Эксклюзивный показ фильмов Лени Рифеншталь «Коралловый рай» и «Мечты Африки» состоялся в Киеве. Режиссер, творчество которого идентифицируется с «творчеством» Третьего рейха и эстетическими предпочтениями фюрера, долгое время была «проклятым поэтом» и табуированным творцом.
Ей хватило двух фильмов, чтобы войти в историю, стать проклятой и навсегда остаться в памяти потомков «режиссером Дьявола». Хотя при жизни этого Дьявола она получила уникальную возможность реализовать самые смелые амбиции, уверенно (и по праву) войти в историю кино, получить звание документалиста столетия и стать той самой Рифеншталь, о которой более 60 лет злословил мир.
Последние фильмы она снимала, приближаясь к столетнему юбилею. И даже в этих незавершенных работах, практически набросках, Рифеншталь вся как на ладони. По-прежнему амбициозная, волевая. Несокрушимая в стремлении достичь того, чего хочет.
Легендой Лени стала при жизни. А ее режиссерская карьера завершилась в самом расцвете. И вот уже более полувека не утихают споры интеллектуалов, политиков и художников о том, какую роль сыграли ее документальные фильмы в истории становления Третьего рейха. «Любимый режиссер Гитлера», «нацистская пропагандистка» — так заклеймили Рифеншталь после поражения Германии во Второй мировой войне. И упрятали на задний план все достижения ее неоспоримого таланта в области кино.
В эпоху дотелевизионную документалисты были не меньшими богами, чем провидцы. Поймать и запечатлеть настоящую жизнь — значило быть «современником» в самом глубоком смысле этого слова.
Но Лени Рифеншталь была не просто современником, а еще и художником, для которого время стало таким же объектом режиссуры, как и люди.
Помню, как впервые услышала о ней... Полушепотом в полутьме кинозала на семинаре по «тоталитарному кинематографу»: «Смотри, смотри! Это кадры из «Олимпии»! Студентов-первокурсников даже не хотели пускать на просмотр «Триумфа воли». И оттого запретный фильм казался явлением мистическим, шаманским. Таким же неустаревшим демоническим документом о съезде нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году он выглядит и сейчас. Это фильм, за который Рифеншталь пришлось расплачиваться всю жизнь. Цена была высокой. Официальный запрет на работу в кино. 30 судебных процессов. Два года в психушке. Презрение толпы. И обвинения в любовной связи с фюрером. Иначе ведь как безраздельно в нацистском кино, пропагандистская машина которого многим напоминала советский кинематограф, могла властвовать эта женщина с внешностью богини и хрупкостью балерины?
* * *
Покорение киноолимпа Рифеншталь начала еще в донацистский период. Снимала так называемые горные фильмы, в которых человеческий дух встречался в неравной схватке с духом природы. Отступать перед ее силами Лени позволила себе только в качестве актрисы. А в роли режиссера она покорила все возможные вершины. Ее самый стильный, как сказали бы сегодня, и программный фильм «Олимпия» — художественная хроника Олимпиады 1936 года в Мюнхене — стал шедевром и революцией в документалистике, доказав: для кинокамеры нет ничего невозможного. Позже ее обвиняли в откровенном прославлении арийской расы. Но сегодня этот фильм смотрится как гимн человеческой природе — ее красоте и возможностям. Для Рифеншталь, отморозившей конечности в науке скалолазания в период «горных фильмов» или поломавшей ребра в вертолетной аварии в Судане на 95-м году жизни, невозможного не существовало.
И своей жизнью Рифеншталь постулировала этот «завет». Лет десять назад режиссер Рей Мюллер запечатлел ее на пленке. Трехчасовое эссе «Удивительная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь» вовсе не походило на оправдательную петицию двух режиссеров. Оно было полно боли за несостоявшуюся кинокарьеру и полно счастья за каждый миг долгой жизни.
Совместить эти два противоречивых и плодотворных чувства она пыталась в середине 60-х, когда к официальному оправданию добавилась лояльность общественного мнения. Лени Рифеншталь ушла от социума и попыталась вернуться к миру естественности и гармонии. Она уехала в Африку и снимала сначала в Кении, потом в Южном Судане.
Но этим работам суждено было воплотиться не в движущихся картинках кино, а всего лишь в статичных фотографиях. Хотя именно в «Мечтах об Африке» (фильме, который уже после смерти Лени доделывал Рей Мюллер) Рифеншталь продемонстрировала разбитый мир своих иллюзий, которые она в свое время искала среди нубийцев. Война в Судане уничтожила рай, запечатленный много лет назад. Но выдержавшие не одно переиздание фотоальбомы уникальных съемок затерянного племени нубийцев открыли миру новую Рифеншталь — новую с точки зрения идеологии, но не сдающую своих эстетических позиций. До глубокой старости ее единственна вера — сила и красота человека.
Глядя, как в хроникальных кадрах «Кораллового рая» 90-летняя Рифеншталь погружается с аквалангом и спокойно поглаживает электрического ската, невозможно не очароваться таким жизнелюбием и такой жаждой деятельности. Ну а риторические вопросы, которые человечество иногда ставит перед собой — об ответственности художника или о суде творца над самим собой, увы, могут вызвать лишь ироничную гримасу настоящего времени.