Киев посетил известнейший французский дизайнер Ора Ито. Его имя — символ успеха (синонимом которого отчасти является и авантюризм). А его история — сюжет о виртуальных обманах. В эксклюзивном интервью «ЗН» Ора Ито поведал о том, из какого «сора» растут виртуальные цветы и почему виртуальное пиратство сделало из него не подсудимого, а преуспевающего дизайнера.
Художника посадит не каждый
— Господин Ора Ито, вы в прямом смысле переполошили маркетологов и культурологов своими проделками на дизайнерской ниве. Насколько трудно сегодня именно на Западе выделиться начинающему дизайнеру?
— Мне понадобился для этого всего месяц! Да, мне очень повезло. Потому что тогда мне в голову пришли очень хорошие идеи… Я попросту начал заниматься пиратством крупнейших брендов. А ведь ранее этого никто не делал. Поэтому прецедент и создал вокруг моего имени шумиху. Сейчас я работаю для многих компаний. То есть присутствую при разработке самых разных — в том числе и очень модных — брендов. Вообще историю моей жизни рассказывать трудно. За тридцать лет много чего произошло. Но я всегда хотел стать Ора Ито! И вот моя мечта сбылась. Можно сказать, что в этой жизни я, наконец, нашел себя.
— Вот вы говорите, что нашли себя. Но путь этих поисков довольно рискованный. Какие-нибудь крупные компании не судились с вами, когда вы занимались несанкционированным созданием уникальных вещей якобы «от известного Дома»?
— Нет! В моей практике подобного не было. В 20 лет я был молод и абсолютно ничего не боялся. К тому же я делал это для внутреннего удовлетворения. Но представлял при этом, что всерьез работаю на эти компании. Я как бы чувствовал с ними связь. Ну и что… Прошло время — и сейчас я практически от всех этих компаний получаю свои комиссионные. Виртуальное пиратство плавно перетекло в создание реальных вещей. И вообще мои работы всегда были представлены как работы художника. А это свободная профессия. Нельзя художника сажать за решетку!
Скоро материал будет реагировать на мысль человека
— У вас был некий виртуальный музей — кажется, единственный в мире?
— Во-первых, мой музей уже не виртуальный, а совершенно реальный. Просто он мобильный! Но теперь я буду создавать постоянный музей. А во-вторых, сейчас я вообще не хочу говорить о музеях. Вот когда я умру, пусть тогда и создаются музеи моего имени.
— Долгих вам лет, конечно… Но что вы изобрели для своего дома?
— А в моем доме ничего нет особенного. Даже нельзя сказать, что в нем живет художник или дизайнер. Но ведь в этом есть смысл. Потому что если бы вокруг были разные вещи, сконструированные мною самим, то я бы вообще не видел мира вокруг себя. А так у меня все обычно и традиционно. Это и помогает мне видеть вещи такими, какими они есть на самом деле.
— Насколько глубоки были ваши познания об Украине накануне этого визита? Есть ли в нашей стране марка, с которой вы хотели бы поработать…
— Представьте, с Украиной я познакомился впервые! Пока ничего особенного не видел. Но здесь очень красивые девушки! И этого достаточно, чтобы страна мне сразу понравилась. А насчет украинских брендов — к сожалению, с ними я не знаком.
— Как вы думаете, почему известнейшие мировые бренды приглашают к сотрудничеству дизайнеров со стороны? Неужели они уже исчерпали свой мозговой потенциал?
— Так и есть на самом деле. Дело в том, что дизайнеров, которые работают для конкретных фирм, всегда засасывает рутина. Например, если они десять лет продолжают делать холодильники, то теряют видение этой продукции. Я же, ничего не зная о холодильниках, посмотрел свежим взглядом и мгновенно предложил что-то новое.
— Известно, что технологии дизайна развиваются стремительно. Что, на ваш взгляд, мог бы представлять некий совокупный дизайн будущего?
— Я забыл свой хрустальный шар дома во Франции, поэтому трудно предсказывать. Но попытаюсь… Думаю, все будет очень интегрировано, не будет отдельных вещей. Считаю, что дизайн будет эволюционировать вместе с развитием материала. Ведь когда появляется новое сырье, мы стараемся тут же сделать из него новые объекты. В будущем именно материал будет реагировать на мысль человека, чувствовать его настроение и видоизменяться, чтобы стать еще лучше.
Объекты не будут статичными. Они станут вести себя как люди, то есть адаптироваться к мыслям и чувствам. Это будет активный, а не пассивный дизайн.
— А какими качествами должен обладать человек, чтобы пользоваться вещами Ора Ито?
— Да все ими могут пользоваться! Я стараюсь делать вещи, понятные любому человеку! Не хочу работать лишь для двух сотен интеллектуалов. Мой стиль и называется «симплексити». Как бы простая сложность. Вот и мои вкусы просты — как в вещах, так и в еде. К тому же я совершенно не умею готовить. Потому что ленив. Хоть это и стыдно для француза.
— Возникали ли случаи непонимания или резкого неприятия ваших разработок?
— Может, и было такое. Я об этом не знаю.
— А как вы думаете, насколько может хватить вашего творческого потенциала?
— Все зависит от людей. Если потребитель захочет пользоваться и дальше моими дизайнерскими ноу-хау, то я буду с удовольствием продолжать работать. Но если уж сочтут, что я слишком старый, то сразу найдут кого-нибудь помоложе.
— Часто ли меняете людей в своем окружении, чтобы привнести в проекты свежие оригинальные идеи?
— Дело в том, что я хочу весь процесс создания новой вещи контролировать сам, поэтому никого не привлекаю. Не хочу, чтобы какая-то вещь была разработана от моего имени, но я не приложил туда свои мозги.
«Может быть, когда-нибудь я спроектирую корабль?»
— Говорят, что ваш отец во Франции — очень известный дизайнер. Получается, талант от родителей?
— Не знаю, талант ли это вообще. Я стараюсь самому себе задавать вопросы и отвечать на них. То есть делать некий интеллектуальный и умный дизайн. У меня просто-напросто есть мозги, которыми я стараюсь пользоваться.
— А что касается вашей продукции — не сталкивались с виртуальными хакерами?
— Раньше — да, постоянно. Но сейчас это никому не нужно, ведь если что-то сделано, то к нему уже не возвращаются, так как это никого не волнует.
— Вы все-таки живете в настоящем или в будущем?
— Будущее заставляет меня двигаться дальше, меня всегда подталкивает вперед мечта, без которой я просто умираю… А моя мечта — это и есть моя жизнь.
— А что вас вдохновило на создание именно бытовой техники?
— Просто мне предложили этим заняться. Кроме того, моей девушке всегда хотелось иметь новую кухню, на которой она пообещала мне готовить. И вот через два месяца я ее создал. Но себе пока не приобрел.
— А на каком этапе вы начали переходить к созданию реальных, а не виртуальных предметов? Труден ли был этот переход?
— Да, достаточно сложно было. Потому что в виртуальном мире я чувствовал себя королем, а в реальном — приходилось конкурировать с очень большим количеством людей… Заказчики сами приходили ко мне, я никогда ни к кому не обращался и не предлагал свои услуги.
— Конкуренция пока в вашу пользу?
— Бывают как выигрыши, так и проигрыши. Вот в этом году, например, я проиграл три конкурса, а в прошлом выиграл пять. Ведь когда создаю ту или иную вещь, я вовсе не знаю вкусов заказчика. Когда я проигрываю, то считаю, что мой проект лучший, ну а когда выигрываю, то вижу, что и другие красивы.
— А какой самый громкий проигрыш проекта был у дизайнера Ора Ито? В создание которого вы вложили много сил?
— Это был велосипед в Париже. Дело в том, что сейчас у нас велосипеды можно брать напрокат. Возможно, через пять лет в столице Франции уже не будет автомобилей, а все будут крутить педали… И вот это была компания, которая производит муниципальные велосипеды. Мой проект оказался слишком претенциозным, слишком уж я хотел показать свое «я». А мой соперник сделал более нейтральную вещь, которая всех устроила. В данном случае нужно признать, что я ошибся.
— Вы амбициозный человек?
— И да, и нет. Иногда, если мне придет в голову какая-нибудь идея, то я буду добиваться ее реализации. Может быть, когда-нибудь я спроектирую корабль.
— А что важнее для вас в процессе творчества — обогащение или удовлетворение амбиций художника?
— Важно и то и другое. Но на первом месте все же творчество, потому что если работать ради денег, то их никогда не будет. Тем не менее, когда приходят деньги, я очень доволен. Ведь людей, которые мне платят, не очень интересует творчество, они просто используют меня, чтобы самим заработать.
— В каком городе мира вам гармоничнее всего?
— В Париже и Нью-Йорке.
— Есть ли медиаличность, с которой вы общались и которая произвела на вас наибольшее впечатление?
— Это… моя собака. Она никогда не врет и всегда радуется, приветствуя меня.
— Чем больше я узнаю людей, тем больше начинаю любить животных... Известно, что вы увлекаетесь и диджейством. Как часто удается постоять за пультом в клубе?
— Знаете, в нормальном состоянии я этого никогда не делаю. А вот когда очень хорошо выпью и расслаблюсь, то конечно…
Его имя Ито, что на языке индейцев племени сиу означает «построение нереального». А фамилия — Морабито, которая содержит эти два слова. Столь непривычное для француза имя родители придумали сыну потому, что им надоело имя Паскуаль, которым величали всех мужчин семейства Морабито на протяжении нескольких поколений. Ора Ито родился в Марселе в 1977-м. Как и многие подростки, он «маньячил» компьютерами — часами исследовал Сеть и не уставал от компьютерных игр. В виртуале все его и знали как Ора Ито. В школе дизайна он учился лишь год. А когда ему исполнился 21, он совершил волевой поступок — взломал имидж модных брендов. То есть Ора Ито начал придумывать красивые предметы от известных марок, которые были уж очень не похожими на существующие.
Эта замечательная идея требовала больших капиталовложений. Но их у виртуального хакера не было. Поэтому, не долго думая, Ито решает запустить первый в мире виртуальный бренд. Это так называемое «брендовое пиратство» — вовсе не убогое копирование мировых марок, дабы не перевелся «челночный бизнес» и рынок «Троещина» не опустел. Это самовольное создание эксклюзивных вещей якобы «от известного дома». Наш самозванец на тот момент заявил, что он «выдающийся артдизайнер» известных фирм и стал пропагандировать в Сети виртуальные товары собственного производства, якобы выпущенные знаменитыми марками. То есть начался «взлом имиджа». Так Ора Ито создал собственные товары под знаменитыми марками, датировав эту виртуальную продукцию 2010 годом. И, конечно же, он представил свои творения в Интернете: туфли для Roger Vivier, сумка для Louis Vuitton, зажигалка для Bic, новый вариант лэп-топа Macintosh. Затем он окончательно осмелел и «спиратил» Gucci. А компании тем временем не знали, куда деться от звонков клиентов, которые хотели заказать эти виртуальные новинки. Все надеялись, что Ора Ито попадет за решетку за свои проделки, однако… Ему позвонили из Лувра и предложили устроить первую персональную выставку. Это стало своего рода официальным разрешением на пиратство. Так вещи, которые могли не покинуть свой виртуальный мир, превратились в реальный товар в реальных магазинах. Только вот космический рюкзак предприимчивые китайцы уже растиражировали исходя из численности населения своей страны.
Так Ито Марабито и стал дизайнером Ора Ито. Сейчас, спустя девять лет, заказы сами сыплются ему на голову. Он слывет одним из самых перспективных дизайнеров Европы, владельцем собственного дизайнерского бюро. Среди его разработок продукты таких крупных брендов, как Nike, Vuitton, Bic, Apple, Heineken, Adidas, I”Oreal, Levi”s, Sagem, Toyota, Guerlain, Davidoff, Danone, Lacie, Christofle и много других. Крупнейшие музеи мира предлагают ему устроить выставку. Визитной карточкой дизайнера стал стиль Simplexity, в котором наиболее комплексные элементы остаются простыми в использовании. В Киев дизайнер приехал по приглашению фирмы Gorenje, чтобы презентовать свое детище — футуристическую кухню Gorenje Ora Ito, которая на протяжении четырех дней была выставлена на суд общественности в историческом месте Киева на Михайловской площади.