Ударим «кином» по авторитаризму!

23 марта, 2012, 14:33 Распечатать

В Киеве продолжается кинофестиваль документального кино по правам человека Docudays UA.

В Киеве продолжается кинофестиваль документального кино по правам человека Docudays UA. Это уже девятая попытка поговорить с нашими широкими массами на актуальные темы настоящего средствами кинематографа. Программа в этом году чрезвычайно интересная. Киевляне увидят работы оскаровского номинанта Маршалла Карри, австрийца Михаэля Главоггера. Наконец-то доедет до Киева и Кирилл Туши со своей резонансной лентой о Ходорковском. Глава оргкомитета феста Светлана Смаль рассказала ZN.UA, почему тема кинофорума этого года развенчивает авторитаризм. 

— В этом году темой фестиваля заявлен авторитаризм. Своеобразный тренд последнего года, учитывая мировые события. Как Docudays UA представляет эту тему? 

Мы подготовили отдельную программу фильмов, посвященных предотвращению и борьбе с авторитаризмом. Но такие фильмы по-настоящему существуют в пространстве обсуждений и дискуссий. Это один из принципиальных моментов Docudays UA. Мы пригласили известных правозащитников, писателей, диссидентов, пострадавших от политических преследований. Ведь, как известно из истории, авторитаризм как форма политической власти часто превращается в самодержавие и диктатуру, и остановить этот процесс может только зрелое гражданское общество, способное защитить демократические ценности. 

В цикле «Диктатура и авторитаризм» ожидается украинская премьера фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Кирилла Туши, который приедет на наш фестиваль вместе с продюсером Симоной Бауман. Обсуждение ленты состоится с участием Николая Козырева, главы правления Общественного комитета защиты прав человека, народного депутата СССР 1989—1991гг. Еще одна лента спецпрограммы — «Дневник, письма, революции» Флавии Кастро (Франция—Бразилия). Режисер снимала фильм о своем отце, бразильском журналисте, погибшем при очень загадочных обстоятельствах. Тема близка украинцам. После просмотра приглашаем к дискуссии с участием Евгения Захарова, председателя правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека.

В цикле также наш известный Сергей Буковский со своей работой «Украина. Точка отсчета». Герои его фильма — Оксана Забужко, Семен Глузман, Олесь Доний — после показа будут присутствовать на обсуждении. Представлять цикл «Диктатура и авторитаризм» будет Егор Соболев (бюро журналистских расследований «Свідомо»). 

Кроме того, в программе фестиваля — тематический круглый стол «Возможен ли авторитаризм в Украине?» с участием выдающихся правозащитников, аналитиков, ученых, писателей, журналистов. А еще — выставка в холле Дома кино «Прага через объектив тайной полиции» Пражского института исследования тоталитарных режимов.

— По какому принципу отобраны фильмы для программы фестиваля? Ведь мы имеем дело с кино, где первоначально «что», а не « как». 

— Наша отборочная комиссия выбирает фильмы для трех разных конкурсов. У каждого конкурса свои потребности. В этом году на Docudays UA представлены три конкурса — DOCU/ЖИЗНЬ, DOCU/ПРАВО и новосозданный DOCU/КОРОТКО.

Первый конкурс представляет полнометражные документальные ленты, выполненные в жанре креативной документалистики. Это конкурс для киноманов. Здесь можно отдохнуть и просто насладиться картинами жизни в разных уголках планеты. В DOCU/ПРАВО отборочная комиссия включила ленты, исследующие проблемы в сфере прав человека. В программе есть фильмы, рассказывающие о проблемах людей со статусом ВИЧ, людей с ограниченными возможностями, национальных меньшинств, беженцев и т.д. После каждого просмотра мы проводим дискуссии с авторами и правозащитниками.

DOCU/КОРОТКО — наша новинка этого года. Здесь представлены документальные ленты, продолжительность которых не превышает 45 минут. Создать конкурс короткого метра — давняя мечта команды фестиваля. О фестивале узнают все больше молодых художников мира, каждый год мы получаем хорошие короткометражки. Но им сложно конкурировать с полным метром. Так и возник новый конкурс. Отборочная комиссия приветствует новые тенденции в документальном кино, поэтому здесь будет много экспериментов, анимации и других сюрпризов. Всего будут соревноваться 14 короткометражек. В трех конкурсах представлены 44 фильма. Вместе с внеконкурсной программой на фестивале будет показано 70 замечательных фильмов почти из всех уголков мира. Ждем самого уважаемого судью — зрителя! Как и все последние годы фестиваля, именно зрители будут присуждать Приз зрительских симпатий.

— Так называемое социальное кино существует в области проблем, актуальных для общества. И у каждой страны, или экономической зоны, или другой группировки они свои, что несложно проследить и в вашей программе. Британцы, например, поголовно борются за экологию (ретроспектива «Антиутопия. Новое британское кино»). Для российской документалистики присуща в разных проявлениях тема выживания Личности (человека в сверхчеловеческих условиях). Фильмы Марины Разбежкиной — яркий пример такой документалистики, к тому же высокого художественного уровня. Европейский контекст в целом — иммиграция. Какой «нерв» в Украине? 

— Украинских фильмов слишком мало для формирования тенденций. Пока они репрезентуют первые шаги молодых украинских режиссеров. Трудно судить о «нерве», если в одном фильме — жизнь детей одесских подвалов («Хворісукалюди», реж. Юрий Речинский), в другом — приют для людей с психическими отклонениями («Тихое место» Олеси Бортняк), в третьем — девочка-вундеркинд, играющая на всех инструментах духового оркестра («Полина» Романа Бондарчука). Но нас радует, что в этом году Docudays UA открыло больше достойных украинских фильмов, чем в прошлом году. 

— В программе украинских фильмов в глаза сразу бросается просто уникальное (по анонсам) пособие для нашего населения — как выжить в условиях волчьих тарифов на коммунальные услуги. Место действия — Павлоград…

Я знала, что вы обязательно обратите на него внимание, хотя программа и довольно насыщена. Это история жителей 30 домов в Павлограде, которые отказались от услуг ЖЭКов и создали ОСМД (объединение совладельцев многоквартирных домов). В результате они платят за коммунальные услуги в шесть-семь раз меньше, чем раньше. Героиня фильма — Валентина Минаева, глава ОСМД «Степного фронта 50». Этот фильм входит в спецпроект фестиваля «Новые герои», который представляет три документальных фильма-портрета обычных украинцев (режиссер Роман Бондарчук). Каждый со своей историей, однако объединяет их борьба с несправедливостью в стране. Обычный человек часто изолирован от информации о существующих правовых возможностях. И эти три рассказа показывают, что победить несправедливость можно, если приложить силы, не бояться и не ломаться под давлением обстоятельств. О том, как обычные люди из глубинки Востока и Юга Украины не позволили системе загнать себя в угол. Фильмы созданы Херсонским областным фондом милосердия и здоровья и Международным фестивалем Docudays UA при поддержке Международного фонда «Відродження» в рамках реализации инициативы «Усиление правовых возможностей бедных слоев  населения» (для нее работают 27 центров правовой информации и консультации в 12 областях Украины).

— Один из гостей этого года — оскаровский номинант Маршалл Карри. Режиссер энергичных драйвовых лент о юных гонщиках и экологах-террористах. 

— Да, действительно, Маршалл Карри снял три фильма, два из которых были номинированы на «Оскар»: «Если падает дерево. История Фронта освобождения Земли» и «Мечты гонщика». Именно их мы представляем в кинотеатре «Кинопанорама» — дружеской площадке фестиваля. Маршалл Карри также будет проводить там мастер-класс. Мы очень хотели показать нашим зрителям по-настоящему крутую американскую документалистику. Из его фильмов видно, что американская киношкола совсем другая, имеет отличающиеся от европейских документалистов традиции. Нам хотелось расширить угол зрения нашей аудитории.

— Фестиваль сотрудничает с европейскими форумами (Fidmarseill, Краковский  кинофестиваль). Но тематически и социально рядом стоит большой российский «Артдокфест». Есть ли какие-то связи с ним или перспективы на сотрудничество?

— Каждый год мы расширяем круг друзей. И также радушно приглашаем режиссеров, которых открыл «Артдокфест»: уже во второй раз к нам приезжает российский режиссер Андрей Грязев. В этом году с фильмом «Завтра» об арт-группе «Война»…

— Который на прошлом Берлинале, где была его премьера, вызвал большую дискуссию и раздражение именно российского зрителя. Главные провокаторы — конечно, герои фильма.

— У нас фильм будет соревноваться в конкурсе Docu/Право.

— На сайте Docudays UA можно найти и координаты дистрибьюторов фильмов. Я не предполагаю интереса со стороны традиционного кинопроката. Но документалистика — соль телевидения. Ощутим ли интерес украинского ТВ к фильмам, которые вы показываете? 

— Телевидение в Украине боится показать что-то нестандартное. Единственный канал, который делает шаги в направлении документального формата, это Тві. Он осторожно, но последовательно создает слоты для документального кино. В прошлом году мы помогали формировать ему программу документальных фильмов. Было бы здорово, если бы таких инициатив у телеканалов появлялось больше. Сейчас же большинство украинских каналов ТВ не учитывают потребностей интеллектуальной части населения и делают вид, что таких не существует. Но это неправда. Такие люди есть. И они приходят к нам в залы. За «кином». И на разговор.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно