«Ті, що греблі рвуть» «Другой» украинский театр (попытка рейтинга)

Поделиться
В очень светлый день — а это 27 марта (Международный праздник театра) — довольно нам хныкать или со скорбной миной причитать по углам: «некому ставить!», «наш театр похож на труп!», «все, кто был, или умер, или уехал...» Эдак мы далеко не уедем! И уж точно уважать себя не заставим.

В очень светлый день - а это 27 марта (Международный праздник театра) - довольно нам хныкать или со скорбной миной причитать по углам: «некому ставить!», «наш театр похож на труп!», «все, кто был, или умер, или уехал...» Эдак мы далеко не уедем! И уж точно уважать себя не заставим.

Поэтому и возник гражданский порыв в пику нытикам, пессимистам и остальным «очернителям» сцены родной... взять… и назвать (поименно) заметных героев современного театрального процесса в Украине (с важным уточнением: «те, кому до 50-ти»)… Которые «не в скалі сидять», подбивая бабки после попсовых представлений по пьесам Рея Куни… А которые, наоборот, «греблі рвуть» -
каждый на своем посту и на своем художественном уровне.

Эти театральные люди, герои нашего условного праздничного рейтинга, зачастую не обременены никакими госпоощрениями… Их не приглашают в прямоэфирные «зверинцы» к С.Шустеру или к Е.Киселеву. О них практически не пишут газеты (а где писать, если остались, в основном, таблоиды?). Но, может, именно эти господа-товарищи - театральные миссионеры-визионеры - когда-нибудь и оставят важный след в параграфах «Истории украинского театра»? Как знать, как знать…

Раду ПОКЛИТАРУ: ЭДЕЛЬВЕЙС ВО ДВОРЯНСТВЕ. Одно из самых ценных приобретений украинского театра в первой декаде ХХI века. В 2006-м при поддержке бизнесмена В.Филиппова уже замеченный цивилизованным миром балетмейстер Поклитару решает организовать театр «Киев Модерн Балет». Повторяя образ писательницы Надежды Тэффи, Поклитару здесь, у нас, с тех пор смотрится эдаким «эдельвейсом» на скалистой местности: слегка экзотичным и недосягаемым.

За истекшую пятилетку его «Модерн…» стал ярким пятном на заплатах театральной карты столицы. Завоевал «Пекторали». Завоевал сторонников - как среди театралов, так и в стане чиновников (ему симпатизирует С.Зорина, значит есть вкус). Поклитару поставил… Чего он только не ставил… И на «мотивы» Чехова - про танцующих в темноте «Палаты №6». И шекспировские образы «лазутчиками» пробирались в его хореографические композиции.

Его театр - в меру экономических возможностей - активно выступает за рубежом. А сам Поклитару декларирует: занимаюсь созданием «собственного стиля в балете», отличного от классического.

Но, право, это не повод не приглашать талантливого человека на постановки в наш стационарный бастион «величайшего» искусства - в Национальную оперу. Где давно необходимы… и свежая кровь, и новые мозги. И, не в последнюю очередь, крепкие ноги.

Пока в Национальном думают, Поклитару взяли «на галеры» к В.Бородянскому. На СТБ. В качестве медийного судьи поп-шоу «Танцы со звездами»… Где интеллигентный и профессиональный Раду, во-первых, вынужден «оценивать» кривляния фриков на паркете. А во-вторых (за деньги), еще и терпеливо выслушивать оскорбления… Когда его, большого мастера и большого умницу, регулярно посылают то на три, то на четыре буквы… Эх, подумалось, окажись я на его месте - летело бы это хамье прямо с паркета аж в свои московские Черемушки!

Андрей ПРИХОДЬКО: АЛХИМИК ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО. Ученик Петра Фоменко - «штатная единица» в режиссерской группе поддержки Богдана Ступки. Приходько не тяготеет к «академизму», к классическому канону. Он норовит «греблі рвати». Так, в репертуаре Национального возникают его сценические - алхимические - опыты на материале древней версии «Фауста». Чуть раньше разноцветная мистериальная «Шякянтула». Еще раньше - камерное психоделическое «Сойчине крило» (которое давненько не появлялось в репертуаре).

Кто-то иной, получая приличную зарплату в Национальном, уже возлежал бы себе на боку да травку покуривал. А этот - нет. Возглавляет Театральный центр при Киево-Могилянской академии. Безо всякой надежды, что это место когда-то станет «битковым».

Или едет во Львов, в театр имени Курбаса, и вместе с необыкновенной украинской певицей Марьяной Садовской «колдует» над «Лесной песней» Леси Украинки. (Премьера, кстати, состоялась на днях.)

Александр БИЛОЗУБ: ТАНЦЫ СО ЗВЕЗДАМИ. Еще один боевой «штык» Б.Ступки. Режиссер-визионер, который в своих сценических «галлюцинациях» регулярно вызывает на прославленную сцену различных именитых «призраков». У него - танцуют все. Танцует «призрак» певицы Соломии Крушельницкой («Сало-меа»). Пляшут - в спектакле «Дві квітки кольору індиго» - художницы Фрида Кало и Катерина Билокур.

Билозуб тяготеет к некоему субъективному сценическому уклону: «хореодрама». И создает свой «театр в театре». При этом не разрушает «основы» искусства франковцев, а, наоборот, пытается быть им полезен.

Поставив в общей сложности добрый десяток разных интересных спектаклей, он по-прежнему - безо всякого звания и даже госпоощрения. В отличие от иных «самозванцев».

Билозуб сверхкреативно работает и за рубежом. В Будапеште выступает художником-постановщиком лучших оперных проектов: «Катерина Измайлова», «Дон Жуан», «Сила судьбы», «Евгений Онегин». Плодотворно сотрудничает с популярным в Венгрии режиссером Аттилой Виднянским.

Уже на апрель на сцене франковцев запланирована его очередная визионерская премьера: «Украинский романс. Мастер-класс». (После того как заставил актеров Национального лихо отплясывать, пришла пора… «уроков пения»).

…И - «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ». Один серьезный российский театральный форум недавно проявил инициативу выявления в Украине перспективных молодых режиссеров.

Так, на всякий случай…

Поиски были трудными. Но не напрасными.

Из театрального «подземелья», спрятанного от массовых глаз, выудили неких юных
дарований. (Худруки и менеджеры, запомните их имена.
А «вдруг»?)

Павел Юров - актер, режиссер. Кажется, так и не доучился в Киевском театральном… Но поработал в «Дахе». Затем приглянулся некоторым критикам своим спектаклем «Депо Северное» по пьесе В.Сигарева «Фантомные боли» (на микросцене театра «Сузір’я»).

Его «собрат» по такому вот «подземелью», только харьковскому, - Владимир Снегурченко… На все руки мастер. Возглавляет рок-группу «Четвертый Реактор». Работает в театре «Котелок». Актер, режиссер. Даже член Национального Союза театральных деятелей. А вы думали?! Снегурченко (по паспорту Владимир Самойленко) увлечен и драматургией. Сам сочиняет: «Северное сияние», «Чингисхан. Сокровенное сказание или тайна смерти», «Чисто для тех, кто мертв или способен умереть», другое.

…На вопрос одного интервьюера: «В каких мероприятиях вы принимали участие?» - этот юноша пылкий со взором горящим ответил, как отрезал: «В промывании мозгов!».

Согласитесь, такая процедура «промывания» иногда не помешала бы и современному украинскому театру – в целом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме