Сегодня наши служители муз продолжают делать то, что умеют лучше всего — творить и играть музыку, ища среди семи нот новые сочетания, и радуя своих соотечественников, имеющих благодарные уши и музыкальный вкус, чтобы по достоинству оценить их работу.
В слогане «Филармония непокоренных», избранном Национальной филармонией для своих новых мероприятий, — множество смыслов. Идея возникла у и.о. генерального директора Национальной филармонии Украины, композитора Михаила Шведа. Поначалу она состояла в поддержке коллег из регионов, где сейчас сложные условия для работы. В рамках проекта музыкантам из прифронтовых, деоккупированных территорий и тем, кто выехал из оккупированных районов, предоставляется площадка Национальной филармонии.
В феврале состоялся первый концерт оркестра «Ренессанс» при участии музыкантов мариупольской филармонии.
«Сегодня мы хотим расширить проект, которым заинтересовались не только филармонии, но и те, кто работает в других коллективах близко к зоне боевых действий, — рассказывает о планах Михаил Швед. — Ведем работу в этом направлении. Понимаем, что проект должен быть пластичным, развиваться. Это может быть как участие коллективов, так и отдельных солистов с нашей программой. Это могут быть и камерные концерты, потому что у нас сейчас есть такая возможность».
В укрытии Национальной филармонии сегодня активно работает музыкальный салон. Камерные концерты в уютной гостиной всегда проходят с аншлагом.
Слезы в глазах зарубежных гостей
Куратор коммуникационного направления Национальной филармонии Ольга Стельмашевская рассказала, что в этом году накануне 24 февраля филармонию посетили множество иностранных журналистов.
«Все были в восторге, — делится впечатлениями Ольга. — После общения репортеры приходили в зал, где проходила репетиция оркестра. Слушали музыку. На глазах у многих были слезы. Причем это были мужчины. Разного возраста: и молодые, и те, кто уже много чего повидал на своем веку. Но к такому они не привыкли. Журналисты из разных стран наблюдали за процессом, за тем, как играют музыканты, как спускаются в укрытие, как распечатывают ноты — в условиях войны все работает, как швейцарские часы. Реакция была такой: «Ну как это? Откуда вы берете силы?». Ну как... Мы работаем. Музыканты, творцы. Вопреки всему. Не можем не работать. И не просто формально, а на высоком уровне. И сейчас многие наши сотрудники возвращаются в Киев».
О филармонии непокоренных писали немало ведущих зарубежных СМИ. «Почему нас спасет музыка?», — жизнеутверждающе прозвучало в сюжете о филармонии в подкасте итальянского журналиста Radio 24.
Здесь можно вспомнить фильм «Марс атакует», где американцев спасла именно музыка, когда другие средства, включая ядерное оружие, оказались неэффективны в борьбе против инопланетного агрессора. Музыка, от которой у тех, кто «пришел с миром», в буквальном смысле взрывался мозг. Как знать, может, стоит надеяться в этом плане на потенциал наших творческих сил?
«Контактная филармония» для малышей
Развитие детского направления впервые предусматривает программу для детей от трех до пяти лет. В новом формате квест-концерта, где кролик Филармон и его друзья противостоят злому волшебнику Диссонансу, детям предлагается близкое знакомство с миром музыки в игровой форме. Ребенок слушает музыку, может танцевать, петь, трогать инструменты и музыкантов. Эксперимент в деле воспитания будущего зрителя интересен и самим сотрудникам. Чтобы объяснять музыкантам некоторые особенности работы с такой возрастной категорией, привлекают психологов. Это европейский тренд. Например, в Париже на подобные филармонические программы билеты раскуплены уже до осени.Что еще интересного для публики?
На протяжении сезона на всех площадках филармонии слушателям и зрителям предлагается около 80 разных мероприятий в месяц.
Одно из ярких событий — концерт Киевского камерного оркестра и грузинского дирижера Михеила Менабде, который живет в Вене. Михеил уже приезжал в украинскую столицу осенью, несмотря на то, что за границей музыкантам вообще не рекомендуют гастролировать в Украине. В программе две премьеры: «Капля за каплей» украинско-нидерландского композитора Максима Шалыгина и Kommos-2022 киевлянина Олега Безбородько.
«Мы тоже начали устраивать открытые репетиции, — рассказывает Ольга — Такая простая вещь. Оказалось, что некоторые студенты консерватории, которые стали приходить к нам, никогда не были в филармонии... Теперь можно зарегистрироваться и бесплатно прослушать концерт, который будет вечером. Людей приходит все больше».
Также в филармонии развивается интересный жанр, где задействованы артисты, как это раньше называлось, разговорного жанра. «Слово — оружие!» — название художественного проекта, посвященного Дню украинского добровольца.
Сегодня в филармоническом репертуаре не звучат произведения российских композиторов. Ольга говорит, что у сотрудников филармонии полное взаимопонимание в этом смысле: «Открывается огромный пласт украинской музыки, которую раньше исполняли или очень редко, или вообще не играли. Это вдохновляет. Такой, как говорится, драйв поиска новых нот. У нас очень много талантливых композиторов. Делаем абсолютно потрясающие программы наших современников, много прекрасной музыки. И публике это очень нравится».
В завершение надо, наверное, добавить что-нибудь из оперы. И не из другой, а из той самой. Вернее, не из оперы, а из балета. Потому что есть одно классическое произведение, которого многие ждут, прежде всего в Украине. Это, конечно, «Лебединое озеро». В том самом смысле. Если бы оно прозвучало в торжественный момент... Думается, наши, например, филармонические бандуристы все же не удержались бы и подыграли бы от души.
«Да и не только бандуристы, — улыбается Ольга. — Мы все сыграем. И споем. Думаю, мы с вами даже станцуем в балетных пачках...».
Больше статей Марко Баянова читайте по ссылке.