В Российском посольстве прошел вечер, посвященный 130-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Прозвучали «Элегическое трио» для фортепиано, скрипки и виолончели, «Вокализ» в переложении для виолончели и фортепиано, «Романс» для скрипки и фортепиано и ряд романсов, написанных более ста лет назад. Практически все инструментальные произведения были отмечены колоритом жанра элегии, который изначально ассоциировался не только с пейзажем, но и эпитафиями, словами на смерть. Вокальные сочинения, звучащие друг за другом, невольно образовали новое поэтическое пространство, наполненное настроениями тоски, обманутых надежд, покинутости. Кульминацией-финалом нового мета-текста стало восклицание «О, одиночество! О, нищета!» В целом, несмотря на посвящение вечера, получилось все-таки достаточно трагическое «повествование» об одной из легенд русской музыкальной культуры. День концерта «о рождении» Рахманинова совпал с днем смерти композитора. Так возник интересный эффект взаимопроникновения идей смерти и жизни.
Несмотря на то что Рахманинов был не только композитором и дирижером, но в первую очередь гениальным пианистом, организаторы концерта, возможно, решили не рисковать. Собственно, фортепьянная музыка не звучала. В этом был свой резон. С одной стороны, сегодня трудно найти пианистов, которые могли бы создать собирательный образ пианизма Рахманинова. (К слову, на предыдущем шаляпинском вечере именно создание собирательного образа гениального баса оказалось удачной конструктивной идеей.) С другой стороны, фортепьянные вещи композитора практически все превратились в своеобразные классические шлягеры. На нынешнем фоне постоянной демонстрации в этих композициях «просто технической игры» предложить их действительно оригинальное прочтение под силу лишь ярким индивидуальностям в пианизме. Но организаторов можно поздравить с удачей — приглашением к участию в концерте украинского скрипача, ныне живущего за рубежом, Леся Семчука и прекрасное украинское сопрано Людмилу Войнаровскую.
Основная исполнительская проблема, которая возникла на концерте, заключалась в особой аристократической харизме музыкантов. Как оказалось, без нее рахманиновские интонации звучат примитивно, грубо, вульгарно, словно водевиль. Именно благородство звука и сдержанность в выражении сильных эмоций делало стиль музыки действительно рахманиновским. В этом отношении Лесь Семчук позволил сполна насладиться логикой и красотой музыкальных мыслей композитора. Звучание его скрипки было утонченным, а палитра звукоизвлечения богаче словарного запаса у иных обывателей. Профессионализм Людмилы Войнаровской был также налицо. Гибкий голос, умение корректно обращаться с темпами, незаурядный дар драматической актрисы сделали ее выступление незабываемым.
После концерта сразу захотелось теплой, тихой весны и сирени, которую так любил Рахманинов. Тепло вообще гонит из души пессимизм. Вот тогда-то невольно соглашаешься со словами одного из известных рахманиновских романсов — «Здесь хорошо!».