Гипермаркет Шерешевского

19 апреля, 2013, 18:45 Распечатать Выпуск №15, 19 апреля-26 апреля

Не надейтесь найти хотя бы в одной работе художника холодный академизм или просто демонстрацию виртуозного владения ремеслом. В каждом полотне — скрытая философская сентенция, взгляд на фантастический, алогичный, абсурдный, но привлекательный мир. 

Вы знаете Агафию Федосеевну? Та самая, которая откусила ухо у заседателя.

Н.Гоголь "Повесть в том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" 

Замечательный человек — Владислав Шерешевский! Вы не знаете художника Шерешевского? Вы много потеряли! Но есть удобный случай с ним познакомиться. Ну, если не лично, то с его творчеством — гарантировано. В киевском Музее современного искусства Украины открыта выставка художника "Асорті". Есть художники, приглашающие на свои экспозиции всех знакомых, едва знакомых, совсем незнакомых. И приходишь, потому что не хочешь ранить трепетную душу творца. Вглядываешься в муки творчества, втиснутые в дорогие золоченые рамы, а они не греют, не затрагивают фибры души. Досадно. Неловко. Думаешь — то ли в сердце уже какой-то эстетоприемник усох, то ли художник не той рукой кисть держит. Совсем другое дело — Шерешевский. Едва увидишь афишу с анонсом его очередной выставки, бросаешь неотложные дела и погружаешься в искусство даже без официального приглашения.

Владислав Шерешевский
Владислав Шерешевский

Мне известно, что Владислав Шерешевский плодовитый как дюжина Питеров Паулей Рубенсов, но объем и разнообразие работ, включенных в экспозицию "Асорті", поражает. Так могут работать только творцы, до последней своей молекулы преданные Искусству, которое я не по ошибке написал с большой буквы. Но не надейтесь найти хотя бы в одной работе художника холодный академизм или просто демонстрацию виртуозного владения ремеслом. В каждом полотне — скрытая философская сентенция, взгляд на фантастический, алогичный, абсурдный, но привлекательный мир. Владислав Шерешевский насмехается над историей и политикой, рекламой и телевидением, религией и национальной идеей. Если бы за это дело принялся менее искусный художник, провал и язвительные комментарии на тему китча и карикатуризации святого и грешного были бы гарантированы. Возможно, завистливые "коллеги по кисти" и будут за глаза кусать произведения Владислава, но яд не сработает, а зубы выкрошатся. 

Рок-музыкант Френк Заппа говорил: "Рассказывать о музыке — это все равно, что танцевать об архитектуре". Трудно словами описывать и живопись, даже демонстрируя сверхкачественные репродукции, — они влияют на наше биополе совсем не так, как живой контакт с настоящими красками, удивительным образом выложенными художниками в гармонию цвета, формы и идеи. 

Владислав Шерешевский не просто умело и парадоксально играет сочетанием мало совместимых сюжетов и догм, но и уместно вкрапливает слова и фразы, помогающие докопаться к двойному или тройному дну живописной работы. Диапазон препарированных тем можно ощутить даже в перечне некоторых названий картин: "Смерть галеристки", "Чистотайд", "Джобс", "Христос і гуцули", "Перший національний", "Система Станіславського", "Де кілька", "Зняття з хреста", "Андроїди", "Молодий Шевченко у художника Шерешевського", "Аліса", "Самсунг", "Сім сорок", "Модест Петрович", "Б.Г.", "Нестор Іванович", "В контакте".

Владислав Шерешевский чрезвычайно умело пародирует живописную технику разных эпох и стилей: от жизнеутверждающих фламандцев до советского соцреализма, от нервных мазков Ван Гога до украинского наивного примитивизма. Но даже сквозь самую утонченную имитацию (Владислав, при желании, мог бы завалить мировой арт-рынок совершеннейшими подделками любого из великих, — и эксперты сошли бы с ума, пытаясь отличить настоящих веласкесов и матиссов от "шерешевских") просматривается один неповторимый художник. Хорошо, что на выставке есть и абсолютно искренние, не эпатажные небольшие портреты детей, женщин. Возможно, именно в этих работах и сконцентрирована квинтэссенция творческого почерка художника. Все-таки веселый циник — это, пожалуй,
театральная маска Владислава Шерешевского.

Интересно, если бы на киевскую улицу Глыбочицкую, на выставку "Асорті" каким-то чудом попал новый Папа римский Франциск и без иезуитских уловок предложил Шерешевскому расписать какую-нибудь нововыстроенную ватиканскую капеллу, согласился ли бы Владислав на этот каторжный труд? Наверное, да. Даже не спрашивая о вознаграждении. Четыре года работы, шестьсот квадратных метров, триста библейских персонажей — это ему вполне по силам. Но смог ли бы он удержаться от соблазна пощекотать своей язвительной кистью серьезность небес?

Если у вас настолько препаскудное настроение, что даже долгожданная весна кажется серой и депрессивной, вам стоит посетить выставку Владислава Шерешевского. Возможно, вы и не превратитесь в этих залах в оптимиста, но несколько часов вакцинации от весьма мучительного восприятия бытия гарантированы.

Если же вы неисправимый оптимист с примесью здорового жизнеутверждающего цинизма, также не обходите стороной Музей современного искусства Украины, который за Канавой, как говорил Прокоп Свиридович Сирко из пьесы "За двумя зайцами", т.е. на улице Глыбочицкой,17. Выставка живописи Владислава Шерешевского "Асорті" продлится до 28 апреля.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно