Такие книги — редкость для отечественных книжных магазинов, изобилующих преимущественно произведениями в стиле «сучукрліту» или же громоздкими исследованиями по истории, культуре или истории культуры...
Книги без динамики, треша и присущих нынешней литературе иронично-трагических интонаций. Впрочем, с таким внутренним напряжением, которое ощущается, уже когда берешь в руки нарядный томик. Книги, похожие на захватывающие сказы или былины о древних временах.
Роман «Адепт» можно было бы назвать философским или историческим, если бы не сюжетная насыщенность приключенческого жанра. Он мог бы быть религиозной провокацией, если бы не документальная достоверность верований эпохи.
«Адепт» — это роман об истории Руси времен Хазарии. Но в нем не найти пространных раздумий о судьбе нации. Дремучий языческих дух Руси передан через приключения юного Ратибора, наделенного даром пророчества жреца языческого Даждьбога. Как пленник воинственных варягов, раб хазарского купца, как известный врач или ученик философа Мелхиседека, Ратибор пытается разгадывать тайну символов и знаков и открывает для себя все новые ипостаси Бога. И с каждым открытием нового облика Единого Ратибор меняет и свое имя. Поэтому «Адепт» — это еще и роман-поиск, исполненный метафизических аллюзий, многочисленных подтекстов и почти библейской мудрости.
Роман Ешкилева и Гуцуляка взял самое лучшее от мировых авторов, которых едва ли можно ставить в один ряд: Борхеса, Кастанеды, Умберто Эко и Пауло Коэльо. Вместе с тем нестандартная концепция произведения, глубина его подачи и блестящий самобытный язык наделяют роман чертами литературы элитарной.