Нынешнее театральное лето в Киеве трудно назвать «мертвым сезоном». Полноценные гастроли Питерского БДТ, блестящий театральный фейерверк московского театра «Мастерская П.Фоменко», выступление лучшей театральной актрисы эстрадной сцены Аллы Пугачевой и, наконец, балет. На все вкусы и пристрастия.
С 24 по 28 июля в Киеве пройдут эксклюзивные гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана (24 июля - «Мой Иерусалим» на музыку современных композиторов и канонических музыкальных произведений иудаизма, ислама, христианства и «Реквием» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта; 25 июля - «Красная Жизель» - «экспрессионистская танцевальная драма» о «хореографической легенде XX века Ольге Спесивцевой» на музыку Адольфа Адана, Жоржа Бизе, Петра Чайковского, Альфреда Шнитке; 27 июля - «Братья Карамазовы» на музыку Сергея Рахманинова, Модеста Мусоргского, Рихарда Вагнера; 28 июля - «Чайковский» на музыку Петра Чайковского).
Это не первый приезд в Киев выдающегося хореографа современности. Именно так главный театральный критик «Нью-Йорк таймс» Анна Киссельгоф назвала Эйфмана после гастролей его театра 1998 года в Америке: «Балетному миру незачем больше мучаться в поисках выдающегося хореографа. Он найден. Это Борис Эйфман». Газета же «Нью-Йорк пост» в своей комплиментарной статье пошла еще дальше: «Нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман - удивительный театральный маг... Единственное, в чем могут быть сомнения, - он последний ведущий хореограф XX столетия, или первый хореограф века XXI».
Ученик русского «баланчиниста» Георгия Алексидзе, воспитанник талантливейшего импровизатора в области пластики Леонида Якобсона, закончив балетмейстерский факультет Ленинградской консерватории, Эйфман успешно ставит в Мариинском «Жар-птицу» и «Гаяне» в Риге. В 70-е годы активно работает над созданием своего театра на «пустом месте с полупрофессиональными артистами «Ленконцерта». Сегодня на его счету постановка более 40 балетов. В отличие от больших репертуарных театров типа Большого, Мариинского, Американского театра балета, балета Парижской оперы, афиша которых весьма эклектична, на протяжении 20 лет своего существования театр Бориса Эйфмана был исключительно «авторским балетным театром», наподобие трупп Мориса Бежара и марсельского балета Ролана Пети, «Нью-Йорк Сити Балле» времен Джорджа Баланчина, Нидерландского театра танца Иржи Килиана, гамбургского балета Джона Ноймайора и франкфуртского - Уильяма Форсайта. Именно поэтому, открывая юбилейные гастроли театра на сцене Большого, его руководитель Владимир Васильев сказал, что «теперь с уверенностью можно сказать, что у нас есть современный русский балетный театр».
Итак, продолжатель традиций русского драматического балета, Борис Эйфман и его труппа покажут в Киеве пять спектаклей, которые составляют основу репертуара его театра. Любители балетного искусства смогут насладиться творчеством уникального коллектива благодаря организатору гастролей «Мистецькому березіллю», а вернее, его неутомимому руководителю-директору Сергею Проскурне, который всегда «балует» театральных гурманов изысканными театральными «блюдами». Сейчас Проскурня ведет переговоры о проведении гастролей на сцене дворца «Украина», а это означает, что он добрался со своими проектами до самой крупной площадки Киева. Правда, театр Бориса Эйфмана безусловно ее заслуживает. Или наоборот?..