Фольклорная группа «ДахаБраха» возникла еще в начале 2000-х под сенью театра «Дах» (руководитель Владислав Троицкий) и со временем превратилась в одну из наиболее востребованных на Западе, да и во всем мире, украинских групп. Фестивальная жизнь «ДахиБрахи» в последние годы просто-таки бурлит. Многочисленные поездки на масштабные музыкальные форумы в Ирландию, Канаду, Новую Зеландию, Австралию, Британию, Португалию, Германию, Словению... Согласитесь, это и в самом деле феномен! Кто еще из отечественных музыкантов может похвалиться такой географией творческих путешествий?
«Голос» «ДахиБрахи» и музыкант (дарбука, табла, диджериду, тромбон, аккордеон) - Марк ГАЛАНЕВИЧ - рассказал ZN.UA о путешествиях, впечатлениях и… этно-хаосе.
Некоторые критики относят «ДахуБраху» к музыкальному направлению, которое именно так фантастически и определяется - этно-хаос: хаотическое объединение разных этнических составляющих в одном музыкальном полотне. Конечно, группа использует украинскую народную музыку в аутентичной манере, но дополняет ее звучанием разных инструментов, преимущественно азиатского происхождения (буддийского гонга, русских «трещоток», индийской таблы и т.д.). Очевидно, в таком совмещении несовместимого и заключается эффект, поражающий поклонников «Дахи» на всех континентах.
Между тем Марк рассказывает:
- Если кто-то иронизирует в отношении нашего направления - этно-хаос - я сразу замечу: когда мы формировались, популярного «Доктора Хауса» еще не было! Однако была многим известная теория хаоса, предполагающая определенную идею создания мира... Вообще-то я не сильный теоретик... Но если подходить к нашей музыке именно с теоретических принципов, то мы действительно используем различные стилистические направления, жанры, культурную мозаику разных стран. А потом все это смешиваем! И не боимся синтеза. Иногда нас упрекают: дескать, это же эклектика, таких барабанов украинская музыка не предполагает, дескать, с точки зрения истинных патриотов нельзя привносить в древнюю украинскую музыку чужие ритмы! Однако…
- Однако?..
- Прошло время, сформировался в некоторой степени наш стиль, выстроилось наше мировоззрение. И я частенько вспоминаю, как Троицкий, владелец огромной коллекции музыкальных записей, иногда говорил: «А вы попробуйте на основе украинской музыки воспроизвести то, что делали бы... зулусские племена!..». Искусственно? Но ведь интересно! Да и звучит как захватывающе!
- Недавно ваш коллектив стал лауреатом музыкальной премии имени Сергея Курехина - весьма престижной награды, за которой стоят такие фигуры, как Артемий Троицкий…
- Да, это произошло в конце 2010 года. И признаюсь: для нас это чрезвычайно значимая награда! Ведь из Украины отметили нас единственных. До последнего не верили, что нам светит Гран-при… А самое главное - мы почувствовали, что и к Украине иначе стали относиться, когда в борьбе получаешь такую награду. Как оказалось, не зря мы уже столько времени пытаемся актуализировать этническую украинскую музыку!
- Кстати, когда вы начали это делать?
- Наше первое официальное выступление помню прекрасно. Это было на Троицу в 2004 году. До того - только подходы к «ДахеБрахе». Девчата, мои коллеги по группе, и раньше экспериментировали. Не все их воспринимали… Но со временем все же восприняли!
- Марк, а вам не кажется, что фольклорные запасы Украины, так же, как, к примеру, и угля, вскоре иссякнут? Не боитесь, что уходящие поколения уносят с собой в вечность настоящую тайну древней украинской музыки?
- Знаете, в Украине еще остались залежи неоткрытой музыки. Раньше девушки из «ДахиБрахи» каждый год организовывали экспедиции в далекие села. А сейчас только мечтают о таких экспедициях. Ведь мы изменили стиль жизни, очень часто ездим за рубеж. И, к сожалению, не всегда получается податься в украинскую «глушь», где ценителей аутентичной музыки ждут настоящие сокровища... Это - Волынь, Черниговская область... Знаю, что в 2010-м поляки ездили по Ривненской области, после чего, собрав тамошнюю музыку, сделали два замечательных документальных фильма. Кстати, сам я вырос на Виннитчине, слышал там прекрасные песни, которые сегодня мало кому известны… Все это мне было очень близко. И со временем, когда Влад впервые показал «Древо», «Божичи», я уже иначе посмотрел на то, как может звучать именно украинская музыка…
…Я сам в свое время записывал песни от своей бабушки. Еще когда учился в университете имени Шевченко. Одну из тех чумацких песен моя супруга и исполняет в спектакле «Украинский декамерон»…
- Ваши поклонники, наверное, спрашивают вас о разных казусах, которые случаются, когда овладеваете такой колоритной музыкой?
- Я такого не запоминаю. Ну играл когда-то зимой на тромбоне, и у меня губы прилипли к инструменту. Но разве это казус?
- А о последних далеких путешествиях что вспоминается прежде всего?
- Что мы никогда не ощущаем невосприятия своей музыки слушателями из различных стран. Выходим уверенно на сцену где бы то ни было - в Австралии, в Канаде... Хотя Украина для многих иностранцев - тerra іncognita! Значит, наша задача - открыть миру Украину. Учитывая некоторые последние события у нас, интерес к Украине несколько угас… К сожалению, не везде нас воспринимают как культурную страну. И знаете, как приятно, когда после выступлений, скажем, на фестивале в Словении или в Ирландии нас провожают аплодисментами и скандируют: «Украина!!!». Кстати, на следующий год нас снова пригласили в Ирландию, в Дублин, хедлайнерами большого фестиваля мировых культур…
- Ваш последний общий проект - это сотрудничество с Юрием Хусточкой…
- Да, наш последний альбом называется «Лайт». Мы его записали вместе с Хусточкой. Он был нашим саунд-продюсером. Еще один участник его коллектива - Илья Галушко - звукорежисер. Помогал нам «сводить» музыку.
- Часто возникает творческое сопротивление внутри коллектива, когда впервые беретесь за тот или иной чужеземный инструмент? Ведь это же не украинская кобза?
- По поводу аутентичных инструментов других стран... Главное быть уверенным в том, что делаешь. Конечно, возможно, мы никогда не научимся играть так, как играют на джамбе африканцы. Это же их родной, аутентичный инструмент! Но мы пытаемся звучать по-своему, чтобы выразить наши ощущения в музыке!
* * *
Марк Галаневич - не только искусный музыкант, но и успешный драматический артист. Выступает в нескольких театральных проектах Влада Троицкого. В следующем году - в рамках одного престижного европейского института - будут ставить «Вия» по мотивам Гоголя (пьесу пишет драматург Клим). Путь к театру участника «ДахиБрахи» - довольно витиеватый. Сначала закончил филфак Киевского университета имени Шевченко. Мечтал исключительно о филологии. Но театр перевесил на весах судьбы, когда с головой ушел в сотрудничество с «Дахом», когда поработал с Владимиром Оглоблиным, Владом Троицким. И, конечно, когда на фундаменте «Дахи» построили «ДахуБраху», в состав которой, кроме Марка, входят замечательные музыканты: Нина Гаренецкая (вокал, виолончель, басовый барабан), Ирина Коваленко (вокал, джамбе, перкуссия, басовый барабан, жалейка, волынка, флейта, бугай, аккордеон), Елена Цибульская (вокал, перкуссия, басовый барабан, гармошка). Востребованность этой группы сегодня чрезвычайно высока, их гонорары могут посостязаться с «тарифами» наших поп-звезд... А на Западе «ДахуБраху» уже давно воспринимают как особый вид конвертируемой украинской фольквалюты.