А.Маньяни. Портрет тайного советника И.Кругликова, XIX век |
Прежде чем объяснить, о каком таком караване идет речь, несколько слов о самой Екатерине Рождественской. По происхождению она дочь известного российского поэта Роберта Рождественского, по образованию — профессиональный переводчик, по призванию — фотохудожник. Свое увлечение фотографией не считает профессиональным занятием. И с этим можно легко согласиться, если исходить из того, что профессионализм — это владение комплексом навыков в определенной области деятельности. Здесь же владение навыками умножено на Божий дар. В результате получаем искусство, подвластное лишь воображению художника, а не канонам профессии.
О себе, как о самобытном фотохудожнике, Екатерина Рождественская заявила во весь голос в 1999 году, начав работу над серией портретов под названием «Частная коллекция». Трудно найти российскую знаменитость, избежавшую волшебного перевоплощения в героев живописи Серова, Врубеля, Васнецова, Репина, Рембрандта, Ренуара, Пикассо. А именно это и делает Екатерина: свою модель она фотографирует в интерьере, костюме и гриме персонажей всемирно известных шедевров живописи, добиваясь невероятного сходства с оригиналом, но сохраняя при этом в неприкосновенности личностную оригинальность фотографируемого человека. Ее моделями были Ирина Понаровская, Михаил Боярский, Людмила Гурченко, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Наташа Королева, Кристина Орбакайте, Иосиф Кобзон. Всего — более 300 известных личностей России. Украина также не обойдена вниманием художницы. Ей позировали Таисия Повалий, Игорь Лихута, Маша Ефросинина, Юра Горбунов, Ольга Герасимьюк, Татьяна Цымбал, Иванна Найда. Вот и получается, что «звездный караван» — самое подходящее обобщающее название собрания работ Екатерины Рождественской. Еще и потому, что первыми с портретами из «Частной коллекции» знакомятся читатели журнала «Караван историй».
Осенью 2002 года «Частная коллекция» впервые предстала на выставке перед изумленными москвичами, собравшей более 600 тысяч посетителей. А уже в январе 2003 года она покорила киевских поклонников своего искусства. Свыше 100 тысяч киевлян посетили тогда экспозицию, выставленную в Украинском доме. С сентября 2003-го по сентябрь 2004 года «Частная коллекция» с огромным успехом демонстрировалась в Одессе, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Ялте.
В нынешнем году с 4 сентября по 13 октября 150 фотопортретов из новой коллекции Екатерины Рождественской снова предлагаются вниманию киевлян в городской галерее искусств «Лавра». Фотоработы выполнены в виде больших картин, напечатанных на холсте и подкрашенных красками. Помимо «Частной коллекции» на новой выставке «Знаменитости в фотопортретах», организованной журналом «Караван историй. Украина», представлен проект «Ассоциации», где известные актрисы перевоплощаются в цветы, а также проект «Родня» — стилизованные съемки знаменитостей в семейном кругу. В этом проекте снимались семьи Пресняковых, Ширвиндтов, Маликовых, Юдашкиных, Хазановых и многие другие.
Открытию выставки предшествовала пресс-конференция. На ней киевские журналисты при содействии заместителя генерального директора издательства «Караван-медиа» Елены Кильдау получили возможность первыми осмотреть экспозицию, пообщаться непосредственно с автором работ Екатериной Рождественской и, конечно же, с ее «моделями» — популярнейшей актрисой Людмилой Гурченко, известным ведущим шоу-программ российского телевидения Юрием Николаевым, его не менее известными украинскими коллегами Машей Ефросининой и Татьяной Цымбал и… президентом компании «Киевстар» Игорем Литовченко.
Его появление в качестве персонажа галереи стало для всех полной неожиданностью, ведь хорошо известно, что Рождественская традиционно работает лишь с представителями шоу-бизнеса. Впрочем, в последнее время на ее портретах все чаще встречаются лица, не имеющие непосредственного отношения к эстраде, кино, театру. Так, скажем, на «Мужском портрете» Луки Синторелли, датируемом 1492 годом, можно узнать российского академика Евгения Велихова, писатель Виктор Шендерович пригорюнился в образе гитариста-бобыля, портрет которого написан В.Перовым в 1865-м… Есть и другие примеры.
В том, что Екатерина Рождественская отходит от традиции в выборе моделей, окончательно убеждает ее версия портрета работы выдающегося мастера ХІХ века А.Маньяни. На портрете изображен И.Г.Кругликов — российский дворянин, тайный советник, участник войны 1812 года и добрый приятель А.С.Пушкина. Позировать для «современной версии» этого произведения фотохудожница решила пригласить президента компании «Киевстар» Игоря Литовченко.
Появление в компании любимцев публики одного из наиболее успешных украинских бизнесменов не могло не привлечь внимания журналистов, поскольку это первый случай, когда в «галерею образов» Рождественской был приглашен представитель деловой украинской элиты.
«Работы Екатерины — это не только культурное, но и просветительское мероприятие, благодаря которому современная молодежь приобщается к культурному наследию с помощью новейших технологий, — считает Игорь Литовченко. — Такой подход в искусстве весьма созвучен философии «Киевстар». Именно поэтому наша компания решила выступить меценатом выставки «Знаменитости в фотопортретах».
Помощь и покровительство, оказываемые компанией «Киевстар» и ее президентом популяризации искусства, — верная примета не только успешности украинского бизнеса в области высоких технологий. Это и знак того, что все больше украинских предпринимателей открывают для себя за пределами сугубо деловых интересов мир прекрасного, стремятся приобщиться к нему сами и сделать его достоянием общества.