«Ті, що греблі рвуть» «Другой» украинский театр (попытка рейтинга)

25 марта, 2011, 14:30 Распечатать Выпуск № 11, 26 марта-2 апреля 2011г.
Отправить
Отправить

В очень светлый день — а это 27 марта (Международный праздник театра) — довольно нам хныкать или со скорбной миной причитать по углам: «некому ставить!», «наш театр похож на труп!», «все, кто был, или умер, или уехал...» Эдак мы далеко не уедем! И уж точно уважать себя не заставим.

В очень светлый день - а это 27 марта (Международный праздник театра) - довольно нам хныкать или со скорбной миной причитать по углам: «некому ставить!», «наш театр похож на труп!», «все, кто был, или умер, или уехал...» Эдак мы далеко не уедем! И уж точно уважать себя не заставим.

Поэтому и возник гражданский порыв в пику нытикам, пессимистам и остальным «очернителям» сцены родной... взять… и назвать (поименно) заметных героев современного театрального процесса в Украине (с важным уточнением: «те, кому до 50-ти»)… Которые «не в скалі сидять», подбивая бабки после попсовых представлений по пьесам Рея Куни… А которые, наоборот, «греблі рвуть» -
каждый на своем посту и на своем художественном уровне.

Эти театральные люди, герои нашего условного праздничного рейтинга, зачастую не обременены никакими госпоощрениями… Их не приглашают в прямоэфирные «зверинцы» к С.Шустеру или к Е.Киселеву. О них практически не пишут газеты (а где писать, если остались, в основном, таблоиды?). Но, может, именно эти господа-товарищи - театральные миссионеры-визионеры - когда-нибудь и оставят важный след в параграфах «Истории украинского театра»? Как знать, как знать…

Раду ПОКЛИТАРУ: ЭДЕЛЬВЕЙС ВО ДВОРЯНСТВЕ. Одно из самых ценных приобретений украинского театра в первой декаде ХХI века. В 2006-м при поддержке бизнесмена В.Филиппова уже замеченный цивилизованным миром балетмейстер Поклитару решает организовать театр «Киев Модерн Балет». Повторяя образ писательницы Надежды Тэффи, Поклитару здесь, у нас, с тех пор смотрится эдаким «эдельвейсом» на скалистой местности: слегка экзотичным и недосягаемым.

За истекшую пятилетку его «Модерн…» стал ярким пятном на заплатах театральной карты столицы. Завоевал «Пекторали». Завоевал сторонников - как среди театралов, так и в стане чиновников (ему симпатизирует С.Зорина, значит есть вкус). Поклитару поставил… Чего он только не ставил… И на «мотивы» Чехова - про танцующих в темноте «Палаты №6». И шекспировские образы «лазутчиками» пробирались в его хореографические композиции.

Его театр - в меру экономических возможностей - активно выступает за рубежом. А сам Поклитару декларирует: занимаюсь созданием «собственного стиля в балете», отличного от классического.

Но, право, это не повод не приглашать талантливого человека на постановки в наш стационарный бастион «величайшего» искусства - в Национальную оперу. Где давно необходимы… и свежая кровь, и новые мозги. И, не в последнюю очередь, крепкие ноги.

Пока в Национальном думают, Поклитару взяли «на галеры» к В.Бородянскому. На СТБ. В качестве медийного судьи поп-шоу «Танцы со звездами»… Где интеллигентный и профессиональный Раду, во-первых, вынужден «оценивать» кривляния фриков на паркете. А во-вторых (за деньги), еще и терпеливо выслушивать оскорбления… Когда его, большого мастера и большого умницу, регулярно посылают то на три, то на четыре буквы… Эх, подумалось, окажись я на его месте - летело бы это хамье прямо с паркета аж в свои московские Черемушки!

Влад ТРОИЦКИЙ: ДИРЕКТОР ГогольТРЕСТА. «Неугомонный!» - всегда тянет сказать ему при встрече. Азартный и упрямый театральный подвижник и впрямь не угомонится. И вместе со своим компаньоном бизнесменом Евгением Уткиным провоцирует в столице разнообразные «землетрясения». Например, знаменитый театральный марафон GogolFest: как выставку достижений авангардного сценического хозяйства.

Этот фестиваль - лишь одно из детищ «неугомонного» режиссера, актера, продюсера. Его «ребенок» - и театр «ДАХ». Там самовыражается порою «по полной»… Переплавляя - в пространствах своей художественной фантазии - тексты Софокла, Достоевского, других великих (и не очень) драматургов.

Троицкий, к его чести, приютил «бездомного» странника Клима, мистического драматурга, который не смог выжить в Москве, а здесь нашел и угол, и «дах».

Кстати, этот «ДАХ» на несколько месяцев ангажирован в престижное гастрольное турне по Франции (эка, а говорите, «некому ставить, некому играть, некого иностранцам показать»!).

Троицкий также запустил в большой мир и свою главную торпеду - «Даху Браху». Этно-хаос-гурт, который поет, танцует, медитирует.

Теперь этот «хаос» из «большого мира» калачом не выманишь: они давно установили за свое творчество далеко не для всех подъемную «гарантию».

Андрей ЖОЛДАК: ВОЖДЬ В «ИЗГНАНИИ». Страшный сон всех наших худруков - Андрей Валерьевич Жолдак - в последнее время совершает лишь периодические «набеги» на столицу. И раз за разом пробуждает «ото сна» даже тех, кто погружен в летаргию. Как, например, осенью 2010-го. Когда на сцене экс-Октябрьского Жолдак со всей жестокостью обустроил «Жизнь с идиотом» (румынский спектакль по мотивам В.Ерофеева).

Тем не менее негласный вождь украинского театрального авангарда, Андрей Валерьевич, кажется, надолго и не стремится «в объятия» родины. Вроде ему и в «изгнании» сытно?

Его профессиональные, жесткие, расчетливые, неизменно шокирующие (а порою и элегантные) композиции облюбовали финны. После успешной «Анны Карениной» (городской театр Турку) Жолдак ангажирован на новый спектакль.

В 2011-м, прославляя Украину за кордоном, он ставит «Идиот» в Театре Оберхаузена.

В нынешнем году приглашает и культового литовца Владаса Багдонаса (любимого актера Эймунтаса Некрошюса) сыграть на русском языке спектакль «Москва-Петушки» - для «Балтийского дома».

Поэтому в отношении отсутствующего здесь Жолдака уместна старая поговорка: была бы шея, а ярмо найдется!

Ростислав ДЕРЖИПИЛЬСКИЙ: «СЛАДКАЯ» ЖИЗНЬ. С 5 апреля Ивано-Франковский театр (имени Ивана Франко) отправляется в гастрольное путешествие по Канаде: Торонто, Монреаль, Оттава. Причем выступят не только «для диаспоры». В гастрольной афише, почитай, уже классика нашего нынешнего театра: «Солодка Даруся» (по мотивам романа М.Матиос).

Камерный эмоциональный политкорректный мелодичный спектакль во многом «перекроил» иерархию художественных ценностей в западном театральном регионе. И, по сути, выдвинул именно этот провинциальный театр в художественные лидеры…

После «Дарусі» и особенно после «Нації» (когда киевская гастроль превратилась в общественный «фурор» с участием политлидеров различных вероисповеданий) о режиссере Ростиславе Держипильском заговорили как о надежде… На наше очередное - светлое - сценическое будущее.

За несколько лет своего руководства прежде «тихим» западноукраинским коллективом, этот худрук прямо-таки «утроил» тамошние кассовые сборы. И заставил говорить о своем театре как о весьма интересном, хотя и отдаленном от центра, сценическом феномене.

Во всяком случае, и киевские, и львовские (и даже донецкие) театралы покупают билеты на поезд - и специально едут в Ивано-Франковск на две его постановки.

Режиссерскую манеру Держипильского (ученика Богдана Козака) - сужу лишь по двум спектаклям - отличают: метафоричность, почвенное начало, фольк-наполненность, композиционная выверенность, способность «слышать» актера. Молодые исполнители, его вчерашние студенты, стали звездами районного масштаба.

И все эти авансы, конечно, велики… Впрочем, первый успех, как правило, «не прощают» - и уже дальнейшее творчество оценивают «под микроскопом». (На осень 2011-го, кстати, ивано-франковский театр уже ангажирован с большими гастролями по городам США).

Андрей БИЛОУС: «СЧАСТЬЕ» МОЕ. Один из самых активных 30-летних. В
2003-м снялся в «Мамае» у О.Санина. Но с кино, видимо, «завязал». Впоследствии спектакли Билоуса - «Опасные связи», «Лолита», «Сирано де Бержерак» - стали собирать аншлаги в столичном Театре драмы и комедии. Его приглашали на постановки и в Севастополь, и в Николаев… (Например, в южном городе родилось «Украденное счастье» с неожиданно привнесенным лейтмотивом сталинского 37-го - в канву старинной пьесы).

А другое его «Счастье» (по мотивам платоновской «Реки Потудань») недавно появилось в Новом театре на Печерске, которым руководит интеллигентный Александр Крыжановский.

…Это «Счастье» Билоуса - в шеренге лучших столичных премьер 2010-го. По чувственным «нотам» и эмоциональным «аккордам» здесь мастерски разложена сложная партитура прозы Платонова. Режиссер предлагает зрителю маленький мир «внутреннего» человеческого счастья. То, что представлено в их нехитром предметном пространстве; и то, что пульсирует в душах-сердцах, в сущности, молодых еще людей (их отлично играют Борис Орлов и Екатерина Кистень). А вот мир «внешний» - с несчастьями и историческими катаклизмами - этот будто бы там, за горизонтом… За порогом обители и за чертой их чувственных желаний. Уж так эти герои хотят сохранить островок своего «маленького» счастья! Зачем «большое»-то? В такое злое время хотя бы крохи со стола не потерять…

Метод режиссера здесь напоминает «алвисхерманисовскую» арифметику: авторское «они» трансформируется в личностное «я» (со всеми сценическими последствиями).

И отрадно, что этот режиссер не сидит сложа руки, а организовывает собственную Театральную мастерскую («А.Бетка»), ставит со студентами (причем «на одном стуле») великую пьесу А.Грибоедова «Горе от ума».

…И дополнительно приятно, что в сборной мастерской учеников и последователей Эдуарда Митницкого есть еще один одаренный, трудолюбивый, а главное - адекватный молодой режиссер… Которого давно бы должны «присмотреть» и другие крупные театры… Где режиссерский кризис как разразился, так и заканчиваться не собирается.

Андрей ПРИХОДЬКО: АЛХИМИК ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО. Ученик Петра Фоменко - «штатная единица» в режиссерской группе поддержки Богдана Ступки. Приходько не тяготеет к «академизму», к классическому канону. Он норовит «греблі рвати». Так, в репертуаре Национального возникают его сценические - алхимические - опыты на материале древней версии «Фауста». Чуть раньше разноцветная мистериальная «Шякянтула». Еще раньше - камерное психоделическое «Сойчине крило» (которое давненько не появлялось в репертуаре).

Кто-то иной, получая приличную зарплату в Национальном, уже возлежал бы себе на боку да травку покуривал. А этот - нет. Возглавляет Театральный центр при Киево-Могилянской академии. Безо всякой надежды, что это место когда-то станет «битковым».

Или едет во Львов, в театр имени Курбаса, и вместе с необыкновенной украинской певицей Марьяной Садовской «колдует» над «Лесной песней» Леси Украинки. (Премьера, кстати, состоялась на днях.)

Александр БИЛОЗУБ: ТАНЦЫ СО ЗВЕЗДАМИ. Еще один боевой «штык» Б.Ступки. Режиссер-визионер, который в своих сценических «галлюцинациях» регулярно вызывает на прославленную сцену различных именитых «призраков». У него - танцуют все. Танцует «призрак» певицы Соломии Крушельницкой («Сало-меа»). Пляшут - в спектакле «Дві квітки кольору індиго» - художницы Фрида Кало и Катерина Билокур.

Билозуб тяготеет к некоему субъективному сценическому уклону: «хореодрама». И создает свой «театр в театре». При этом не разрушает «основы» искусства франковцев, а, наоборот, пытается быть им полезен.

Поставив в общей сложности добрый десяток разных интересных спектаклей, он по-прежнему - безо всякого звания и даже госпоощрения. В отличие от иных «самозванцев».

Билозуб сверхкреативно работает и за рубежом. В Будапеште выступает художником-постановщиком лучших оперных проектов: «Катерина Измайлова», «Дон Жуан», «Сила судьбы», «Евгений Онегин». Плодотворно сотрудничает с популярным в Венгрии режиссером Аттилой Виднянским.

Уже на апрель на сцене франковцев запланирована его очередная визионерская премьера: «Украинский романс. Мастер-класс». (После того как заставил актеров Национального лихо отплясывать, пришла пора… «уроков пения»).

…И - «ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ». Один серьезный российский театральный форум недавно проявил инициативу выявления в Украине перспективных молодых режиссеров.

Так, на всякий случай…

Поиски были трудными. Но не напрасными.

Из театрального «подземелья», спрятанного от массовых глаз, выудили неких юных
дарований. (Худруки и менеджеры, запомните их имена.
А «вдруг»?)

Павел Юров - актер, режиссер. Кажется, так и не доучился в Киевском театральном… Но поработал в «Дахе». Затем приглянулся некоторым критикам своим спектаклем «Депо Северное» по пьесе В.Сигарева «Фантомные боли» (на микросцене театра «Сузір’я»).

Его «собрат» по такому вот «подземелью», только харьковскому, - Владимир Снегурченко… На все руки мастер. Возглавляет рок-группу «Четвертый Реактор». Работает в театре «Котелок». Актер, режиссер. Даже член Национального Союза театральных деятелей. А вы думали?! Снегурченко (по паспорту Владимир Самойленко) увлечен и драматургией. Сам сочиняет: «Северное сияние», «Чингисхан. Сокровенное сказание или тайна смерти», «Чисто для тех, кто мертв или способен умереть», другое.

…На вопрос одного интервьюера: «В каких мероприятиях вы принимали участие?» - этот юноша пылкий со взором горящим ответил, как отрезал: «В промывании мозгов!».

Согласитесь, такая процедура «промывания» иногда не помешала бы и современному украинскому театру – в целом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК