«ДахаБраха» как фольквалюта Украины

10 июня, 2011, 13:03 Распечатать

Фольклорная группа «ДахаБраха» возникла еще в начале 2000-х под сенью театра «Дах».

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Фольклорная группа «Даха­Браха» возникла еще в начале 2000-х под сенью театра «Дах» (руководитель Владислав Троицкий) и со временем превратилась в одну из наиболее востребованных на Западе, да и во всем мире, украинских групп. Фестивальная жизнь «ДахиБрахи» в последние годы просто-таки бурлит. Многочисленные поездки на масштабные музыкальные форумы в Ирландию, Канаду, Новую Зеландию, Австралию, Британию, Португалию, Германию, Словению... Согласитесь, это и в самом деле феномен! Кто еще из отечественных музыкантов может похвалиться такой географией творческих путешествий?

«Голос» «ДахиБрахи» и музыкант (дарбука, табла, диджериду, тромбон, аккордеон) — Марк ГАЛА­НЕВИЧ — рассказал ZN.UA о путешествиях, впечатлениях и… этно-хаосе.

Некоторые критики относят «ДахуБраху» к музыкальному направлению, которое именно так фантастически и определяется — этно-хаос: хаотическое объединение разных этнических составляющих в одном музыкальном полотне. Конечно, группа использует украинскую народную музыку в аутентичной манере, но дополняет ее звучанием разных инструментов, преимущественно азиатского происхождения (буддийского гонга, русских «трещоток», индийской таблы и т.д.). Очевидно, в таком совмещении несовместимого и заключается эффект, поражающий поклонников «Дахи» на всех континентах.

Между тем Марк рассказывает:

— Если кто-то иронизирует в отношении нашего направления — этно-хаос — я сразу замечу: когда мы формировались, популярного «Доктора Хауса» еще не было! Однако была многим известная теория хаоса, предполагающая определенную идею создания мира... Вообще-то я не сильный теоретик... Но если подходить к нашей музыке именно с теоретических принципов, то мы действительно используем различные стилистические направления, жанры, культурную мозаику разных стран. А потом все это смешиваем! И не боимся синтеза. Иногда нас упрекают: дескать, это же эклектика, таких барабанов украинская музыка не предполагает, дескать, с точки зрения истинных патриотов нельзя привносить в древнюю украинскую музыку чужие ритмы! Однако…

— Однако?..

— Прошло время, сформировался в некоторой степени наш стиль, выстроилось наше мировоззрение. И я частенько вспоминаю, как Троицкий, владелец огромной коллекции музыкальных записей, иногда говорил: «А вы попробуйте на основе украинской музыки воспроизвести то, что делали бы... зулусские племена!..». Искусст­венно? Но ведь интересно! Да и звучит как захватывающе!

— Недавно ваш коллектив стал лауреатом музыкальной премии имени Сергея Курехина — весьма престижной награды, за которой стоят такие фигуры, как Артемий Троицкий…

— Да, это произошло в конце 2010 года. И признаюсь: для нас это чрезвычайно значимая награда! Ведь из Украины отметили нас единственных. До последнего не верили, что нам светит Гран-при… А самое главное — мы почувствовали, что и к Украине иначе стали относиться, когда в борьбе получаешь такую награду. Как оказалось, не зря мы уже столько времени пытаемся актуализировать этническую украинскую музыку!

— Кстати, когда вы начали это делать?

— Наше первое официальное выступление помню прекрасно. Это было на Троицу в 2004 году. До того — только подходы к «ДахеБрахе». Девчата, мои коллеги по группе, и раньше экспериментировали. Не все их воспринимали… Но со временем все же восприняли!

— Марк, а вам не кажется, что фольклорные запасы Украины, так же, как, к примеру, и угля, вскоре иссякнут? Не боитесь, что уходящие поколения уносят с собой в вечность настоя­щую тайну древней украинс­кой музыки?

— Знаете, в Украине еще остались залежи неоткрытой музыки. Раньше девушки из «ДахиБрахи» каждый год организовывали экспедиции в далекие села. А сейчас только мечтают о таких экспедициях. Ведь мы изменили стиль жизни, очень часто ездим за рубеж. И, к сожалению, не всегда получается податься в украинскую «глушь», где ценителей аутентичной музыки ждут настоящие сокровища... Это — Волынь, Черни­говс­кая область... Знаю, что в 2010-м поляки ездили по Ривненс­кой области, после чего, собрав тамошнюю музыку, сделали два замечательных документальных филь­ма. Кстати, сам я вырос на Виннит­чине, слышал там прекрасные песни, ко­торые сегодня ма­ло кому известны… Все это мне было очень близко. И со временем, когда Влад впервые показал «Древо», «Божичи», я уже иначе посмотрел на то, как может звучать именно украинская музыка…

…Я сам в свое время записывал пес­ни от своей бабушки. Еще когда учился в университете имени Шев­ченко. Одну из тех чумацких песен моя супруга и исполняет в спектак­ле «Украинский декамерон»…

— Ваши поклонники, наверное, спрашивают вас о разных казусах, которые случаются, когда овладеваете такой колоритной музыкой?

— Я такого не запоминаю. Ну играл когда-то зимой на тромбоне, и у меня губы прилипли к инструменту. Но разве это казус?

— А о последних далеких путешест­виях что вспоминается прежде всего?

— Что мы никогда не ощущаем невосприятия своей музыки слушателями из различных стран. Выходим уверенно на сцену где бы то ни было — в Австралии, в Канаде... Хотя Украина для многих иностранцев — тerra іncognita! Значит, наша задача — открыть миру Украину. Учитывая некоторые последние события у нас, интерес к Украине несколько угас… К сожалению, не везде нас воспринимают как культурную страну. И знаете, как приятно, когда после выступлений, скажем, на фестивале в Словении или в Ирландии нас провожают аплодисментами и скандируют: «Украина!!!». Кстати, на следующий год нас снова пригласили в Ирландию, в Дублин, хедлайнерами большого фестиваля мировых культур…

— Ваш последний общий проект — это сотрудничество с Юрием Хусточкой…

— Да, наш последний альбом называется «Лайт». Мы его записали вместе с Хусточкой. Он был нашим саунд-продюсером. Еще один участник его коллектива — Илья Галушко — звукорежисер. Помогал нам «сводить» музыку.

— Часто возникает творческое сопротивление внутри коллектива, когда впервые беретесь за тот или иной чужеземный инструмент? Ведь это же не украинская кобза?

— По поводу аутентичных инструментов других стран... Главное быть уверенным в том, что делаешь. Конечно, возможно, мы никогда не научимся играть так, как играют на джамбе африканцы. Это же их родной, аутентичный инструмент! Но мы пытаемся звучать по-своему, чтобы выразить наши ощущения в музыке!

* * *

Марк Галаневич — не только искусный музыкант, но и успешный драматический артист. Высту­пает в нескольких театральных про­ектах Влада Троицкого. В следующем году — в рамках одного престижного европейского института — будут ставить «Вия» по мотивам Гоголя (пьесу пишет драматург Клим). Путь к театру участника «ДахиБрахи» — довольно витиеватый. Сначала закончил филфак Киевского университета имени Шев­ченко. Мечтал исключительно о филологии. Но театр перевесил на весах судьбы, когда с го­ловой ушел в сотрудничество с «Дахом», когда поработал с Влади­миром Оглоблиным, Владом Тро­иц­ким. И, конечно, когда на фун­­да­менте «Дахи» построили «Даху­Браху», в состав которой, кроме Марка, входят замечательные музыканты: Ни­на Гаренецкая (вокал, виолончель, басовый барабан), Ирина Кова­ленко (вокал, джамбе, перкуссия, басовый барабан, жалейка, волынка, флейта, бугай, аккордеон), Еле­на Цибульская (вокал, перкуссия, басовый барабан, гармошка). Вос­требованность этой группы сегодня чрезвычайно высока, их гонорары могут посостязаться с «тарифами» наших поп-звезд... А на Западе «Даху­Браху» уже давно воспринимают как особый вид конвертируе­мой украинской фольквалюты.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно