Опаленное поколение: украинские арт-звезды в контексте революции и войны

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Опаленное поколение: украинские арт-звезды в контексте революции и войны © ZN.UA

В издательстве «Основи» вышла книга «НеСвідоме мистецтво. Художні рефлексії. Україна після 2013-го». Автор книги Олеся Геращенко (Шамбур) предлагает посмотреть на срез современного украинского искусства украинского искусства в период чрезвычайных исторических сдвигов в новой истории Украины: Революции достоинства, российско-украинской войны, аннексии Крыма. Издание включает более 50 интервью с украинскими художниками, которые рассказывают как о собственных творческих поисках, так и о своей гражданской и художественной реакции на современные события в Украине.

35-летний художник, арт-звезда харьковского художественного небосклона Гамлет Зиньковский говорит: «Изобразительное искусство работает опосредованно, а если оно прямое и понятное, то это — плакат». Еще весной 2014-го Гамлет сделал серию коллажей «В ожидании войны»: старые советские фотографии, от 1920-х и до 1980-х. Один из довольно остроумных его коллажей, как говорит сам художник, посвящен Крыму, а другой — Кремлю. «В своем творчестве хочу говорить о современности глобальнее. Меня не интересуют политики-современники. Я не хочу ничего вообще посвящать людям власти и пытаюсь держаться от них по возможности дальше», — сознается на страницах «НеСвідомого мистецтва» харьковский Гамлет.

Издательская группа "Основа"

Знаменитый 62-летний художник из Киева Матвей Вайсберг рассказывает автору книги: «Когда Майдан только начался, я туда пошел не как художник, а как гражданин — для того, чтобы нас там было больше. С течением времени насобирались мои впечатления и фотографии с места событий.

И когда наступило перемирие, я понял, что больше буду нужен в своей мастерской».

Вайсберг реализовал свой арт-проект «Стена» в период Майдана как «живопись прямого действия». Выбранная художником форма непосредственно связана с библейской Стеной и событиями Старого Завета. Позже свою «Стену» художник назвал «28 работ о Майдане». Проект Вайсберга выставлялся в Офисе Еврокомиссии, в Лондоне, в польском Сейме в Варшаве, в Берлине — в рамках акции «Майдан. Украина. Путь к свободе». По мнению художника, прежде чем обсуждать место украинского искусства в большом мире, сначала мы сами для себя должны выяснить что это, собственно, такое — «украинское искусство», и ни в коем случае не должны отдавать России тех, кого государство-агрессор спешит задекларировать россиянами, — от Казимира Малевича до Владимира Боровиковского. «Тех художников, у кого есть украинские корни, даже если они потом и поехали в Москву, Петербург или Варшаву, нужно признавать частью украинского искусства», — отмечает художник в своем спиче на страницах новопечати.

Легендарный 85-летний художник, живой классик украинского искусства Иван Марчук, отвечая на вопрос Олеси о позиции современного художника по событиям в Украине после 2013 года, говорит: «На моем творчестве социальные события не отражаются, потому что я не иллюстрирую жизнь. Определенные катаклизмы могут повлиять на меня, но не сразу и опосредованно. Например, я был в Нью-Йорке, когда случилась трагедия 11 сентября 2001 года, и сам видел, как падали печальноизвестные башни. Через несколько лет у меня появился цикл «Выходят мечты из берегов». Я выставил эти картины в музее-мастерской Ивана Кавалеридзе в Киеве, и зрители мне говорили: «Иван, это же взрыв!». Я посмотрел на те свои картины — действительно, я же видел тот страшный взрыв в США и, видимо, он попал в мое подсознание. И в конце концов я написал очень экспрессивный цикл. Я люблю импровизацию и определенную одержимость, а не конкретику. Объяснять, что именно имел в виду художник, бесполезно, — пусть каждый видит свое».

40-летний художник-график из Харькова Роман Минин, в последние годы ставший одной из самых ярких арт-звезд современного украинского художественного небосклона, вспоминает, что однажды решил создавать собственный «шахтерский фольклор», потому что понял, что весь существующий «шахтерский фольклор» в СССР был создан «одним человеком задним числом», да еще и по заказу Гостелерадио СССР. «Деньги, которые я сейчас получаю, вкладываю в новые творческие эксперименты, технические новинки, талантливых людей и в путешествия», — сознается художник. И добавляет, что решил приобщиться к мировому художественному процессу без каких-либо комплексов неполноценности — без ощущения, что, дескать, украинский художник — это человек третьего мира.

Издательская группа "Основа"

«Рост разногласий в стране я ощущал еще с 2007 года. И предлагал тогда влиятельным людям возить донецкое искусство на Запад Украины и таким образом обмениваться культурой, но тогда палец об палец никто не ударил», — говорит Минин со страниц книги.

Особо щемящая локация в книге-галерее «НеСвідоме мистецтво» — Александр Ройтбурд из Одессы. Кажется, еще совсем недавно он шутил и проводил авторскую экскурсию по залам своего Художественного музея в Одессе, а сейчас Ройтбурд, ушедший из жизни ровно год назад — в августе 2021 года, — уже и сам стал ярким разделом художественной Истории Украины периода революции и войны. «Обывательский пацифизм я воспринимаю как измену, хотя в войну я и не погружен. Майдан же стал частью моей собственной жизни, Майдан заставил меня повернуться лицом к реальности, хотя и опосредованно», — размышления Александра Ройтбурда на страницах «НеСвідомого мистецтва».

***

Более 50 ярких фигурантов современного украинского арт-пространства объединены под обложкой одной книги Олеси Геращенко (Шамбур) «НеСвідоме мистецтво». Персонажи от таких икон национального арт-Олимпа, как Иван Марчук, Анатолий Криволап и Анатолий Дубовик, — к суперновым арт-звездам нашей с вами современности: Роману Минину, Никите Титову, Павлу Макову, Марии Куликовской, Жанне Кадыровой, Артему Волокитину и другим.

В целом более 50 персонифицированных арт-сюжетов, для каждого автор забронировала в рамках книги еще и персональную арт-галерею с избранным арт-контентом того или иного художника.

Издательская группа "Основа"

То есть издание «НеСвідоме мистецтво» является одновременно и серьезным исследованием в сфере современного арт-пространства, и изысканным художественным альбомом, концентрирующим внимание ценителя украинского искусства на ярких и принципиальных произведениях современного отечественного арт-контекста.

Мне лично как одному из ценителей именно такого контента особенно приятно встретить под обложкой книги Олеси Геращенко (Шамбур) многих современных украинских художников, своих давних знакомых, в последние годы бывших героями многочисленных публикаций «Зеркала недели».

Что в первую очередь привлекает внимание в авторском концепте издания «НеСвідоме мистецтво»? Это сознательный отказ автора от тургеневского деления современных украинских художников на родителей и детей. То есть на представителей младшего и старшего арт-лагерей. Отказ от такого деления, на мой взгляд, базируется не на стремлении искусствоведа тихо обойти тему вечного конфликта поколений в искусстве, а на том факте, что каждый из украинских художников, героев книги, и так находится в зоне постоянных конфликтов настоящего времени. И кого-то такая конфликтология вдохновляет на актуальный радикальный арт-жест, а кто-то, такие как великий Марчук, давно ведет свой постоянный размеренный диалог с Вечностью.

Игривое использование частицы НЕ в названии книги «НеСвідоме мистецтво» — как искреннее стремление автора, чтобы каждый из нас — арт-фигурантов и читателей (ценителей) — сам определил для себя приоритетность территории искусства: осознанная это или неосознанная территория творческого маневра. В целом лично для меня живое искусство и способно существовать исключительно в ареале подсознательного, потому что в искусстве там, где сразу открывается граница «осознанного», — начинается соцреализм.

Следовательно, в поле зрения нового исследования — яркое поколение современных украинских арт-звезд не по паспортному (возрастному) принципу, а по принципу хронотопа (времени и места). Время действия — драматические события в Украине после 2013 года. Место действия — Украина, Майдан, Восток страны, где начинает разворачиваться российско-украинская война. И именно в таком хронотопе, исходя из моих субъективных ощущений от прочитанного, заложено то, что объединяет украинских художников разных поколений и иногда контрастных арт-лагерей. Такая общая черта — неравнодушие всех наших художников к уже историческим событиям в Украине и их художественная «включенность» в драматические события, пусть даже кто-то воспринимает революцию и войну опосредованно, а для кого-то это — первый план современного арт-фронта.

Все они как дети Майдана и свидетели (наблюдатели) горячей фазы войны на востоке Украины на самом деле — единое украинское опаленное поколение, которое, обжигая ладони, грелось в зимние месяцы возле костра на Майдане, а потом, с опаленными душами и влажными от слез глазами, наблюдало за горячей войной в центре Европы, на востоке Украины.

Олеся Геращенко (Шамбур) задает героям своего исследования вопрос о времени и месте художника в настоящем времени, о роли искусства в решении конфликтов, о месте Украины в общемировом арт-контексте.

И ни одного шаблонного или вымученного ответа. Опаленное поколение говорит искренне и образно, иногда с историческими экскурсами.

Издательская группа "Основа"

48-летний харьковский художник Никита Титов, отвечая на вопрос о конструктивной роли искусства в конфликтной среде, правильно вспоминает известного миротворца Пабло Пикассо и говорит: «Голубь мира» Пикассо призывает к миру уже десятки лет, а его «Герника» показывает все ужасы войны, но это пока так никого и не остановило».

С точки зрения творческой сверхзадачи эта новая книга «НеСвідоме мистецтво» презентует Олесю Геращенко (Шамбур) сразу в нескольких ипостасях. Как искусствоведа, стремящегося глубоко погрузиться и внимательно исследовать нынешние творческие течения современного украинского искусства. Как публицистку, которая живо и образно реагирует на болезненные точки настоящего Украины, экстраполируя взгляды почти пяти десятков современных украинских художников, представителей опаленного поколения и не претендуя на соцсоревнование с Гертрудой Стайн, которая своих современников Первой мировой войны назвала «потерянным поколением».

И еще одна ипостась автора книги — как историка, потому что в такой серьезной работе «запечатлено время», именно это время, наше с вами время, — история Украины в тисках Революции Достоинства и российско-украинской войны. 

Издательская группа "Основа"

По поводу последнего бедствия выделил лично для себя прямую речь своего любимого художника Анатолия Криволапа, лауреата Шевченковской премии, выдающегося мастера и одного из «самых дорогих современных украинских художников».

Вот что он говорит: «Компромисс в любом конфликте — замечательная вещь, без которой не может жить ни человек, ни общество в целом. Но есть граница компромисса. Когда другая страна нападает на твою, это та граница, за которой компромисс невозможен. Враг подлежит уничтожению, если он не хочет или не может договариваться. Односторонний компромисс — это не компромисс, а сдача интересов государства. Поэтому искусство, конечно, иногда способно срабатывать миротворчески, но и преувеличивать его влияние не стоит».

Олеся Геращенко (Шамбур) родилась в Мариуполе. Получила магистерскую степень по международному бизнесу (2001) и международному праву (2008), обучаясь в Киеве, Лиллехамере и Берлине, получила квалификацию медиатора. Аспирант по культурологии докторской школы Национального университета «Киево-Могилянская академия» с исследовательским проектом по роли визуального искусства в конфликтных и постконфликтных средах, научный сотрудник Центра медиации и диалога.

В марте 2014 года в ответ на общественные вызовы учредила общественную организацию «Український центр злагоди» как платформу для развития взаимопонимания между гражданами в разных регионах Украины и повышения компетентности людей по трансформации конфликтов мирным путем. Живет в Киеве.

Больше статей Олега Вергелиса читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме