Внимание к камерным театральным жанрам, как показывает время, не убывает. Спектакли с малым количеством исполнителей, словно реактив, используемый для исследований процессов, продолжают привлекать и профессионалов, и зрителей. Своеобразных лабораторий по исследованию проблем моноискусства — монофестивалей — в мире существует в достаточном количестве, внимание же к дуэтным спектаклям не столь распространено. Поэтому тем интереснее начинания в этой области сценического искусства. И если на моноискусство принято смотреть в монокль (такое удивительно изящное название имеет санкт-петербургский монофестиваль), пользуясь образной терминологией, посмотрим на дуэтные спектакли в театральный бинокль. В Симферополе в этом году состоялся І Международный театральный фестиваль «Крымский Ковчег» (директор фестиваля — директор-худрук Крымскотатарского академического драмтеатра Билял Билялов).
Представьте себе гостиницу «Астория», в двери которой входит… Сергей Есенин. Но в воздухе разлита не пасмурная хмурость Петрограда, а светит южное солнце. И никому из шумного людского потока Феодосийской набережной даже в приступе буйной фантазии не придет в голову признать в молодом актере с копной темных волос талантливого и непокорного поэтического самородка с кудрями пшеничного отлива. Но чего не бывает в жизни, возможно в театре. И по прихоти богини Мельпомены участники фестиваля поселились в гостинице с таким памятным названием.
Жанровая направленность фестиваля — дуэтные спектакли — продублировалась даже в том, что программа, которая открылась на основной сцене в Крымскотатарском театре, была показана и зрителям Кафы (древнее название Феодосии).
Диалог, в сущности, есть основой драматургии, именно на нем, изначально заданном, выстраиваются все производные сюжета. Но и без этих «вспомогательных сил» сценический дуэт легко способен создать собственную эмоциональную вселенную. Вариации диалога бесконечны, его участники могут, образно говоря, смотреть друг на друга, в противоположные стороны, в одном направлении, глаза в глаза, мимо собеседника. И всегда это будет интересно, потому что в диалоге обязательно заложен внутренний конфликт, способный создать интригу, сделать ее увлекательной. Словно настаивая на цифре «2», в фестивальной программе было два Есенина. В версии Параллельного театра (Севастополь) — документально-поэтической драме «Пять уголовных дел Сергея Есенина» — роль поэта исполнял Б.Черкасов, а Бениславской — С.Евдокимова. Выстроенный по принципу литературно-музыкальной композиции спектакль походил больше на документальный отчет о последних годах жизни поэта, а шальной певец русской земли выглядел сошедшим со строгих страниц учебника советской истории.
Совсем иной Есенин (Е.Нищук) в спектакле «Мне тесно в имени своем…» по пьесе современного драматурга Т.Иващенко киевской Мастерской театрального искусства «Сузір’я». Автор рассказывала, что во время работы над пьесой ей приснился Есенин, который сказал одну фразу: «Мне тесно в имени своем…» В попытке расширить рамки его имени, драматург выдвигает свою версию любовного диалога-поединка поэта со знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан (Л.Трояновская). Они встретились, когда ей было 43, а ему 27, две сложнейшие, трагичные судьбы. Любовь и творчество, желание быть вместе и невозможность счастья. Драматичные диалоги переплетаются с монологами-раздумьями. Бесшабашный Есенин пляшет надрывную цыганочку, он словно хочет вырваться из того внутреннего тупика, в который сам себя и загоняет, почти навзрыд читает стихи… Айседора же с мудростью, граничащей с отчаяньем, смотрит на любимого мальчика-мужчину и понимает неизбежность рока. Тихим эхом звучат слова: «Я люблю тебя, а ты?..»
Слова о любви становятся ключевыми во всех диалогах-спектаклях. Любовь разная — страстная, неожиданная, умиротворенная, противоестественная, но все же любовь. Своеобразным гимном этому чувству звучит спектакль «В Барабанном переулке» (киевская Мастерская театрального искусства «Сузір’я»), успешный участник и призер уже многих международных театральных фестивалей. 27 удивительно-пронзительных песен-притч Б.Окуджавы актеры И.Калашникова, С.Мельник, К.Тыжнова (ф-но) складывают в сюжет, где Он и Она, и в склянке темного стекла цветет роза красная «гордо и неторопливо». Перед зрителем проходит не столько история вспыхнувшей любви и поклонения ее величеству — Женщине, сколько история времени, той эпохи, когда как пароль для посвященных звучали слова: «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»
Диалог о любви смешной, ожидаемой, необходимой как воздух — в спектакле «Скамейка» киевского театра «Актер» по популярной в прошлом пьесе А.Гельмана. Искрометный дуэт В.Шестопалова и О.Когут вызвал ностальгические чувства по былым временам и былым отношениям между мужчиной и женщиной и утвердил в мысли, что талантливому актерскому исполнению не нужно громоздких декораций, достаточно одной парковой скамейки. Молодые актрисы санкт-петербургского театра «Laboratorium» З.Семенова и О.Свойская попытались освоить диалог сложнейший — сестер из «Служанок» Ж.Жене. Пьеса, состоявшаяся на нашем театральном пространстве благодаря скандально-успешному спектаклю Р.Виктюка, оказалась им не под силу. Лишенный убедительного режиссерского решения, спектакль, к сожалению, превратился в скучный пересказ текста.
Изысканную, европейского уровня работу показал клайпедский театр «Пилес». Роман А.Барико «Шелк» актрисы Н.Савиченко и Р.Шальтените переосмыслили тонко, театрально, изобретательно остроумно. Здесь все тоже о любви, и актрисы разыгрывают своеобразный концерт неожиданных перевоплощений. Перед зрителем — череда различных персонажей, которые вовлечены в историю француза, занявшегося производством шелка. Нюансы настроений, поэтизация эротических женских фантазий, романтизм и жертвенность любящей души. Все окутано печалью и жизнь, словно легчайший шелк, струится сквозь пальцы.
В драме «Ночь Гельвера» И.Вилкиста Могилевского драмтеатра любовь трагическая. Диалог, происходящий между Карлой (Е.Белоцерковская) и ее приемным сыном Гельвером (Г.Богаевский) во времена зарождения фашизма, напряжен в высшей степени. Умственно отсталый Гельвер не в силах оценить масштабов надвигающейся угрозы и Карла решает, что лучшим выходом для несчастного подростка будет ужин из выпитых разом всех его таблеток. Режиссер создает напряженную атмосферу замкнутого пространства дома, за стенами которого бушует надвигающаяся чума ХХ столетия. Прекрасно работает актерский дуэт, в искренних нотах диалога — призыв к пониманию, сочувствию, милосердию.
Московский театр «У Никитских ворот» привез два спектакля. «Хват» по рассказу В.Набокова в исполнении Г.Борисовой и А.Лукаша и «Самосожжение Марка Розовского». В свете современных событий рискованное название «Самосожжение» имело в виду, конечно же, творческое возгорание театральной легенды — Марка Розовского. В «пожаре его сердца, огне души и пламени музыкальных номеров» воспламенялись фрагменты спектаклей «История лошади», «Гамбринус», «Три мушкетера». Актер вместе с Т.Ревзиной (ф-но) повествовал, распевал песни, балагурил, вспоминал. В общем, нарисовал картину прошлой и настоящей театральной Москвы. Театралы со стажем ностальгировали, те, кто помоложе, узнали много нового из театральной истории. В общем, диалог у артиста получился множественный. С каждый зрителем. Наверное, к этому и надо стремиться, особенно в камерном жанре — сделать зрителя своим собеседником, чтобы ему было интересно вести диалог с артистом, спектаклем, театром. Именно такие творческие идеи намеревается проводить в жизнь театральный фестиваль дуэтных спектаклей «Крымский Ковчег» — вооружать своих зрителей театральными биноклями и вовлекать в круг театральных диалогов.