"Засяяв день таємними знаками"

7 июня, 16:19 Распечатать Выпуск №21, 8 июня-14 июня

На Камерной сцене Театра Франко имени Сергея Данченко знаковая премьера — "Лимерівна" по Панасу Мирному.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Не знаю, как тайных, а явных знаков хватало: это классический материал с интересным бекграундом — от Марии Заньковецкой до второго обращения франковцев к этой пьесе; режиссерский дебют Ивана Урывского на этой сцене. 

Вообще Камерная сцена стала плодотворной территорией интерпретационного театра, где украинская классика открывает свои скрытые ресурсы и получает второе дыхание.

Образное мышление Урывского, его фирменный кодированный театр — находчивый, порой парадоксальный, богатый и яркий — очень подходит живому, насыщенному, объемному, эмоциональному тексту и стилю Панаса Мирного. 

Мирный — беллетрист и поэт — купается в сочном украинском языке, разворачивая "конфлікт справді драматичний, могутній, а в суспільному відношенні надзвичайно важливий і для загалу громадянства повчальний", — писал И.Франко о драматургии второй половины ХІХ века. 

лымеривна_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

Иван Урывский, который постоянно ищет украинские тексты и контексты, — человек уже XXI века: он откровенно современно интерпретирует одноименную народную балладу, положенную в основу сюжета пьесы. Сохраняя нечто абсолютно аутентичное, присущее именно украинскому театру, остается при этом верным себе с прекрасным чувством меры и стиля, текстов и слова, безупречным владением языком образов и арсеналом сценических приемов и внутренней культурой.

Абсолютно в унисон с режиссером и автором сработал в премьерном спектакле и художник-постановщик и художник по костюмам Петр Богомазов. Грубые, простые, но очень тактильные текстуры сена, дерева, полотна, гречки. Почти сплошные черно-белые цвета, с единичными вкраплениями красного, — это визуально подчеркнутый конфликт и анонс будущего трагического финала. Хотя в послевкусии спектакля царит сепия, как на старой фотографии. Но это, наверное, из-за сена: его на сцене много, и оно становится еще одним героем спектакля, не прописанным драматургом, но выдуманным художником и режиссером. 

Это сено сначала — как признак сельской жизни, уже потом — нечто воздушное, неустойчивое, даже художественное. Позже — строительный материал, спрессованный до решетки, а временами — банальная фактура, знак мелочности Шкандибенко, Хряков, Лимерихи. 

лымеривна_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

В финале — мотанка из сена. И это знак замкнутого пространства обстоятельств нежной души, которая оказалась в конфликте с действительностью. Выразительный и сильный образ главной героини Натальи Лимеривны, которую "смотали" в тугой узел безысходности. Дальше — тишина и… смерть. 

Важный акцент — пластическое решение. И здесь снова унисон — режиссера Ивана Урывского и балетмейстера Павла Ивлюшкина. Спектакли Ивана всегда очень выразительны пластически. Все актеры (неважно, в каком театре играют) соглашаются с его эстетикой чуткости, с движением и музыкой, ритмом и жестами. 

Ивлюшкин и его бешеные танцы-конвульсии, ломаный ритм, синкопическая пластика отдельных мизансцен, даже простые бытовые движения-удары — все подчинено режиссерскому темпоритму постепенного нагнетания и перевоплощения мелодрамы в трагедию. 

лымеривна_7
Василий Артюшенко, ZN.UA

Блестяще сложился актерский ансамбль "Лимерівни" XXI века. У каждого актера — свой крупный план. История каждого режиссерски выстроена, даже если что-то из драматургического первоисточника осталось "за кадром". Все типажи — неоднозначны, и вместе с тем типичны и персонифицированы. Преследуя собственные интересы, разрушая чужую любовь, все они — соломенные человечки, огородные пугала, которые не замечают, как разрушают себя, окружающий мир, чужую жизнь.

Чрезвычайно мощно в молодежной актерской стае выглядит Елена Хохлаткина — Шкандыбиха. При всех внешних атрибутах традиционного трактования роли злой свекрови актриса нашла яркие нюансы, сделавшие образ выпуклым. Чего только стоят ее интонационные модуляции и блестящие сцены с сыном Карпом (Виталий Ажнов) — маминым придурковатым "пупсом": несчастным и латентно агрессивным, покорным и хитрым.

И здесь еще один знак "поколения Y" от режиссера. Первый выход Шкандыбихи сопровождается поиском в кармане Карпа шапки и надеванием ее на голову — то есть: "Мама, я поел и в шапке". Эта актуальная молодежная ассоциация работает на два образа и на целую сюжетную линию.

лымеривна_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

Типичную вертлявую сельскую девку Марусю, подругу Натальи и, как оказывается, соперницу, широкими и точными мазками играет Кристина Федорак. Чрезвычайно интересно придуманы и продуманы ее унисоны с главной героиней Натальей (Марина Кошкина) в части, где они говорят о своей любви к Василю. Поэтому и текст один на двух дает им Урывский. Дуэтные сцены не слащавы, актрисы — противоположности, разные по темпераменту и манере — сталкиваются отталкивая, сплетаются расплетаясь в буквальном и переносном смысле.

Хороша и Ксения Баша в роле Оришки — матери Маруси. Говоря иногда правдивые вещи, уговаривая Лимеривну или своего Кнура (точный, акцентированный Дмитрий Рыбалевский), явно обладая незаурядным умом и сообразительностью, она готовит ловушку Наталии. Баша в этих нюансах виртуозная, разнообразная и гибкая.

А что же Лимериха? В этой роли — Татьяна Михина. Ведь такую непросыпную выпивоху, которая буквально пропивает свою дочь, может сыграть только актриса чрезвычайно широкого диапазона. Однако у ее Лимерихи такие глаза, глядя в которые, понимаешь — за тем пьянством кроется драма и еще одна пьеса. 

лымеривна_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

Михина в который раз доказывает свой статус, талант и умение понимать и воплощать даже едва заметные режиссерские полутона, из которых состоит абсолютно самобытный, считываемый и уверенный почерк Ивана Урывского. С чем и хочется поздравить наш театр. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно