Детство может остаться без крыши. Во Львове разрушается театр, где в свое время работали Сергей Данченко, Роман Виктюк, Дмытро Павлычко

16 марта, 2007, 00:00 Распечатать Выпуск №10, 16 марта-23 марта

Зданию Львовского детского театра более 100 лет. По словам заместителя директора театра Любови Лепецкой, согласно документам, за все это время сооружение ни разу капитально не ремонтировали...

Зданию Львовского детского театра более 100 лет. По словам заместителя директора театра Любови Лепецкой, согласно документам, за все это время сооружение ни разу капитально не ремонтировали. За те более 40 лет, что Любовь Иосифовна работает в театре, в помещениях делали только санитарную побелку. Сам театр, поверьте на слово, говорит пани Лепецкая, и снаружи, и внутри выглядит не как храм искусства, а как ободранная халупа. Просто противно смотреть. И даже трудно поверить, что в свое время этот театр назывался «Театр сказки». И работали здесь в разное время Сергей Данченко, Дмытро Павлычко, Роман Виктюк, Богдан­Юрий Яновский, Валентин Шестопалов, Анатолий Горчинский.

За окном — отнюдь не первый день лета, а следовательно — не День защиты детей. И, несмотря на это, сегодня есть серьезный повод говорить именно о детях. А точнее — об одном из важных элементов эстетического воспитания нашего будущего. А еще точнее — о театре, который позволяет совершить увлекательные путешествия в волшебную страну сказок, где и происходит эстетическая огранка детской души.

Сказка — это веками наработанная ценная информация, в которой переплавлены по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Сказка — необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, раскрывает мир добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он более информативен, чем пресный язык взрослых. Поэтому, если мы, взрослые, хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, нужно заново овладеть подзабытым детским языком — сказкой.

А с этим как раз и проблема. Нет, не со сказкой, а с Первым украинским театром для детей и юношества, который разрушается просто на глазах, и, похоже, нет выхода.

При предыдущем директоре, с которым отчаянно воевала труппа, ремонт вроде делали, но... «За те полтора миллиона, наверное, можно было бы выстроить новый театр», — убеждена нынешний и.о. генерального директора театра заслуженная артистка Украины Юлия Раденко. По ее словам, ремонт в театре сделали, мягко говоря, небрежно. И это при том, что на выполнение ремонтных работ объявляли тендер. «Строители сделали несколько надстроек над театральным корпусом, отремонтировали гримерки на втором этаже, установили батареи, которые подсоединили к центральному отоплению. Однако после установки батарей в помещениях гуляет ветер, поскольку вокруг труб огромные дыры. Поставили накопители для воды и насос, но не подсоединили, из-за чего в театре остались те же проблемы с водоснабжением. К тому же потолок и стены — все в сплошных трещинах.

Планировали выстроить малую сцену на первом этаже, но не выстроили. Кроме того, не учли самого главного — подземных течений под театром. Сейчас всюду мокрые стены, грибок, двери набухают, гниют костюмы и декорации», — жалуется Юлия Раденко.

Юлия Раденко начала исполнять обязанности директора 25 мая 2006 года, когда ремонт в театре уже завершали, а следовательно, с ней не согласовывали проведение работ, так же, как и с другими работниками театра. Как следствие — после ремонта гримерок, рассчитанных в среднем на четыре-пять актеров, столы с освещением есть только у двоих-троих, так что гримироваться приходится почти на ощупь. Не довели до конца работы и в душевой, и в балетном зале. Не дошел ремонт до так называемой малярки, с которой на сцену спускают декорации, — там почти на метр провис и вот-вот упадет потолок. А расположена малярка как раз над зрительным залом! (Выйти из затруднительного положения в этой ситуации помог директор Оперного театра Тадей Александрович Эдер, который предоставил коллегам помещение, где теперь и готовят декорации для спектаклей ТЮЗа. — Т.К.).

«Акта о принятии ремонтных работ, которые курировал бывший директор нашего театра, никто не подписывал, — рассказывает пани Юлия. — Я неоднократно обращалась и в управление капитального строительства, и в управление культуры городского совета с просьбой создать комиссию для проверки, тем не менее воз и ныне там.

Новых проблем добавил и недавний ураган, сорвавший крышу с административного корпуса. Несмотря на все, ремонт в театре продолжается, правда, уже на собственные средства. И где же их взять, эти собственные средства, муниципальному театру?! Город дает деньги только на зарплату работникам и покрывает 30 процентов расходов на энергоносители. Цена на билеты мизерная (от 2,5 до 8 гривен), и поднимать ее нельзя хотя бы потому, что основный зритель — школьники, и директора учебных заведений (а тем более — сельских) протестуют, услышав даже о четырехгривневом билете. О выездных спектаклях также речь не идет, поскольку не на чем выезжать (от «родных» автобусов остались одни крыши, а об аренде транспорта не может быть и речи, поскольку это для нас слишком дорого). Не решается вопрос и с тем, как списать старую радиоаппаратуру, приобретенную 50 лет назад, поскольку нужно брать разрешение в управлении культуры, а документы на аппаратуру давно утеряны. И хранить этот хлам негде».

По словам заместителя директора, театру целевым назначением таки выделили на ремонт админкорпуса 456 тысяч гривен. Но разве ж заштопаешь на эти деньги «все дырки» в здании, разрушающемся сверху донизу? Хотя... Театр время от времени умудряется даже зарабатывать. В частности, во время проведения фестиваля «Золотой лев», когда сцену арендуют коллективы, принимающие в нем участие. Недавно на эти средства заменили окна (старые простояли почти 100 лет и стали такими трухлявыми, что к ним боялись прикасаться, потому что оконные стекла падали просто на улицу), купили колонки, грим, современные утюги, обувь актерам и велосипеды для нового спектакля. Но требует замены электропроводка, нужно приобрести новую осветительную аппаратуру. Нет в театре и противопожарной сигнализации, а это тоже немалые средства.

«А в общем, — считает Ю.Раденко, — все эти проблемы возникли тогда, когда при предыдущих руководителях помещение театра начали сдавать в аренду под ресторан и банк, после чего служебные комнаты (в частности, те, где были бутафорский и портняжный цеха) каким-то образом стали не нашими. А сейчас, когда мы обращаемся за документацией в управление культуры, выясняется, что документация... потерялась. Как же можно нами руководить, не имея документации? Впрочем, за те десять месяцев, что я в должности, поменялись три начальника городского управления культуры. И вообще похоже на то, что кое-кого из городских чиновников очень интересуют наши помещения в самом центре Львова».

В средствах массовой информации неоднократно подчеркивалось: то, что происходит сегодня в украинском театре, в целом отвечает культурной ситуации во всей стране. Наличие проблем, требующих решения, обусловлено комплексом причин как общественного, так и организационно-финансового характера. Причем много творческих вопросов, в конце концов, сводятся именно к стесненному материальному положению, в котором находятся учреждения культуры, к закостенелости имеющихся структур и условий.

Театр — чрезвычайно сложное предприятие, где творчество тесно переплетается с делами хозяйственными. Но если в экономике, банковской, деловой сферах пусть непоследовательно, тем не менее неустанно осуществляется переход к реальному рынку со всеми присущими ему атрибутами, то театральное дело и дальше существует фактически в рамках старого законодательства и застывших организационных форм. И особенно досадно, что не миновали эти проблемы детские театры. Все лучшее — детям?..

P.S. С недавних пор Первый украинский театр для детей и юношества решил расширить свой репертуар. Сейчас он работает не только для детей, но и для взрослых. В репертуаре — около 30 названий. Несмотря на мизерную (до 450 гривен) зарплату, актеры ставят перед собой цель восстановить лучшие театральные традиции, увеличить зрительскую аудиторию и круг сторонников, а затем своими силами заработать на постановку следующих спектаклей.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно