Беженцы и кибервойны на Берлинале

19 февраля, 2016, 22:00 Распечатать Выпуск №6, 19 февраля-26 февраля

Селекционная формула Берлинале всегда предполагала отбор фильмов политически острых, отличающихся новизной киноязыка, фильмов гендерной толерантности — "не для всех". Ныне, когда уровень политических проблем в мире "зашкаливает", стоит ли удивляться, что среди трендов Берлинале-2016 — проблемы беженцев и переселенцев, а также террор и кибервойны.

 

Селекционная формула Берлинале всегда предполагала отбор фильмов политически острых, отличающихся новизной киноязыка, фильмов гендерной толерантности — "не для всех". 

Ныне, когда уровень политических проблем в мире "зашкаливает", стоит ли удивляться, что среди трендов Берлинале-2016 — проблемы беженцев и переселенцев, а также террор и кибервойны. 

"Нулевые дни" Алекса Гибни — фильм о вредоносных компьютерных программах, о неуловимых вирусах, неконоролируемое распространение которых способно парализовать инфраструктуру целых государств за долю секунды. 

Хотя формат фильма больше напоминает телевизионную программу, драматургия выстроена режиссером так, что серия откровенных и уклончивых ответов на принципиальные вопросы выстраивается в историю о вреде освобожденных технологий в руках неконтролируемой политической власти. 

Любопытно, что и в рейтинговых опросах кинокритиков пальму первенства удерживает документальная картина режиссера Джанфранко Росси — "Море в огне" о прибытии беженцев в Италию, об острове Лампедуза, ставшем свидетелем надежд, трудностей и судеб сотен тысяч эмигрантов. 

Довольно высокий рейтинг на Берлинале держит игровая лента "Я — Неро" (режиссер Рафи Питтс) о молодом мексиканце, мечтающем стать гражданином США. Для исполнения своей мечты он добровольно поступает на военную службу, и его борьба за гражданство происходит с автоматом в руке в зоне боевых действий на Ближнем Востоке. 

А вот низкий рейтинг у фильма Венсана Переса "Одни в Берлине". Это не первая адаптация романа "Каждый умирает в одиночку", написанного в 1946 году Гансом Фалладой и основанного на реальных событиях. Пожилая супружеская чета Анна и Отто, получив похоронку на единственного сына, убиты горем. Их длительное доверие к фюреру сменяется осознанием лживости его обещаний. Супруги начинают писать разоблачающие нацизм тексты с призывами остановить машину войны.

Благосклонность критиков — величина непостоянная. Еще недавно любимец Каннского кинофестиваля Андре Тешине вступил в соревнование с фильмом "Когда тебе 17" о проблемах подростков. Приемный сын фермеров, красавец мулат Томас, и сын местного врача Дамьен принадлежат к разным социальным слоям. Обоим по 17 лет, учатся в одной школе, посещают спортивную секцию. Фильм живописует взаимоотношения двух молодых людей — от враждебности до плотского влечения. Фильму критики поставили по одной-две "звезды" и даже один жирный черный "крест", что говорит о полном неприятии фильма знатоками кино.

Но, думается, жюри отметит операторскую работу в фильме "Навстречу течению" (режиссер Янг Чао). Красивое медленное китайское кино, герой фильма — капитан небольшого грузового судна Гао Чун ищет любовь всей своей жизни. Он читает стихи из рукописной книги, найденной на борту, и стихи эти магическим образом соотносятся с его жизненной одиссеей... 

Разнообразие программного наполнения не исчерпывается глобальной проблематикой. В фильме "24 недели" режиссер из Германии Анне Зухра Беррачет концентрирует внимание на реальной проблеме выбора женщины: рожать или не рожать ребенка с заведомо непоправимыми проблемами развития? 

Другой аспект женской темы рассматривает известная исследовательница молодежной тематики Мия Хансен-Лу во франко-немецкой драме "Образ грядущего". Эксплуатируя популярность и актерскую даровитость Изабель Юппер, режиссер решается на эксперимент, сконцентрировав внимание на героине "элегантного" возраста. 62-летняя Юппер создает ироничный портрет университетской преподавательницы философии, которая моложе исполнительницы более чем на 10 лет. 

Впечатлила боснийская философская драма "Смерть в Сараево" обладателя "Оскара" Даниса Тановича. Эта сатирическая притча, полная политических мечтаний и вполне реальных кошмаров — адаптация романа Бернарда-Хенри Леви "Отель "Европа". Очень точная по настроению, ритму действия и типологии образов лента. Действие происходит 28 июня 2014 года в люксовом отеле "Сараево", где прошлое смешивается с будущим. Известный французский дипломат готовит речь к 100-летию со дня убийства Франца Фердинанда, что и послужило формальним основанием начала Первой мировой. Штат отеля готовит к этой же дате забастовку. Тут же телевизионные репортеры, представители тайных служб, ведущие слежку за дипломатом. Эти и другие события создают хаос и неразбериху в Отеле, прозрачным прообразом которого становится сама Европа. 

Украинский короткометражный фильм 23-летнего режиссера Наримана Алиева "Без тебя" достойно выглядел в программе "Генерация 14 плюс". Два брата идут поздравлять третьего. Идут пешком — машина сломалась. Вокруг — красоты степного Крыма. Идти далеко, но нужно успеть, ведь день рождения именно сегодня. И братья успели: под вечер устроили фейерверк у старого разбитого автомобиля, на котором их третий брат разбился на этом самом месте несколько лет назад. Автобиографическая, интимная история снята, как сообщил режиссер, силами семьи — два кузена снимались в главных ролях, третий — работал над музыкой. 

В секции "Панорама" состоялась премьера "Мариуполис" литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса, о жизни прифронтового города. Несмотря на войну, обстрелы, присутствие военных, жители рыбачат, женятся, устраивают концерты самодеятельности ко Дню победы. Съемки происходили весной 2015 года. Название фильма на литовский манер (не "Мариуполь", а "Мариуполис") призвано, очевидно, подчеркнуть абстрагированность взгляда стороннего наблюдателя, который не желает принимать позицию ни одной из сторон конфликта. Перед показом фильма в холле киноцентра состоялась правозащитная акция с требованиями освободить кинорежиссера Олега Сенцова.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно