"Бобик сдох"

13 июня, 2014, 19:15 Распечатать Выпуск №21, 13 июня-20 июня

Финальная ария гастрольного рынка

Бобик громко лаял и угодливо ластился, не в меру пускал слюну и завывал (подобно герою популярного мульта "Жил-был пес") — "Щас спою!". А еще, когда "хозяев" нет на месте, этот же Бобик устраивал регулярные оргии, подобно герою другого мульта "Бобик в гостях у Барбоса": кисель на столе, лапша на ушах — дом ходуном! 

Сложно было назвать "собачьей жизнью" существование местного гастрольного шоу-бизнеса (подпольная кличка "Бобик"). Поскольку делал, что хотел. Ценовая политика, налоговые нюансы, само собой эстетика и этика пропагандируемых привозных ценностей — все было в зубах у Бобика, как кость. Обгладывая ее, Бобик был счастливым, сытым и наглым. И если где-нибудь случайно увидишь потолочную цену на билет какого-нибудь гастрольного предприятия ниже 3 тыс. грн за одно посадочное место — значит алчный Бобик  ночью дрыхнет... "Ниже" быть не может. У Бобика только все выше, и выше, и выше! 

Теперь, как всем стало заметно, "Бобик сдох". Или временно окочурился.  Местный гастрольный шоу-биз исполняет себе заупокойную. 

Гастрольные мероприятия отменяются и испаряются с космической скоростью. Зритель бьется в истерике, не в состоянии вернуть свои деньги за купленные ранее билеты.

 Промоутеры-продюсеры попрятались по закоулкам или по норам: найти никого из них теперь невозможно, а на "нет" — и суда нет... 

Шоу-бизнесовая гастрольная статистика последних месяцев пугает. Только за полгода в Украине отменено около 500 мероприятий. Убытки концертных агентств за период с ноября 2013-го по май 2014-го составили от 100 до 150 млн грн. Некоторые крупные российские концертные агентства закрывают представительства в Украине — либо без объяснений, либо переписав компании на подставных лиц. Свыше миллиона гривен (а то и больше!) задолжали на сегодня только киевские продюсеры-прокатчики зрителям, уже купившим билеты, но оставшимся с носом (надежд вернуть кровные по-прежнему нет). В списке "никто никуда не едет" — Мирей Матье, Чулпан Хаматова, "Алиса", Владимир Спиваков, "Аэросмит", Орбакайте, Кадышева… В этот же список включают Питера Гэбриэла, Depeche Mode и многих других. Всю королевскую рать. Такие концертные агентства, как NCA-Украина или "Национальная корпорация развлечений", оказались в интересном положении…  И действительно испарились! Их нет ни по одному из юридических адресов. И денег, естественно, тоже нет! Что говорит о невероятной "прозрачности" и юридической "честности" ныне существующих гастрольных механизмов. 

И, кстати, внушительный налог на гастрольную прибыль, благодаря которому Минкульт мечтает поправить дела на поприще национальных ценностей, скорее всего будет сжиматься, как "шагреневая кожа". С кого сдирать налог, если иных уж нет, а те — далече? "Бобик сдох!". 

Практически все, еще пока не спрятавшиеся, продюсеры-промоутеры называют главной причиной текущего краха — а) времена и б) обстоятельства. Хотя это ясно и без них. 

Нынешние времена не располагают к бурному концертному веселью. Пушки палят, музы молчат. Не до жиру, быть бы живу. Каждый вменяемый гражданин в это полувоенное и экономически-пессимистическое время пытается сэкономить трудовую копейку, не переплачивая за билеты на попсу 8 тыс. грн. Обстоятельства тоже играют важную роль. Разные артисты, из ближнего и дальнего зарубежья, напуганы искренне или специально: боятся ехать, "потому что у вас война". Некоторые вообще дают от ворот поворот за несколько дней до концертов в столице. 

В то же время знатоки проблемы осведомлены: каждый большой гастрольный проект — это всегда серьезная предоплата. Например, предоплата группе "Аэросмит" (которая в Киев уже точно не приедет) по сведениям некоторых СМИ — около полумиллиона долларов. Безумные деньги. Которые не собираются возвращать обратно… 

Тут и нарастает снежный ком. Прокатчик-продюсер вкладывает средства в предоплату, рекламу, аренду дворца "Украина" или стадиона "Олимпийский". Покрывает эти расходы исключительно доходом за реализованные билеты. Но мероприятие отменяется — и все… 

На фоне тотальных гастрольных поминок несладко не только прокатчикам, но и местным арендодателям. Крупнейшие площадки столицы сейчас либо пустуют, либо "арендованы" активистами. До сих пор, как известно, в полуосадном положении экс-Октябрьский дворец (там практически нет гастрольных мероприятий). На таком же положении — и "Украинский дом" со своим залом. Смутные времена наступили и для дворца "Украина". Даже не надо ходить за справкой к нынешнему директору (из команды М.Поплавского). Просто стоит сравнить загрузку этого зала (в это же время) пару лет назад — и теперь… Теперь — при аренде в 190 тыс. грн за эксплуатацию зала — всего-то несколько бледных мероприятий в месяц. Пару лет назад в июне (а это довольно кассовый месяц) зал, судя по афишам, был утрамбован под завязку. Считаем: 30 акций по 190 тыс. грн за вечер аренды — это уже 57 млн. грн "грязного" заработка. А дворец "Украина", напомню, — хозрасчетное предприятие. Теперь-то там особо и считать нечего. 

Сможет ли отечественный шоу-бизнес, подсуетившись, занять места на концертных площадках ввиду экстренно выбывших зарубежных гастролеров? Вопрос, естественно, риторический. Понимая, что нынче аншлаговыми "собиральщиками" в Украине являются всего-то несколько артистов. 

Среди них — единственный и бесспорный лидер — "Океан Эльзы". Собрали недавно в Днепропетровске 30 тыс. зрителей с гаком, а могли бы и больше, но не было мест. Гипераншлаг на концерте этой команды ожидается и в Киеве на стадионе. 

Экономическая успешность "Океана" и С.Вакарчука — для теперешнего времени — феномен открытый и прозрачный. Качественный саунд, который зритель эмоционально воспринимает и пропускает сквозь себя, рифмуя песни с глобальными и интимными тревогами-переживаниями; незаурядный патриотичный лидер, будто бы посланный в наше безличностное время как "привет" из 70–80-х, когда стадионами владели харизматики и индивидуалисты, зажигая публику, превращая толпу в народ… На втором месте по сборам, говорят, Тина Кароль. Где-то рядом — "Вечерний квартал". ДоЕвромайданная гастрольная успешность Ани Лорак или Таисии Повалий в Украине может оказаться под большим вопросом… Общественное мнение к ним резко изменилось. Прохлада, видимо, скажется и на заработках. 

Десятки более-менее успешных артистов традиционно промышляли по корпоративам (некоторым платили около 10 тыс. у.е.). Но и эта кормушка временно захлопнулась. Одни богачи пока боятся их организовывать (не хотят светиться), а у других — пока не за что. 

Эксперты гастрольного рынка между тем прогнозируют "активизацию" клубной жизни. Ага. Вряд ли на ней много заработаешь, если некоторые клубы предпочитают некоммерческий неформат.  

А с драматическим исчезновением еще и театральных гастролеров в Украине (типа МХТ, который здесь разорвут, как Бобик грелку, из-за автографа Табакова в поддержку аннексии Крыма) возникли было надежды на спрос отечественного театропроизводителя. Но это — мираж. Нынче сборы в киевских театрах далеки от рекордных и урожайных: некоторые залы полупусты. 

…Картина маслом, представленная здесь в образе "Бобика" наверняка не должна пугать эсхатологичными мазками и кошмарными образами. Что-то отходит, а что-то приходит… Вот, например, как объяснить постоянные аншлаги на танцы гастролеров из ансамбля Сухишвили? Валит народ и валит… 

Гибель "Бобика" — серьезный аргумент для перезагрузки экономических, юридических и этических отношений на гастрольном рынке. Игра здесь давно должна бы стать честнее, прозрачнее, и, главное, гуманнее —  с учетом зарплат и возможностей отечественного билетопотребителя. Что это за "шоу-бизнес" такой, если он по карману лишь платежеспособным жлобам или высокопоставленным шлюхам?! Так что если и воскреснет этот "Бобик", то под другой кличкой…

Возможно, "Муму"?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Liza_UA Liza_UA 15 червня, 16:22 Враховуючи, що як гастрольна чи туристична діяльність так і інше, що турбує в першу чергу прості народні маси у наших небожителів завжди не в сфері інтересів, та ще й додати воєнні обставини, то змін чекати не доводиться. Це ж треба влізти у шкуру народу, а це власникам палаців у Європі і чартерів до Парижу і Відня, які повинні цим турбуватися у ВР, не світить ніколи. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно