ФИЛЬМ О ДОМЕ: ОЩУЩЕНИЕ СОПРИЧАСТНОСТИ

30 мая, 2003, 00:00 Распечатать

В ХVII столетии на месте Братской школы, землю под которую подарила киевская шляхтянка Галшка Гулевичевна, вырос Дом...

В ХVII столетии на месте Братской школы, землю под которую подарила киевская шляхтянка Галшка Гулевичевна, вырос Дом. Воспитывая в своих стенах ярких и неординарных людей — политических, религиозных деятелей, ученых, музыкантов — Дом укоренялся в историю родной страны, творил эту историю. Судьба Украины отразилась в нем словно в зеркале. В XVIII веке здесь запретили печатать книги и преподавать на украинском языке. В 1817 г. по распоряжению правительства указом синода самый старый вуз на территории Восточной Европы — средоточие украинской науки, культуры и ментальности — был закрыт, на его территории открылась духовная семинария, реорганизованная позже в духовную академию. В советские времена Дом находился в распоряжении штаба Днепровской военной флотилии. Пережив период разрухи и забытья, в первые годы независимости Киево-Могилянская академия была возрождена. Ныне это один из самых престижных вузов Украины. За рубежом академия считается символом возрождения страны.

Могилянка может и умеет использовать свою символичность. Это уже своеобразный брэнд. Объединение традиций давних и нынешних, уникальная двойственность славного исторического Вчера и перспективного Сегодня — больше ни один вуз Украины не располагает таким заманчивым «ресурсом». Поэтому, когда у академии назрела необходимость в презентабельном рекламно-документальном фильме, формирующем позитивный образ легендарного вуза, столь утилитарное поначалу задание чрезвычайно вдохновило и увлекло режиссера Сергея Маслобойщикова. Так появился «Галшкин дом».

Можно ли в наших условиях сделать рекламный фильм, который хочется смотреть еще и еще, выйти за рамки его рекламности, более того — заставить зрителя забыть о ней? Как эмоционально рассказать об условиях поступления, факультетах, специальностях? Что и говорить, задание у творческой группы было непростым. В полчаса отведенного времени следовало вместить колоссальный объем информации и подать ее максимально живо, доступно, чтобы запомнилась. Информация на экране не может существовать вне интонации, характера — в чистом виде она безлика. Поэтому авторы фильма попытались максимально оживить его, придать игровой характер, отойти от длинного списка имен, фактов и дат, который необходимо было отобразить. Так информация обрела свое лицо. Вернее, лица.

«Я подчеркиваю, что главным героем фильма является Могилянка», — заявил Сергей Маслобойщиков. Портрет академии — в лицах почти ликах великих исторических деятелей: гетманов, митрополитов, философов, во вдохновенных образах современных студентов — певцов хоровой капеллы «Почайна», в таинственных фигурах в мантиях и бонетах, движущихся на ходулях по необозримым коридорам библиотеки.

Среди этого многоликого единства (могилянцы, присутствующие на презентации фильма, то и дело узнавали себя и своих знакомых) выделяются и конкретные «ведущие» персонажи. С одной стороны — дети, которые хотят поступить в университет, с другой — университетский Шут, всю жизнь проведший в книжных шкафах академии, знающий о ней все. Роль Шута исполнил профессиональный актер Валерий Чигляев. Он рассказывает об академии немножко смешно, немножко серьезно — вносит контраст и запоминается. «Для других ролей, — рассказывает Маслобойщиков, — я искал интересные лица, непосредственных молодых людей. И еще мне хотелось, чтобы главный герой был похож на Гарри Поттера. Заманчивой показалась параллель с волшебной страной, куда все хотят попасть, но не каждому удается. Так у мальчика появились очки. Вадим Крушинский и Оля Лукьяненко — непрофессионалы. Вадим — студент КПИ, Оля — студентка театрального института им. Карпенка-Карого».

Как выразился кинорежиссер Михаил Ильенко, фильм «вызывает зрительский азарт». Картина настолько динамична, что за полчаса зрители не успевают ею насытиться. Правда, в этом полете информация, особенно историческая, в памяти не особо откладывается — передается лишь общее впечатление дыхания времени, череды значительных лиц. Но минус ли это? По окончании фильма у зрителя возникает много вопросов, на которые тянет искать ответы.

Путешествие юных героев из прошлого в будущее глубоко символично. Человек, попавший в академию, чувствует, что он — продолжатель, за ним — традиции, поколения, судьбы.

Продюсер Светлана Зиновьева довольна проделанной работой — как результатом, так и процессом: «Сергей Маслобойщиков — такой выдумщик! С ним чрезвычайно интересно работать. Это страшно неудобно в плане финансовом, но об этом на съемочной площадке как раз меньше всего думается, наоборот — хочется все замыслы режиссера реализовать.

Помню наши поиски воплощения на экране размытого исторического времени. Вначале по библиотеке должны были плыть сквозь туман казаки, разговаривая об академии (представляете уровень режиссерской фантазии?!). Мы думали, как это сделать, переписывали отдельные кадры фильма «Огнем и мечом». Туман над водой искали на... фабрике мороженого. Привезли оттуда сухой лед, эксперименты проводили у Сергея дома. Посреди комнаты поставили большую кастрюлю, положили туда лед и налили кипяток. Пошли дивные волны, которые расползались под книжные шкафы, диваны, заполнили комнату, коридор. Мистическая картина! Съемочная группа, взрослые люди, весело, по-детски непосредственно топтались по этим волнам...».

«Выдумщика» Маслобойщикова называют человеком универсальным. Его первая профессия — художник-график. Потом он стал сценографом, а после — театральным и кинорежиссером. Его фильмы «Певица Жозефина» и «Мышиный народ» удостоились международных премий.

«Галшкин дом» интересен не только для Могилянки, но и для украинского кино в целом. Конечно, картина — заслуга не только режиссера. Надо отдать должное сценаристу Александру Щербине, оператору Виктору Кабаченко. Огромную работу проделали специалисты, колдовавшие над компьютерными эффектами, без которых не воплотились бы многие смелые находки автора. «Когда в начале фильма видишь вырастающее до небес здание академии, ощущаешь, что дети, которые входят сюда, тоже вырастают — духовно», — делится впечатлением от одной из них Раиса Логвиненко, секретарь комитета культуры и духовного возрождения Верховной Рады Украины.

Сергей Маслобойщиков не идеализирует свое детище. «Не могу сказать, что в этой работе, как и в прочих, я сделал все, как хотел, — признается он. — Всегда остается неудовлетворенность. Но если иметь возможность доделывать фильм, можно потратить на это всю жизнь. Нужно уметь останавливаться.

Думаю, мы упомянули не всех достойных отображения в фильме, к кому-то были несправедливы, кому-то уделили меньше внимания, нежели нужно было, но ведь это жанр, в котором невозможно охватить все. Был лимит временной, финансовый. Мы могли бы снимать еще и еще, но задание было получено определенное, и мы как люди дисциплинированные его выполнили».

Так или иначе, работать в НаУКМА съемочной группе понравилось. «У нас была возможность сотрудничества на всех уровнях, — подводит итог Светлана Зиновьева. — Корпоративное кино создавалось в условиях абсолютной свободы. Очевидно, свобода — характерный признак Могилянки как таковой».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно