DOCUDAYS UA. "Каждый человек имеет право на..."

29 марта, 2013, 19:40 Распечатать Выпуск №12, 29 марта-5 апреля

DOCUDAYS UA — не фестиваль маскультового развлекательного кино, он по своей идеологии обязан затрагивать болезненные проблемы. Можно сказать, к чести организаторов, что барьер морального и художественного качества поднят довольно высоко — пройти его смогли только настоящие профессионалы документального кино.

© docudays.org.ua

В Киеве завершился X Международный фестиваль документального кино о правах человека DOCUDAYS UA. Фаворитом зрительских симпатий стал фильм "После Врицена" режиссера Даниэля Абмы из Германии.

Один из документов, с которым граждане СССР ознакомились во времена горбачевской "перестройки" и "гласности", назывался "Общая декларация прав человека". Недавно, перебирая домашние архивы, я нашел этот текст, напечатанный в журнале "Новое время" в конце
80-х, т.е. через 30 лет после принятия декларации Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. "За" проголосовали 48 стран, "воздержались" — Белорусская ССР, Украинская ССР, СССР, Чехословакия, Польша, Югославия, Южно-Африканский Союз и Саудовская Аравия. Не удивительно, что все 30 статей декларации несколько десятилетий были недоступны для ознакомления гражданам тоталитарных государств. 

Меня настолько поразили простые и лаконичные фразы этого официального документа, что я с горькой иронией написал флуоресцентным маркером на двух журнальных страницах слово ЮМОР и прикрепил их на доске объявлений моей режимной, окруженной высокой, декорированной колючей проволокой, бетонной стеной проектной организации...

Со временем оранжевая надпись на страницах выцвела, но слова декларации можно четко прочитать и сегодня. "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность... Каждый человек имеет право на свободу убеждений и свободное их выявление... Каждый человек имеет право на свободу мирного собрания и ассоциаций... Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своим государством...".

С определенной опаской переступал порог Дома кино, в котором открывался юбилейный, X международный фестиваль документального кино о правах человека DOCUDAYS UA. Страх небезосновательный — один из самых престижных мировых конкурсов фотожурналистики WORLD PRESS PHOTO в последние годы отбирает работы конкурсантов, используя фильтр, пропускающий только кровь и страдания (этот принцип распространяется даже на фото спортивных событий или дикой природы). И создается впечатление, что счастье, здоровье, красота, радость — это нечто наподобие цивилизационных рудиментов-аномалий. Конечно, DOCUDAYS UA — не фестиваль маскультового развлекательного кино, он по своей идеологии обязан затрагивать болезненные проблемы. Но не заполонит ли экраны конъюнктурный набор тем, на которые можно получить средства от благотворительных организаций, правительственных и неправительственных фондов: больные СПИДом, гей-сообщество, бродяги и преступники, несчастливые дети Африки... Можно сказать, к чести организаторов, что барьер морального и художественного качества поднят довольно высоко — пройти его смогли только настоящие профессионалы документального кино. Конечно, осилить, охватить всю, плотно насыщенную показами, встречами, мастер-классами, дискуссиями программу не в состоянии ни один участник фестиваля, журналист или художественный обозреватель. Кстати, сложилось впечатление, что медиа-сообщество активно заинтересовалось только открытием фестиваля (финальная вечеринка тоже не была проигнорирована), — фильмы смотрело немного людей с бейджами "Пресса". Но даже снежный транспортный коллапс не оставил Дом кино без зрителей, — залы были переполнены, большей частью студентами, стремящимися не только "потусоваться" и пошлифовать свой разговорный английский, но и научиться азам нелегкой, а иногда и опасной профессии кинодокументалиста.

DOCUDAYS UA — не только фестиваль-показ, но и фестиваль-соревнование разных авторских идей, находок, профессионального мастерства. В жюри были приглашены известные в Украине и мире кинорежиссеры и правозащитники: Мридула Гош (Индия), Павел Левинау (Беларусь), Орва Нирабия (Сирия), Туэ Стин Мюллер (Дания), Любовь Аркус (Россия), Аудрюс Стонис (Литва), Марианна Каат (Эстония), Александр Балагура (Украина—Италия), Кшиштоф Копчинский (Польша). Отдельно работало и студенческое жюри. Организаторы фестиваля учредили премию имени Андрея Матросова, художника, посвятившего большую часть своего таланта организации DOCUDAYS UA прошлых лет.

№12_9
Трудный выбор жюри. Туе Стин Мюллер и Аудрюс Стонис

Открыл программу фильм "Твердыня" (режиссеры Клара Тасовска, Лукаш Кокеш. Чехия), посвященный жизни Приднестровской Молдавской Республики, территории, которая хочет выглядеть государством и тщетно пытается убедить в этом мир. Приднестровье — словно жестянка, в которой законсервированы остатки СССР брежневских 80-х, а жители — будто пассажиры сломанной машины времени, погрязшей в прошлой политической системе и в прошлом веке. Часть граждан пытается вырваться из этого сонного царства, правдами и неправдами добывая кипы паспортов других государств. Впрочем, кое-кто искренне убежден, что именно здесь сохраняются ценности, безнадежно утраченные соседями...

Один из известнейших американских документалистов, Бен Мозес лично презентовал свой новый фильм "От шепота до крика". Идея этой работы близка к давней легенде, известной нам интерпретацией Шварца в пьесе "Убить дракона". "Власть развращает человека. Абсолютная власть развращает абсолютно". Бен Мозес анализирует надежды и ожидания людей, ждущих лучшей жизни после изменения режимов и свержения тиранов. Молодые революционеры быстро заползают в пустой панцирь убитого дракона и тоже превращаются в деспотов. Конечно, хотелось бы гордиться, что значительную часть фильма занимают кадры и интервью, посвященные оранжевой и посторанжевой Украине. Нас знает мир! Но страны и правители, выстраивающиеся радом с нашими знакомыми, к сожалению, — не тот эталон, на который следует равняться: Египет и Хосни Мубарак, Венесуэла и Уго Чавес, Зимбабве и Роберт Мугабе... 

Очень интересно было посмотреть еще один фильм из США — "Ай Вэйвэй: Ни о чем не жалей" (режиссер Элисон Клеймен). Герой ленты — эпатажный китайский художник Ай Вэйвэй, на мой взгляд, умело, в нужное время и в нужном месте начавший эксплуатировать авангардистские арт-идеи, которые стали активно превращаться в доллары на Западе лет пятьдесят назад. Западные поп-артпропагандисты носятся с ним как с писаной торбой, крупнейшие музеи Старого и Нового Света отдают под его затеи гектары стен и полов. Китайское правительство айвэйвэивское размахивание средним пальцем перед фото- и телекамерами воспринимает довольно спокойно — такая глуповатая протестность не пошатнет власть компартии. Однако когда художник стал размахивать миллионами легких денег, терпение у конфуцианцев лопнуло. Несколько месяцев тюрьмы слегка замедлили ход Ай Вэйвэй-шоу. Хотя, возможно, и играть — элемент Великого Театра. Во время просмотра фильма сложилось впечатление, что одна известная социальная сеть спонсировала то ли продюсеров фильма, то ли Ай Вэйвэя, то ли всех скопом. Герой фильма произнес слово "твиттер", наверное, раз сто...

Если бы я был на месте нашего правительства или Национального банка, то купил бы 47 миллионов копий фильма "Исландия: нулевой год" (режиссеры Арманд Шоля-Нами, Сигурдур Халлмар Магнуссон. Исландия, Чехия, Франция) для бесплатной раздачи гражданам Украины.

Фильм сделан спокойно, надежно, качественно. Все компоненты его сбалансированы, — так живут и работают потомки викингов. Или, точнее, в этом еще пять лет назад исландцы убеждали себя и весь мир. А потом пришел нулевой год, и все банки страны вмиг обанкротились, а граждане потеряли все сбережения. Эпоха процветания, построенная на бездумном нагребании безграничных кредитов, лопнула как пузырь. Очень поучительная история. Утром я пошел купить хлеб, — на двухсотметровом отрезке киевской улицы, где я живу, функционирует более 40 (!) отделений банков — и только один продуктовый минимаркет. Не нравится мне эта подозрительная диспропорция...

Конечно же, документалисты не могли обойти своим зорким взглядом действительно горячие точки, которые словно угольки  ежесекундно вспыхивают по всему миру. Иногда они угасают, иногда грозят разгореться в бушующее пламя. Поэтому одной из программ DOCUDAYS UA стала "Арабская весна". Три фильма, три взгляда на три страны: Тунис — "Завтра было лучше" (режиссер Хинде Бужемаа. Тунис), Египет — "Назад на площадь" (режиссер Петр Лём. Норвегия, Канада), Йемен — (режиссер Шон Макалистер. Великобритания). Можно приобщить к этой
программе и фильм "1/2 революции" (режиссеры Омар Шаргави, Карем Эль Хаким. Дания, Египет), который номинировался в разделе "Право". Главная героиня тунисского фильма — Аида, бездомная женщина, имеющая хлопоты и с детьми, и с соседями, и с законом. Революция победила, но в жизни ничего не меняется, да и не может измениться: Аида давно проиграла борьбу за счастье, за место под солнцем. Фильм трудный, весьма натуралистический. Не хочется, чтобы кинокамера так жестоко показывала жизнь, хотя в реальности, наверное, еще невыносимее, чем на экране. 

В названии фильма "Назад на площадь" раскрыта суть творческого замысла автора. Мубарак пал — система осталась, возможно, стала еще брутальнее. Истории о людях, которые потеряли заработок из-за оттока туристов, которые не могут найти справедливость в судах, попадают в тюрьму за попытку свободно высказаться в Facebook. Самый эмоциональный эпизод посвящен девушке, которая входит в конфликт с сельской общиной и родными, пытаясь защитить свое право на свободу и неприкосновенность частной жизни. Она убегает в Каир, традиционное
меняет на вызывающе яркое, почти вульгарное, делает татуировку на предплечье. Внешние атрибуты независимости уже есть, но обретет ли она когда-нибудь настоящую свободу?

Меня особенно поразил фильм "Революционер по принуждению". Я не заметил никаких признаков театральности, хотя документальные фильмы нередко грешат уклоном в сторону игрового кино. Центральный герой фильма — туристический гид, пытающийся хотя бы что-нибудь заработать на немногих гостях Йемена. Куча проблем: долги, отсутствие еды, нервные срывы беременной жены. Протесты против президента Али Абдуллы Салеха совсем разрушают его бизнес, но развитие событий втягивает политического скептика в круговорот народного восстания, исполненного надеждами и героизмом, кровью и отчаянием. Не забывайте, что это документальный фильм — Шону Макалистеру (он также и оператор фильма) пришлось преодолеть инстинкт самосохранения и ни на миг не выпускать камеру из рук.

Очень хотелось хотя бы вкратце рассказать о каждом из увиденных фильмов. Но главная задача — не пересказывать и анализировать сюжет, а побуждать читателя приобщиться к миру лучших образцов документального кино. Бесспорно, следует найти в Интернете сайт www.docudays.org.ua, внимательно следить за информацией. Фестиваль завершился символической премьерой: отреставрированной в Национальном центре Александра Довженко документальной лентой режиссера Дзиги Вертова "Одиннадцатый", снятой в Украине в 1928-м. 

Победители 

Приз зрительских симпатий: "После Врицена" (Режиссер Даниель Абма. Германия).

Приз студенческого жюри: "Документалист" (Режиссеры Иварс Звиедрис, Инесе Клява. Латвия).

DOCU/Коротко: "Зобастые голуби" (Режиссер Поль Фиган. Шотландия).

DOCU/Право: "Девушка с Юга" (Режиссер Хосе Луис Гарсия. Аргентина).

DOCU/Жизнь: "Разговор на серьезные темы" (Режиссер Гиедре Бейноруте. Литва).

Приз имени Андрея Матросова: "Сэры и сеньоры" (Режиссер Александр Течинский. Украина)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно