Российская пропагандистская машина беспрерывно работала, в частности и над тем, чтобы такие культовые классические балеты, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» вызывали ассоциацию с «великой Россией», чтобы «великий российский балет» имел «неоспоримое» первенство в мире и служил «фиговым листком» для всех преступлений своей безумной страны.
С начала полномасштабной войны на афишах государственных украинских театров не найти никаких «лебединых озер» и «щелкунчиков» на музыку российского композитора Чайковского, которого Путин осенью 2022 года документально (в соответствии с «Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за границей») «утвердил» одним из маркеров российской культуры.
Война очень страшной ценой, но открыла украинцам шлюзы для представления своей уникальной культуры. И мы не имеем права утратить этот шанс — явить всему миру аутентичность нашей культуры, ее разнообразие и богатство.
Штрихи к портрету украинского балета
Украина имеет свою знаменитую балетную историю. Вспомним лишь несколько имен представителей разных поколений.
Серж Лифарь, которого называли «богом танца», первые шаги как артист балета делал именно в родном Киеве и всю жизнь считал себя украинцем. В 1947 году в Париже он основал Институт хореографии при Гранд-опера, вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.
Валерий Ковтун — один из самых титулованных украинских артистов и хореографов: лауреат Шевченковской премии, обладатель премии им. Вацлава Нижинского Французской академии танца и т.п. Именно он поставил один из шедевров украинского балетного искусства — философскую притчу «Лілея» по произведениям Тараса Шевченко.
Анико Рехвиашвили — первая женщина на должности художественного руководителя балетной труппы Национальной оперы Украины, до своей преждевременной смерти успела очень плодотворно поработать для украинского балета шесть лет. Она авторитетно утверждала: «Украинский классический, неоклассический балет отличается большей эмоциональностью и особой выразительностью танца». Ее балеты «Віденський вальс», «Дама з камеліями», «Дафніс і Хлоя», «Юлій Цезар», «Половецькі пляски», «Снігова королева» и многие другие собирают полные залы и в Украине, и за границей.
В 2018 году, во время руководства Анико Рехвиашвили, балетная труппа столичного театра впервые с восстановления Независимости, после перерыва, длившегося с 1964 года, поехала на гастроли в Париж. И в одном из мировых балетных центров произошел прорыв в восприятии культуры Украины, в частности украинской балетной школы. В Париже наши артисты пережили настоящий триумф! Столица Франции встретила украинский балет аншлагами, а провожала заключением новых контрактов и приглашениями на следующие сезоны.
По словам одного из ведущих балетмейстеров мира Алексея Ратманского, который вырос и учился в Киеве, легендарная Майя Плисецкая говорила так: «Я всегда знала, что украинцы другие, — у них и голоса лучше, и ноги красивее».
Балет военного времени
Из пяти балетных трупп Украины Национальных академических театров оперы и балета сегодня продолжают работать четыре: в Киеве, Львове, Одессе, Днепре. К сожалению, в Харькове под постоянными обстрелами нет такой возможности.
Враг пытается нас деморализовать. А мы держимся, укрепляем стойкость. Внутренний фронт держат все, как могут. Держат его и наши артисты, вдохновляющие нас и поддерживающие наш дух.
Как сказала прима-балерина Национального театра оперы и балета Украины Анастасия Шевченко: «Искусство — своеобразное лечение людей. Так было всегда. Мы на сцене, а зрители в зале — все вместе переносимся в мир грез, фантазий. Искусство для того и существует, чтобы люди могли хоть на час отвлечься от разрушительных информационных потоков, от той ужасной реальности, куда нас втянула война».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Но какой ценой для артистов это происходит?
Продолжают работать, несмотря на хронический стресс, постоянные ракетные обстрелы, отсутствие света в студии, при температуре около 15 °C, разделение семей…
На начало восстановленной работы Национальной оперы в балетной труппе было всего 30 артистов из 160. Но это не помешало творческому процессу: так, в первые дни лета состоялась премьера балета-концерта «Танцюємо Штрауса» (балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов), а в сентябре презентовали одноактный балет «Доктор Фауст» в постановке Виктора Ищука.
Как рассказывает руководитель пресс-службы Национальной оперы Лана Рокси: «Когда заглядывала в гримерки, артисты сосредоточенно читали ТГ-каналы и плакали. А потом вставали, вытирали слезы, гримировались и бежали на сцену дарить радость. Считаю, что труппе Национальной оперы Украины надо дать коллективного Героя Украины!».
Абсолютно разделяю взгляд руководителя пресс-службы театра, поскольку кроме того, что артисты дарят настроение со сцены, представители балетной труппы еще и волонтерят, как, например, балерина Олеся Воротнюк, которая в первые дни полномасштабного вторжения приобщилась к рядам теробороны, а сейчас, вернувшись на сцену, все свободное время посвящает волонтерству. А еще — воюют на фронте: в сентябре под Майорском Донецкой области погиб выдающийся солист балета, заслуженный артист Украины, преподаватель Александр Шаповал…
Здоровая альтернатива российской оккупации балета
В течение почти года Украина настойчиво требует объявить бойкот российской культуре, ее многочисленным символам. Хотя бы на время кровопролитной войны.
Как корректно отмечает наш министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в своих многочисленных блогах-обращениях к внутренней и внешней аудиториям: «Российская культура — это и «потемкинские деревни», и острие ракет». Но и сейчас до сих пор наблюдается общая сезонная зацикленность на исполнении определенных произведений российского происхождения, как, например, балетные марафоны «Щелкунчика». И сегодня опытными российскими пропагандистами все профессионально «заворачивается» в «традиции», вынуждающие весь мир бесконечно жевать одну и ту же «культурную резинку».
И именно в этом контексте в Украине есть здоровая балетная альтернатива, например «Снігова королева» и «Лісова пісня».
Накануне новогодних праздников Национальная опера Украины представила обновленный спектакль «Снігова королева». В музыкальную составляющую балета сначала входили, кроме музыки Эдварда Грига, Жюля Массне, еще и фрагменты произведений российских композиторов (Чайковского, Лядова и Глазунова), но с началом полномасштабного вторжения было решено изъять музыку титульных представителей культуры страны-агрессора и заменить ее произведениями Жака Оффенбаха и династии Штраусов.
И, конечно, нельзя не упомянуть об уникальном балете «Лісова пісня» на музыку Михаила Скорульского — универсальном для всех сезонов года. В основу одноименного балета положен сюжет одного из лучших произведений украинской литературы — драмы-феерии Леси Украинки. Понятный всем сказочный сюжет, волшебная музыка, высокое мастерство артистов, само полотно спектакля плюс роскошные декорации, — наш гениальный национальный продукт может стать настоящей визиткой балетного искусства Украины.
Главная исполнительница роли Мавки — прима-балерина Татьяна Лёзова считает: «Очень важно продвигать наше — украинское. Украинская самобытная культура по известным причинам оказалась в фокусе концентрированного внимания мира. И мы должны воспользоваться этим шансом, это важно сделать и в память о многочисленных жертвах этой ужасной войны. «Лісова пісня» — это балет о победе правды над ложью, свободы над рабством, добра над злом».
***
Итак, пора обратить внимание на украинский репертуар, на родившиеся в современной Украине балеты на музыку Евгения Станковича, Юрия Шевченко, Виктории Полевой, Ивана Небесного и других. И продолжать возвращаться культурно и ментально в родную европейскую среду.
И помним: искусство в этой цивилизационной войне — один из самых сильных антидотов.
Больше статей Мирославы Макаревич читайте по ссылке.