер Любомир Боднарук). Хор привез на фестиваль разнообразную программу. Киевская публика уже не раз слушала его пение, но это выступление было особенным. Слушателей пленило вокальное умение черниговских хористов. Они легко преодолевали трудности партитур Д.Бортнянского, В.Мужчиля, Л.Дычко А.Караманова, С.Рахманинова, Ю.Свидера и др. Хористы ощущают стиль, эпоху произведения — и в этом мастерство дирижера Любомира Боднарука. Этот хоровой коллектив уже многие годы популяризирует украинское хоровое наследие и в Украине, и за рубежом. Особое внимание хор уделяет современным украинским авторам, часто выступая первооткрывателем произведений.
Презентация еще одного хора состоялась на «Золотоверхому Києві». Это — камерный хор «Кредо», основанный в 2002 году. Хор — молод, так же, как и хористы, — профессиональные исполнители, выпускники и студенты Национальной музыкальной академии Украины имени П.Чайковского и Государственного университета культуры и искусств. Дирижер — Богдан Плиш.
Меня этот хор поразил своей особой духовностью в исполнении «Песнопений и молитв» Георгия Свиридова в марте 2004 года на XIV Международном фестивале «Музичні прем’єри сезону».
На «Золотоверхий Київ» хор «Кредо» подготовил «Демественную Литургию» О.Гречанинова для хора, солистов и оркестра. Концерт состоялся в костеле святого Александра. Следует заметить, что в этом большом зале не было свободных мест, настолько интересно было знакомство с новым коллективом и малоизвестным произведением Гречанинова, первое исполнение которого состоялось в России в 1918 году.
Богдан Плиш как дирижер и руководитель хора для репертуара ищет неизвестные и редко исполняемые произведения. И в них он как современный интерпретатор вдыхает живой пульс XXI века. Звучание хора «Кредо» пленяет все внимание слушателя, покоряет особой объемностью, искренностью, эмоциональностью, глубиной внутреннего наполнения. Движения дирижера порождают звучание, волнующее душу и словно возносящую ее на недосягаемую высоту. Богдан Плиш со своим хором «Кредо» в «Демественной Литургии» открыл в каждой части глубокое философское содержание и донес его к слушателю на высоком художественном уровне. По моему мнению, этот концерт — открытие молодой звезды в хоровом искусстве Украины, и хочется поддержать талантливого художника и его хор. У них может быть большое будущее и результативная работа на ниве современного хорового искусства Украины.
Из забытых страниц украинской музыки к нам на фестивале возвратилась оратория М.Вериковского «Дума про дівку-бранку», которая была написана в 1923 году (в 1954-м вторая редакция). Михаил Вериковский — выдающийся украинский композитор, автор балета «Пан Каньовський», оперы «Наймичка», произведений — симфонических, кантатно-ораториальных, хоровых, инструментальных. Перед нами монументальный холст для солистов, мужского и женского хоров, симфонического оркестра. В оратории либретто также сочинено М.Вериковским по текстам народных дум. Композитор словно объединяет фольклорную первооснову со средствами профессионального композиторского письма. Перед исполнителями — хоровой академической капеллой Национального университета Киево-Могилянской академии «Почайна», Государственным эстрадно-симфоническим оркестром, солистами — стояла сложная творческая задача. После долгих лет забвения вернуть широкой общественности произведение, являющееся яркой страницей украинской музыки ХХ века. Дирижер Александр Жигун, ставший основателем и неизменным руководителем хоровой академической капеллы «Почайна», с добросовестностью и незаурядной энергичностью отнесся к воплощению этого проекта в жизнь.
Закрытие фестиваля было аншлаговым. Концерт в Национальной филармонии носил название «Володимир Зубицький «Гей, музики!» Слушатели — киевские меломаны — буквально бежали на имя Владимира Зубицкого, чей фантастический успех помнят еще с 80-х годов ХХ века. В те теперь уже далекие 80-е каждая премьера произведения В.Зубицкого была музыкальным событием. Он был во всем нов — в трактовке хоровых жанров, манере хорового письма, в самом подходе к хору как к «объединению певцов-артистов». Его хоры были рассчитаны на высококвалифицированных певцов, легко читающих современную хоровую партитуру, которая была похожа на партитуру произведений для оркестра. Возможно, поэтому впервые его хоровые произведения исполнил Новосибирский камерный хор под руководством Б.Певзнера. Со временем части его хорового концерта «Гори мої», а в 90-х годах «Ярмарок» были исполнены народным хором им.Г.Веревки под управлением А.Авдиевского.
За последние 14 лет очень изменилась хоровая ситуация в Украине. И правда, нет такого современного камерного хора, где бы не звучали «Дримба», «У неділю на весіллі», «Вітер віє».
Жаль, что Владимир Зубицкий уже несколько лет живет в Италии и меньше пишет хоровой музыки. Но как хорошо, что «Золотоверхий Київ» и Николай Гобдич пригласили этого украинского композитора на хор-фест, и его произведения снова звучат в Украине. Кроме известных произведений «Ярмарок» (1987 г.) и хорового концерта №1 «Гори мої» (1986 г.), Владимир Зубицкий написал именно для «Золотоверхого Києва» два псалма и посвятил их покойному отцу Даниилу Зубицкому — известному украинскому врачу-фитотерапевту. Это первые попытки композитора в жанре духовной музыки, но в концерте в исполнении хора «Киев» они прозвучали проникновенно и одухотворенно.
В интерпретации «Ярмарку» — сценической кантаты на народные темы для хора, солистов, фольклорного ансамбля и ударных инструментов — хор студентов Института искусств Национального педагогического университета
им. М.Драгоманова, солисты оркестра под управлением Павла Ковалика стремились создать настоящее народное действо, которое в общем привлекало пением и игрой молодых исполнителей. К сожалению, постановщики не пригласили профессионального режиссера, и потому у этой интерпретации имеются недостатки.
Во втором отделении прозвучал хоровой концерт «Гори мої», состоящий из восьми частей. Хотелось бы отметить органику музыкального (руководитель хора «Київ» Николай Гобдич) и сценического (режиссер Василий Вовкун) решений этих ярких «картин» из народной жизни.
Хор «Київ» показал себя в каждой части мастерски. Особенно виртуозно, технически совершенно прозвучала «Дримба». Все пело, играло, двигалось в едином динамическом настроении. Николай Гобдич еще раз доказал, что совершенству нет предела. И хор «Київ» снова удивил своих поклонников фантастическим исполнительским искусством, которому аплодирует весь мир.