ВОЙТИ В ПОТОК

14 февраля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 14 февраля-21 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

Художественная жизнь Киева 1990-х годов по количеству шумных акций, манифестов, творческих объединений исторически сравнима разве что с Москвой 1910-х годов...

Художественная жизнь Киева 1990-х годов по количеству шумных акций, манифестов, творческих объединений исторически сравнима разве что с Москвой 1910-х годов. Не будем проводить прямых аналогий, они всегда шатки, как подвесной мостик над бурным потоком реки. А если уж войти в поток, то, как известно, «нельзя ступить дважды»...

В светлый день Крещения, 19 января 1997 года, родилось в Киеве новое творческое объединение восьми художников под названием «Золотые ворота». То ли личная воля, желание ощутить взаимопонимание и поддержку, то ли иная власть, о которой свидетельствовал М.Хайдеггер «голос мною говорит», привели на Печерск в мастерскую Игоря Гречаника столь разных и близких творцов. Открывая летопись «Золотых ворот», назовем имена участников объединения: Оксана Левчишина, Наталья Герасименко, Игорь Гречаник, Владимир Колесник, Владимир Половец, Анатолий Твердой, Леонид Бернат, Сергей Марус.

Изначально притягивает в новом объединении кредо, выраженное в самом названии. Оно прежде всего выявляет желание осознать самобытность культурного пространства Киева, стремление ощутить неповторимую историческую и географическую индивидуальность города, тот «вмещающий ландшафт» (Л.Гумилев), в котором разворачивается жизнетворчество. В ситуации завершения XX века совершенно очевидным стал вывод о том, что общечеловеческая культура, одинаковая по форме для всех народов, невозможна и неинтересна. Глобальные художественные, социальные, философские проекты в процессе реализации терпят крах. Множественность «форм активности» и «форм жизни» (Ж.Ф.Лиотар) неизбежно приводит к размышлению о самопознании, о биокультурной идентичности. Тема взаимосвязи человека и окружающей его среды видится как одна из наиболее актуальных в развитии современного художественного творчества такому опытному критику и известному куратору, как Бонито Олива, что прозвучало в его выступлении в Центре современного искусства Сороса в декабре 1996 года.

Золотые ворота древнего Киева были оборонительным сооружением и центральными вратами. Город, обнесённый высокими стенами, в мифологическом сознании выступал как символ ограничения области человеческого в бесконечности пространства и времени. Мотив границы в далёком прошлом звучал с особой силой. Сам акт творения, процесс космогенеза представал в мифологии как разделение ранее неразделённого, как разграничение ранее неделимого Хаоса. Сооружение границы, обособляющей внутреннее от внешнего, является необходимым актом создания сакрального либо обжитого пространства.

Врата города регулируют отношения «культурное - природное», акцентируют момент пересечения границы. Это то место, из которого человек выходит в огромный мир, и одновременно убежище, куда он возвращается. Золотые ворота в Киеве венчала церковь Благовещения, осенённая позолоченным куполом, напоминая о взаимодействии человеческого и божественного. Ритуально-магическая трактовка врат - путь к бессмертию, искупленному великой жертвой.

Знаменательно и то, что киевские ворота названы в XI веке Золотыми по аналогии с Царьградом. Древняя Русь обязана Византии знакомством с христианской «картиной мира». Но языческая культура не исчезла с принятием христианства, ассимилировалась с ним. Золото, бывшее символом бога Солнца (Ян, Купало, Ярило, Даждьбог) и бога Огня (Сварог), в православной вере воплощает эманацию божественного света. Храм как христианский символ мироустройства освящает собой всё близлежащее и входящее, преграждает путь злому. Но врата позволяют выйти за границу и принять что-то другое, новое, символизируя связь, коммуникацию. Двойственность роли и сути ворот отождествима с самоощущением человека - с потребностью быть устойчивым в среде, сохраняя верность себе, и в то же время с необходимостью быть открытым к новому, изменчивому, иному. Самопознание через приятие чего-то или кого-то другого: культуры, звука, энергии, человека, Бога.

Художественное произведение находит аналогию с вратами во взаимодействии «священное - мирское», «духовное - телесное». Участники нового объединения разделяют взгляд М.Волошина: «Творческий акт - это нисхождение духа в материю. (...) Мечта, воплотившись, потенциально пребывает в теле своём. Тогда наступает новый акт творчества - восприятие художественного произведения зрителем или слушателем. Начинается восхождение духа». Художники «Золотых ворот» не следуют известному изречению Сократа «живопись есть изображение того, что мы видим». Относительная свобода от буквального изображения предмета позволяет им развивать символические истолкования, не порывая с фигуративностью и не пренебрегая чистой абстракцией.

Поистине «золотыми вратами» пришла на киевскую землю византийская культура. Территориально и культурно Византия связана с Азией. В искусстве Византии, имеющем глубокие эллинистические корни, сказывалась близость Востока арабо-иранского и даже буддийского. Немалую роль в нём играло наследие древних восточных цивилизаций. Многоликие традиции, живые, притягательные, умозрительные и чувственные, вдохновляют и поныне художников, живущих в пространстве Киева. Именно они, эти пульсирующие связи с различными культурными пластами, пространствами, временами, объединили мастеров «Золотых ворот». Трансформированное в со-временность, событийность наследие Древнего Египта (живопись Н.Герасименко), Месопотамии (скульптура И.Гречаника), греческой архаики (живопись Л.Берната), Византии и Древней Руси (живопись В.Колесника, рельеф А.Твердого, графика В.Половца), Дальнего Востока (живопись О.Левчишиной, С.Маруса) рождает щедрое общение, побуждая ощутить реальность бытия культуры в её вечности, в конкретности взаимовлияний и взаимопересечений в точках осязаемого пространства и утекающего времени. Вечность культуры раскручивается в безмерную даль прошлого, где уже неразличимы истоки, и переливается в бесконечную ленту будущего. Они - ушедшее и еще не наступившее, смыкаются где-то, как змея, кусающая свой хвост. И скорее всего они смыкаются в каждом «Я есмь».

Этот возглас самоосознания сорвался с уст новорождённого творческого союза. Выставка произведений восьми художников объединения «Золотые ворота» состоится весной с.г. в Украинском доме.

В экспозиции примут участие художники из Москвы. И это тоже знаменательно, ибо культура является по сути процессом расширения границ. Следующим шагом объединения будет проведение акции «Киев - Москва», что опять же не свободно от исторических и очень древних аналогий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК