Накануне Нового года Киевский Театр пластической драмы на Печерске празднует свой 10-летний юбилей. Для своих поклонников театр приготовил премьеру. «Ромео и Джульетта». Прекрасная быль о любви, которая сильнее смерти. Вдохновенная музыка, изысканная хореография, феерия чувств. Настоящий подарок настоящим любителям театрального искусства!
«Нет повести печальнее на свете…» Наверное, лишь считанные люди не смогут завершить эту фразу. Сколько зрителей переживало печальную повесть любви Ромео и Джульетты, сколько сцен слышало проникновенные шекспировские строки. На этой сцене - они не звучат. Здесь гениальный Шекспир воплотился в пластике движений, в чувственности визуальных образов, в световых переливах, в музыкальных звуках, выражающих слова.
В Театре пластической драмы на Печерске премьера - «Ромео и Джульетта» - спектакль-фантазия по мотивам трагедии Шекспира. Ткань пластического спектакля всегда трепетна, образна, наполнена подтекстами и ассоциациями. В таком драматургическом материале, как «Ромео и Джульетта», для фантазии огромные возможности. Ими в полной мере пользуются постановщики спектакля: режиссер - В.Мишнева, художественное оформление, костюмы - В.Мишнева, Н.Гребинный, музыкальное оформление - И.Дядько. Режиссер спектакля, отказавшись от большого количества действующих лиц, для воплощения своего замысла оставила лишь Ромео (Н.Гребинный), Джульетту (Е.Даньшина), Тибальта (В.Максименко), Париса (Н.Гребинный), Розалину (С.Глазунова). Действие строится как некая большая шахматная игра, в которой фигурками в руках высших сил оказываются несчастные влюбленные. Для этого в спектакль введены вымышленные образы Чумы-Печали (Л.Савочкина) и Судьбы-Любви (С.Глазунова). Они закручивают интригу, «звоночками Судьбы» возвещая начало, они предлагают выбор, на весах жизни взвешивают добро и зло, ненависть и любовь. Сценографический образ спектакля прост и конструктивен. Его объемность - в ассоциативной наполненности. Четыре стилизованные ажурные черные решетки, легко передвигающиеся, по ходу действия становящиеся то воротами замка, то балконом Джульетты, то входом в погребальный склеп. В какие-то моменты решетки превращаются просто-таки в действующих лиц, персонажи кружатся с ними в причудливом нереальном танце. А вот объяснение Ромео и Джульетты. Руки, сплетенные сквозь прутья решетки. Они вместе и все же разделены. Черная глубина сцены создает ощущение большого пространства. На черном фоне возникают разноцветные пятна костюмов - красное, черное, зеленое, золотистое. Ромео - в синем, Джульетта - в белом, и как капля будущей крови - алая роза в ее руках.
Главное действующее лицо спектакля - музыка. (Использованы произведения Б.Лятошинского, Г.Канчели, С.Губайдулиной, В.Артемова, В.Калинникова.) Музыка задает камертон всему происходящему, в ней характеристика каждого персонажа, передача настроения, оценка состояния. Она диктует правила игры для хореографии. Музыка в роли композитора, движение-слова, соединившись вместе, получается звучащее движение, говорящее без слов. Хореография вдохновенных, восторженных чувств, вязь движений, заменяющих слова. Пронзительны дуэтные сцены Ромео и Джульетты - звенящая нежная песнь светлой любви. Завораживающий танец тел, вихрь переживаний, но уже возбуждены силы, стремящиеся их разлучить. Чума-Печаль делает ход своими черными фигурами, и вложен клинок в ножны у пояса Ромео. И это он окажется в руке Джульетты в склепе, где увидит она своего возлюбленного мертвым. «Нет повести печальнее на свете…»
Но не печаль охватывает после спектакля «Ромео и Джульетта», а радость от встречи с прекрасным искусством. Эстетическое наслаждение от тех возможностей сценической пластической выразительности, которыми владеют актеры этого театра.
Шахматная партия высших сил разыграна. Белые начинают… и проигрывают. Выигрывают они лишь в том, что история этой любви осталась на века и будет волновать еще многие и многие поколения.