Мне так и не удалось увидеть знаменитый клип Кобзона. Теперь бы знала, насколько восприимчива моя психика к загадочному «двадцать пятому кадру». Не судьба.
Эклектичное, то маршевое, то попсовое, порой сползающее в какофонию музыкальное сопровождение выборов и всего того, что было дальше, кажется, не стихало ни на минуту. И не менее интересно, чем однозначно-контрастное цветовое решение событий.
Началось с предвыборных роликов кандидатов. Мощные позывные Виктора Ющенко идентифицировались мгновенно и, кроме всего, довольно органично наложились на марш военных лет. А вот под какую музычку Виктор Янукович с любовью склонялся к внуку, хоть убей, не могу припомнить. Что-то очень ненавязчивое, но разумное, доброе и вечное, по имиджу.
Или забавная мелочь: вся страна надрывала животики, когда премьер тщетно угощал российского президента конфетами — под «Смуглянку-молдаванку»!
В ночь выборов на разных телеканалах периодически появлялась очень колоритная музыкальная пара: лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук и продюсер Таисии Повалий Игорь Лихута. Общались довольно мирно, не без взаимопонимания: чувствовалось, что оба не первый год вращаются в одном и том же бизнесе и не собираются портить отношения из-за политических пристрастий. Но уже само их соседство в кадре выглядело более чем символично: за оппозицию выступает рок, за власть — попса. Честное слово, это можно было бы принять за изящный драматургический ход медиа-оппозиции, если бы Святослав с Игорем не встретились и в дискуссионной студии Дмитрия Киселева!
Уже на следующий день пути Лихуты и Вакарчука разошлись. Первый был пару раз замечен на провластных телеканалах, а второго, в ранге советника Ющенко по молодежным вопросам, мы могли видеть не только в студиях «Эры» и «5 канала», но и на трибуне за спиной лидера оппозиции, и в кабинете ректора КНУ, и возле милиции, уговаривающим пропустить демонстрантов, и конечно же в своей основной ипостаси — с его музыкальным «Дякую», адресованным сотням тысяч восторженных людей в оранжевом. Все коммерческие концерты, запланированные на эти дни, Святослав Вакарчук отменил, заявив, что «Океан Эльзы» будет выступать только на Майдане.
Впрочем, многотысячная аудитория в центре столицы с одинаковой благодарностью и энтузиазмом принимает всех, кто участвовал в концертном марафоне: звезд и малоизвестных певцов и певиц, рок-команды и исполнителей народных песен. Надо сказать, репертуар многодневного концерта более-менее четко выдержан в определенном ключе: все так или иначе динамичное, энергичное, свободолюбивое. Как современное, так и уже классические, но на удивление точно попавшие в общую тональность «Мы ждем перемен» и «Не стреляй». Песни патриотического содержания (откровенно говоря, набившие оскомину, здесь звучат вполне органично и к месту. И даже отдельные пробои вездесущей попсы в неустойчивой эмоциональной атмосфере воспринимаются фальшивой, но вполне простительной нотой.
Альтернативные митинги в регионах в поддержку Виктора Януковича, разумеется, тоже не обошлись без концертов. И — неужели совпадение? — судя по видеофрагментам в провластных новостях, там действительно впереди российская попса. Ну, не обязательно российская. Помнится, что-то говорила со сцены про мир и стабильность всеми любимая Ирина Билык… Наталья Могилевская, пытаясь сохранить лицо и нейтралитет, в итоге избрала скептическую позицию «никому не верю» — далеко не самую убедительную.
По мере развития событий было интересно наблюдать, как постепенно меняют ориентацию (или определяются с ней?) и другие представители отечественной эстрады. Совсем недавно концертировавшие перед выборами «за Януковича», они вереницей потянулись на «5 канал», переодевшись в оранжевое. «Не соромтеся!» — подбодрил коллег по цеху Павло Зибров. Мол, лучше поздно, чем никогда…
А вот Руслана, как всегда, сориентировалась безошибочно и вовремя. В ответ на ее первое заявление о решении голосовать за Ющенко «5 канал» еще припомнил победительнице «Евровидения» ее почетную должность советника Виктора Федоровича. Но когда наша Руслана, срочно вернувшись из-за границы, появилась сначала перед львовскими студентами, а затем и на трибуне между Виктором Андреевичем и Владимиром Кличко, никто из «оранжевых» уже не посмел бы бросить в нее камень. Однако певица пошла еще дальше, объявив голодовку в знак протеста против решения ЦВК. И народное сопротивление окончательно озвучилось гуцульскими ритмами «Диких танцев».
Одно время по телевидению начали показывать невиданное раньше количество видеоклипов современных украинских исполнителей. От уже раскрученных хитов тех же Русланы и «Океана Эльзы» до гораздо реже появлявшихся в эфире «Плача Еремии», «ТНМК», «Талиты кум»…
Звуки музыки, которую мы выбираем, зависят от жизненных убеждений и сиюминутного настроения, многолетнего опыта и событий нынешнего утра, но никогда не бывают случайными. Эти звуки, попадая в унисон или диссонанс с внутренним ритмом нашего сознания, способны и оттолкнуть, и повести за собой. Об их силе прекрасно знают те, кто так или иначе апеллирует к нашим душевным струнам. И весьма показательно, сделана ли ставка на честную, настоящую музыку — или на политизированную попсу, приправленную для верности «двадцать пятым кадром».
Общеизвестно, что музыку заказывает тот, кто за нее платит. Это нормально, это бизнес. Гораздо страшнее, когда, как в захаровском «Доме, который построил Свифт», оплачивают заказ полного зала зрителей и слушателей.
…Кстати, сам Иосиф Кобзон, как сообщил в ночь выборов хорошо осведомленный Ян Табачник, оказывается, даже не знал, какой клип смонтировали на его песню. Надо полагать, за все время его трансляции тоже так и не удосужился посмотреть. Боится, наверное, за собственное подсознание.