Вариант: «ИГРАЙ, ГАРМОНЬ!»
ж как долго и тщательно ни изучали и ни освещали почти все наличествующие средства массовой информации обстоятельства зарождения и активного развития техно-культуры на просторах СНГ, а одно достаточно большое и практически под боком расположенное «белое пятно» если и примечали, то не очень. Речь идет о городе с богатыми революционными и андеграундными традициями - Санкт-Петербурге. Долгое время из этой некогда северной столицы отечественной альтернативы, снабжавшей всех нас, казалось бы, неиссякаемым потоком рок-откровений, не было слышно практически никаких сигналов «нового времени». В то время как Москва уже вовсю «клубила» широкие народные массы, Питер, с завидным упорством, продолжал распевать «старые песни о главном», категорически не желая замечать происходящих окрест перемен. Хотя, справедливости ради, следует сказать, что даже в эти «тяжелые времена» город трудовой славы изыскивал в себе внутренние резервы и периодически поставлял Москве техно-таланты. Но потому как ручеек сей был не больно полноводным, то особого следа в сердцах ценителей искусства он так и не оставил.
И вот в один прекрасный день, лет около двух тому назад (вполне вероятно, что, может быть, и чуть больше, хотя не исключено, что и немного меньше), в Северной Пальмире наконец-то были обнаружены первые более или менее серьезные проявления техно-сцены. Как и следовало ожидать, с первых своих шагов она приобрела столь характерный для этого города налет андеграунда и бесконечного эксперимента. Кроме того, уже изначально питерское техно, следуя рок-традициям, стало тяготеть к «живым» формам творчества - магическое электронное действо создавалось прямо на вечеринках посредством участия в нем «живых» же творцов. Подобного рода подход очень быстро привел к тому, что сегодня Санкт-Петербург уже с полным правом считается «российской родиной» Acid jazza, а также законодателем моды на «живые» электронные выступления, которые только сейчас начинают завоёвывать популярность в Москве.
Что же касается «новых кумиров», то наиболее ярким и многообещающим открытием питерской сцены стала группа с неоднозначным названием «P.C.P.» (в полном варианте - «Perforated Cerebral Party»). С момента своего появления на свет в 1996 году группа уже успела отыграть более 50 «живых» концертов. Кроме того, они были специально приглашены на одно из самых громких событий в техно-музыке последнего времени - акцию «Восточный удар». К заслугам членов группы следует также отнести и участие в организации независимого лейбла «Perforated Records». В качестве его основной задачи они видят «издание экспериментальной электронной музыки и продвижение клубной культуры Санкт-Петербурга на общеевропейский рынок». Что и говорить, начинание благое, а главное - полезное. В качестве первых плодов деятельности лейбла в ближайшее время ожидается выход питерского техно-сборника при учаcтии местных «кумиров»: Traxx, DJ Demidoff, DJ Слон, DJ Tumbler, а также других менее именитых «лиц и организаций». Кроме того, в работе находится очень необычный альбом, содержащий в себе новое прочтение известных произведений средневековой европейской танцевальной музыки...
Но вернемся к творчеству собственно «P.C.P.». Кратко его можно было бы охарактеризовать как «эксперименты с новейшими прогрессивными течениями как танцевальной, так и «интеллектуальной» музыки, основанной на слиянии техно-культуры с различными жанрами рок-музыки и джаза». Переведя этот «официоз» на не менее загадочную, но более привычную терминологию, «P.C.P.» можно обозначить как смесь Drum'n'Bass, Break-Beat, Acid Jazz и Triр-hoр.
Дабы придать нашим описательного характера измышлениям еще большую выразительность, присовокупим к вышесказанному одно из недавних интервью «P.C.P.», любезно предоставленное нам «питерскими товарищами».
Корр: Как по-вашему, в Питере вообще присутствует техно-сцена?
«Р.С.Р.»: Работающих техно-команд крайне мало, хотя они есть. Из-за чрезмерной популярности професcии диск-жокея все хотят крутить пластинки, а не писать музыку. Люди постепенно забывают о том, что пластинка - всего лишь носитель... Кроме того, где у нас можно записать свой винил? Пока реализовать себя могут только поп-группы, а экспериментальному техно попросту некуда приткнуться.
Корр.: Может быть, дискотетчики предпочитают западное техно? Не секрет, что сегодня отечественная музыка во многом вторична, - кому же она будет интересна?
«Р.С.Р.»: Неправда. Интересную музыку будут слушать всегда и везде. Просто на нынешней стадии фирмы грамзаписи не хотят рисковать, вкладывать деньги в безумцев никогда не было престижно, но порой это окупается. Когда-нибудь это поймут и у нас... Aрhex Twin тоже когда-то был никому не нужным экспериментатором.
Корр.: А что подвигает конкретно вас на создание этой музыки?
«Р.С.Р.»: Мы еще в детстве пробовали делать музыку - лупили по кастрюлям и занимались прочей ерундой, называя все это «звукопластикой». В 1993 году появился относительно серьезный проект Dinner Sets (нас двое плюс отличный басист).
Корр.: И что, уже тогда было техно?
«Р.С.Р.»: Нет, Industrial чистой воды, с кучей спецэффектов. Но из этой музыки, как и из всего прочего, человек быстро вырастает... Так что в техно мы вошли не со стороны танцулек, а, скорее, со стороны психоделических экспериментов.
Корр.: Вы играете, в основном, на ночных вечеринках - это вынужденная ситуация или вас чем-то особо привлекает такой модный формат?
«Р.С.Р.»: Здесь мы напрямую можем обмениваться энергией с людьми. За два-три часа выступлений мы успеваем ввести танцующих в состояние, близкое самой природе нашей музыки. Люди приходят туда танцевать - и отдачу, если она есть, видно сразу...
Корр.: Как вы объясните популярность техно? Многие считают его образцом примитива.
«Р.С.Р.»: Эти «многие» его не слушают, а потому не слышат!... О других музыкантах говорить не будем, а сами понимаем этот механизм так: циклическое наслоение повторяющихся звуков, не имеющих ничего общего со стандартными музыкальными инструментами, со временем рождает новые мелодии, построенные на призвуках и обертонах. Их и слышат-то не все, а если же слышат, то разное - ведь все это очень индивидуально! Такая мелодия действует на всех по-разному: кому-то она несет ассоциации с детским бредом, кому-то - с пограничным состоянием между сном и явью... Для нас это почти неуловимый, необъяснимый феномен вроде дежа вю. Присутствие этого элемента и отделяет обычную танцевальную музыку (набор ритмов) от «трансперсонального» техно.
Корр.: Концерт «Р.С.Р.» - действительно ли это «живое» выступление? Есть мнение, что техно-группе достаточно прийти, нажать на кнопку - и все идет как по маслу...
«Р.С.Р.»: В мире есть сотни групп, похожих одна на другую, как капли воды. и все благодаря компьютерной технике. Мы же принципиально не используем компьютеры и вообще всячески приветствуем «живые» инструменты. Каждый свой концерт мы рассматриваем как своего рода неошаманский ритуал. В идеале было бы проводить интерактивные бдения: множество людей в абсолютной темноте бьют в барабаны, отталкиваясь от исходного, заданного кем-то ритма. В свое время мы проводили подобные опыты... Публика на наших акциях - соучастники действия: ритмические движения под музыку - один из инструментов, которым мы пользуемся, как и любым другим. Идет прямой обмен энергией, и в процессе игры мы постоянно меняем местами отдельные части программы, импровизируем. В этом смысле - да, мы действительно играем «вживую». И за счет этого достигается особый саунд.
Корр.: В чем же его исключительность?
«Р.С.Р.»: В аппаратуре, если кто-то разбирается. Мы используем аналоговые синтезаторы, сэмплеры, драм-машину и миллион самодельных примочек. Этого вполне достаточно, чтобы в реальном времени творить такую музыку, которой позавидует любой компьютер. Открывается простор для «живой» работы, по своей структуре близкой к джазовой импровизации... Наш саунд не перепутаешь.
Использованы материалы
«Рок-Fuzz».