В справедливости этого высказывания смогут убедиться все, кто посетит Дни венгерского кино, открывающиеся на этой неделе в Киеве. Это мероприятие, за годы независимости Украины ставшее уже традиционным, пройдет в Доме кино (21, 22 и 23 марта) и кинотеатре «Украина» (22, 23 и 24 марта). В программе три фильма известных венгерских кинематографистов: «Обвинение» Шандора Шары, «Свидетель 2» Петера Бачо и «Школа чувств» Андраша Шойома.
Эти три фильма дают срез современного венгерского кинематографа, который переживает не лучшие времена. Немало талантливых кинорежиссеров, операторов и актеров покинули родину в поисках лучшей доли. Немногим из них повезло. Говорят, на двери одного из голливудских киномагнатов, венгра по происхождению, висела табличка: «Мало быть венгром, надо быть еще и талантливым!»
Как подчеркнул на пресс-конференции, посвященной открытию Дней венгерской культуры Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии в Украине г-н Лоранд Тот, положение венгерских кинематографистов трагично. Мастера экрана поставлены перед выбором: либо снимать фильмы на деньги западных продюсеров, при этом исчезает национальная самобытность лент, либо не снимать ничего.
Правда, украинские кинематографисты лишены даже этого. Западных денег они отродясь не видели, а на наши можно снять лишь полмультфильма. Так что, несмотря на некоторый пессимизм посла, который, кроме всего прочего, является профессиональным киноведом, можно констатировать, что венгерское кино живо. Вот и на последнем кинофестивале в Будапеште было представлено 19 полнометражных и около 70 документальных картин, снятых в минувшем году. Сильной остается и венгерская киношкола - ее выпускники обычно не возвращаются с международных фестивалей без наград.
Что же касается фильмов, представленных в Киеве, то это три совершенно разные как по стилистике, так и по тематике ленты. Фильм корифея венгерского кино Петера Бачо, известного тем, что первым из режиссеров социалистического лагеря снял фильм о развращающем общество культе личности, продолжает свои раздумья на эту тему. И хотя действие фильма происходит в современной Венгрии, главный герой фильма пенсионер Йожеф Пеликан сталкивается с нечистоплотностью политиков времен демократии и капитализма и невольно проводит параллели с тоталитарным режимом. Оказывается, демократия сама по себе не гарантирует справедливости и выбор все равно остается за человеком.
Шандор Шара в своем жестком, порой жестоком фильме «Обвинение» возвращает нас во времена второй мировой войны. Некоторые сцены из этого фильма могут показаться нашим ветеранам несправедливыми по отношению к солдатам Советской Армии. Но режиссер настаивает на том, что все, что показано в фильме, - правда, и ее мы тоже должны знать.
И, наконец, фильм относительно молодого режиссера Андраша Шойома «Школа чувств» в который раз возвращает нас к вечной теме любви. Причем в этом очень современном фильме, репрезентующем новую волну в венгерском кинематографе, автор показывает не просто любовь, а любовь неистовую, безудержную, всепоглощающую, а потому - трагичную. Не случайно главная героиня фильма - цыганка Лили становится убийцей. В фильме немало эротических сцен, которые сняты с большим мастерством и прекрасно иллюстрируют всю бездну чувств двадцатилетней героини к своему возлюбленному.
Культурные связи между Венгрией и Украиной в прошлом были куда теснее нынешних. Сегодня мало кто вспомнит, что, к примеру, известный альманах «Русалка Дністрова» в прошлом веке впервые увидел свет именно в Будапеште. Нынче многие ниточки, связывавшие наши два народа, оказались оборванными. Дни венгерского кино в Киеве - одна из попыток восстановить культурные традиции прошлого, возобновить диалог двух братских народов.