ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ НЕБЫТИЯ

Поделиться
Пусть читатель на мгновение представит, что он стоит перед святыней, в которую вонзались стрелы мо...

Пусть читатель на мгновение представит, что он стоит перед святыней, в которую вонзались стрелы монголо-татарских завоевателей, которую как заступницу и спасительницу рубила сабля на поле боя под Берестечком, которая пролежала сотни лет в руинах холмского храма, которую короновал двумя золотыми коронами сам Папа римский, перед которой становился на колени польский король Ян Казимир и епископ Яков Суша, для которой изготовлял драгоценные облачения в 1660 году известный в Европе ювелир из Люблина Себастьян Нисевич, которая известна 704 чудотворениями...

Такая икона, прожив нелегкой жизнью 1000 лет, обрела свое достойное место в единственном в Украине Музее Волынской иконы.

Холмская Чудотворная икона Божьей Матери — одна из известнейших у христиан. Столь трагичной и вместе с тем знаменитой истории, преисполненной тайн и легенд, не имеет ни одна икона христианского мира.

По древним преданиям, икону написал святой евангелист Лука. Ее истории и чудотворениям многие страницы посвятил в своих книгах Яков Суша. Он первый обнаружил, что написана икона на кипарисовой доске, чем подтвердил, что происходит она с юга, то есть ее аутентичность. Поскольку для человека ХVII века кипарис был символом вечности, Яков Суша пространно описывает специфический запах кипарисовой доски. Таким образом он обосновывает, что автор ее — апостол Лука, «который в Греции и в Палестине и в иных теплых краях бывал...». Для более глубокого подтверждения такого происхождения иконы он проводит аналогию с другими известными святынями южного происхождения, выполненными на кипарисе, — Ченстоховской Божьей Матерью и Марией Мандужоре в Риме. Другие исторические источники гласят, что в Киев ее привез князь Владимир из Византии, приняв там христианство, а еще — что святыня принадлежала в качестве приданого царевне Анне, невесте князя Владимира. Последний же поставил икону в построенном им в 1001 году Богородичном соборе в Холме.

Летописи утверждают, что город Холм отстроил в 1223 году князь Даниил Галицкий. На высоком холме, как гласит история, был построен величественный храм. «И украсил же иконы, принесенные из Киева, камнем ценным и бисером... И Спаса, Пречистую Богородицу, что ему сестра Федора дала из монастыря Св. Федора...» Среди подаренных икон якобы был и образ Богородицы Холмской. Уже тогда ей приписывалась чудотворная сила. Ее заступничеством Холм был спасен от орд Батыя в 1240 году, а спустя 19 лет татары тоже не смогли взять город. Лишь в 1261 году они захватили православный собор, сняли с иконы дорогие облачения и бросили ее в руинах храма...

В 1651 году, когда поляки нарушили Зборовское соглашение, заключенное Богданом Хмельницким и польским королем Яном Казимиром, последний, по наущению Якова Суши — управляющего униатской Холмской епархией — отнимает у православных христиан Чудотворный образ Богородицы, и она участвует в походе и битве польской шляхты против казаков под Берестечком.

Но возвратимся к событиям, предшествующим вышеизложенному. Отыскали икону в руинах храма лишь через 100 лет, а вскоре она вновь предстала там в своей величественности и святости. В 1628 году холмский униатский епископ Мефодий Терлецкий — человек высокообразованный и прогрессивный — собирает свидетельства чудотворств Пресвятой Богородицы. Со временем он создал комиссию для их изучения, и вскоре свет увидела книга Якова Суши, тогда еще руководившего Духовной униатской гимназией, в которой была пространно описана святыня и дан перечень сотворенных ею чудес. Оценивая работу создателя иконы, Яков Суша пишет, что автор воплотил необыкновенный образ: Мария на иконе — почтенная, вызывает уважение и священный трепет, и вместе с тем — приятная. Проникает в сердца людей и стимулирует к молитве.

Польское войско выиграло битву под Берестечком и приписало свою победу образу Богородицы, за что король Речи Посполитой Ян Казимир с великими почестями внес икону в часовню королевского дворца в Варшаве. В знак благодарности восстановил Холмскую униатскую кафедру, где управляющим был назначен епископ Яков Суша. Последний и позаботился о том, чтобы в 1652 году икона снова торжественно была перенесена в Холм.

В 1720—1750 годах в знак празднования столетней победы поляков под Берестечком гданьский ювелир Жоде создал серебряную плиту с барельефным изображением батальной сцены. В ее центре была изображена икона Холмской Богоматери, а перед нею стояли на коленях король Ян Казимир и епископ Яков Суша...

В 1875 году царское правительство России отменяет унию с Римом, и икона возвращается в лоно православия там же в Холме. В 1915 году во время оккупации Холма Австрией икона попадает в Москву, а после провозглашения УНР в 1918 году она переезжает в Киев в церковь Флоровского монастыря.

Большевики под видом помощи голодающим конфисковывали церковные ценности, поэтому святыня была вынесена из монастыря и перепрятывалась у частных лиц. На дальнейшую судьбу иконы проливает свет архивный документ, обнаруженный протоиереем, профессором Юрием Мыцыком в архиве консистории УПЦ в Виннипеге (Канада) в фонде митрополита Иллариона (Ивана Огиенко). Известная исследовательница истории Украины и истории УПЦ профессор Наталья Полонская-Василенко (1884—1973) писала в письме Ивану Огиенко, что икона сохранялась в ее киевской квартире. Когда профессорскую квартиру начали посещать сотрудники ГПУ, ее приятель из Холма забрал икону к себе и, опасаясь конфискации, разобрал на доски и отдал их в разные руки. Украшения же иконы были реквизированы при аресте холмского патриота.

Когда на оккупированной гитлеровцами территории снова начала действовать Холмская православная епархия, ее возглавил (тогда еще архиепископ) Иван Огиенко. Благодаря ему икона была найдена и в 1943 году снова появилась в Холме. Но ей недолго пришлось украшать собор: бурные годы войны и послевоенного тяжкого времени сделали свое черное дело — следы святыни потерялись... Православный мир смирился с мыслью, что икона исчезла навсегда. Но осенью 2000 года, словно в честь ее 1000-летия, православный мир потрясла приятная весть — икона жива! Надежда Горлицкая хранила ее 55 лет и вписала новую страницу в легендарную жизнь Холмской Богоматери. Во время операции «Висла» был подожжен вагон с имуществом Ивана Огиенко в железнодорожном эшелоне неподалеку от Холма. Местный украинский священник Гаврила Коробчук, зная об этом, отправил на пепелище свою дочь Надежду. Она и отыскала среди обгорелых вещей не задетую огнем икону. По рассказу Надежды Горлицкой (Коробчук), в 1979 году икону пытались «восстановить». За эту сложную работу взялся «реставратор», который был слишком далек от основ иконописи и элементов реставрации. Фон и поля иконы он зарисовал бронзовой краской, которая вскоре окислилась. Запись была выполнена поверх потемневшей и поврежденной веками живописи. «Реставратор» заклеил лицевую сторону иконы прозрачной пленкой, которая с течением времени слиплась со слоем краски. Только лишь основа иконы — три кипарисовые доски, золотые украшения в виде трех прямоугольных пластин, стилизованный растительный орнамент и некоторые другие элементы живописи свидетельствовали о древнем ее происхождении. Ныне она очищена от поверхностных наслоений настолько, что есть возможность судить об этой памятке как о произведении древнего искусства.

Многие письменные источники со словесным описанием иконы помогут появлению на свет изображения Богородицы, на правой руке держащей Христа — младенца с поднятой правой рукой и свитком в левой руке. Богородица запечатлена до бедер, голова ее слегка наклонена в сторону Христа. Такое изображение полностью совпадает с описаниями иконы, оставленными Яковом Сушей в книге «В третий раз воскресший Феникс», и с описанием Холмского православного братства. Характер поврежденной живописи тоже полностью совпадает с описаниями: на левом плече имеются следы от ударов сабли, а на правой руке — от стрелы. Икона неоднократно попадала в экстремальные условия: от поля боя до частых перемещений и перепрятываний, разбиралась на части и служила хоругвью, о чем свидетельствуют пять сквозных отверстий на правой стороне. Все это склоняет к тому, что волынские реставраторы имеют дело с оригиналом чудотворной иконы Холмской Богородицы. В скором времени, пройдя земной путь длиной в 1000 лет, она предстанет перед посетителями единственного в Украине Музея Волынской иконы. Экспонируется она и сейчас, правда, в таком виде, в каком читатель видит ее на фото.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме