НА «БЕРЛИНАЛЕ» УКРАИНУ ЗАМЕТИЛИ

14 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 11, 14 марта-21 марта 1997г.
Отправить
Отправить

Самый деловой фестиваль Берлин - это, конечно, не Канн. И даже не Венеция. Сюда приезжают не отдыхать, а работать...

Самый деловой фестиваль

Берлин - это, конечно, не Канн. И даже не Венеция. Сюда приезжают не отдыхать, а работать. Знаменитая каннская лестница, по которой кинематографические звезды дефилируют перед публикой под рукоплескания своих фанатов, в Берлине сокращена до 30-метровой дорожки перед кинотеатром «Zoo Palast». Лимузины подкатывают к входу, и живые легенды кинематографа тут же скрываются за стеклянными дверями. Все это занимает несколько секунд - особенно не разбежишься.

Да и звезд в немецкой столице, честно говоря, собирается куда меньше, чем на французской Ривьере или в знаменитом своими карнавалами «городе каналов и влюбленных». Третий в международной табели о рангах мировой кинофестиваль «Берлинале» проходит скромнее и деловитее остальных. Наверное, это плохо для публики и падких на сенсации пожирателей ежедневных таблоидов типа «Bild», зато журналисты и кинопродюсеры сполна могут оценить знаменитую немецкую педантичность и аккуратность.

Во всяком случае, нигде в мире так хорошо не умеют наладить непрерывный поток информации, четко организовать функционирование пресс-центра и создать все условия для работы жюри, как в Германии. Все две недели фестиваля ежедневно (!) выходил цветной богато иллюстрированный журнал на 30 страницах с самой полной информацией о фильмах и исполнителях. Деловитость и четкость отличают этот фестиваль от, к примеру, Каннского, на котором порой невозможно понять даже, в каком кинотеатре будет просмотр того или иного фильма.

Кто-то из кинокритиков сказал, что Берлинский кинофестиваль, которому в этом году исполнилось 47 лет, все менее становится похож на праздник для киноманов. Обозреватель влиятельной «Tagesspiegel» даже посетовал, что Берлин уже не живет кинофестивалем, как прежде. «Берлинале» проводится не для обычных людей, а для обитателей «Kampinski» и «Hilton», миллионеров от кино, которые боятся яркого света, - написала газета. Это неправда. Конечно, в рамках фестиваля действует кинорынок - кому-то же надо покупать картины. Но интерес берлинцев к фестивалю не ослабевает. На самом деле все две недели залы кинотеатров, в которых проходили показы, были переполнены. Порой даже журналисты, аккредитованные на фестивале, не могли попасть на особо нашумевшие картины из-за нехватки мест.

Забавно было наблюдать, как прижимистые немцы выстаивали многочасовые очереди за отнюдь недешевыми билетами (20 DM), а те, кому не повезло, спрашивали лишний билетик на подступах к кинотеатрам за любую цену. По-прежнему Берлинский кинофестиваль - одно из главных культурных событий года и интерес в стране и за рубежом вызывает немалый.

Голливудская экспансия

Другое дело, что настоящих открытий в этом году, как, впрочем и в предыдущем, он не сделал. Мировое кино по-прежнему пребывает в кризисе, несмотря на то, что картины снимаются и корифеи работают. Европейцы очень любят порассуждать о тлетворном влиянии американцев на Старый Свет. В этом есть немалая доля истины. Голливудская продукция уверенно шагает по планете, завоевывая все новые позиции, вытесняя из кинотеатров продукцию национальных кинематографических школ и навязывая всему миру свои стандарты и вкусы.

Поэтому глубоко разочарованы были те, кто в первые дни фестиваля предрекал триумф европейского кино. Ничего подобного не произошло. И хотя, в отличие от прошлогоднего, общее количество европейских картин как в конкурсном, так и во внеконкурсном показе преобладало, шедевров среди них не было. Поэтому неудивительно, что председателю жюри, бывшему министру культуры Франции Жаку Лангу, нелегко было выбирать среди милых его сердцу французских лент и добротной, но не слишком одухотворенной американской продукции.

Итогом этих колебаний и стал компромисс. Первая премия - «Золотой медведь» - досталась фильму «Народ против Ларри Флинта» знаменитого Милоша Формана, который хотя и считается голливудским режиссером, но имеет очень и очень европейские корни. Венгерский диссидент, давно обосновавшийся в Америке, снял добротный, зрелищный фильм со скандальным сюжетом, который несомненно вызовет интерес публики и соберет энное количество миллионов долларов.

Фильм настолько добротно сделан, что набор безупречно бьющих в цель голливудских штампов порой заслоняет духовное начало. За эпатажной историей судебных тяжб издателя скандального порнографического журнала «Hustler» не так легко рассмотреть размышления мастера о границах свободы слова и вседозволенности.

В немецком прокате картина называется «Ларри Флинт - голая правда». На самом деле все голое осталось в журнале «Hustler», и даже новая голливудская звезда Картни Лав (вдова лидера «Нирваны» Курта Кобейна) играет вполне целомудренно. Так что Милош Форман снял далеко не эпатажный фильм, но вот получилась ли у него философская картина - это еще вопрос.

Другой шумно разрекламированный американский фильм «Английский пациент», номинированный на 12 Оскаров, получил в Берлине лишь приз за лучшую женскую роль. Серебряного медведя вручили очаровательной Жюльетт Бинош, показав тем самым, что в Европе не очень-то прислушиваются к мнению членов Американской киноакадемии. Впрочем, по мнению критиков, лента Энтони Мингелла, несмотря на всю свою затянутость, получит энное количество Оскаров. Как желчно выразилась известный киновед, редактор московского журнала «Киноглаз» Евгения Тирдатова, этот фильм действительно заслуживает Оскара, например, в номинации «самое большое количество песка на экране».

Приз за лучшую мужскую роль достался новому секс-символу Америки Леонардо Ди Каприо, сыгравшему заглавную роль в фильме «Ромео и Джульетта Вильяма Шекспира». Пожалуй, если бы на Берлинском кинофестивале существовали бы и другие номинации, эта картина могла бы претендовать на большее количество призов.

Создатели фильма пошли нетрадиционным путем, оставив в неприкосновенности бессмертный шекспировский текст, одновременно перенеся действие в современный Нью-Йорк. Два мафиозных клана, разделенных непримиримой враждой, дележ территории, убийства и на фоне всего этого любящие сердца молодых героев, искренне стремящихся к счастью в этом безумном мире...

Фильм снят в модной нынче клиповой манере. Мощный звук, яркие декорации и виртуозная работа оператора порой напоминают иллюстрацию поп-хита, но зато лента смотрится на одном дыхании. Попробуйте загнать американскую молодежь (да и нашу тоже) на классическую постановку Шекспира! А этот фильм посмотрят многие, заодно и узнают, кто такой старик Вильям. Тем более, что в Киеве уже появились кассеты с русскоязычным вариантом картины.

Французский триумф

и непонятая Муратова

Остальные призы получили две французские и одна китайская ленты. По поводу картин «Генеалогия преступления» с божественной Катрин Денев и «Порт Джемма» можно сказать лишь то, что в решении жюри четко проявился вкус его председателя. Катрин Денев сыграла как всегда безупречно, но фильм в целом вряд ли заслуживает такой высокой награды. История психотерапевта, которая убивает своего пациента, конечно, интересна сама по себе, но без звезды французского кинематографа фильм получился бы совсем никакой,

Вторая лента, снятая известным Эриком Эманном, который несколько лет назад был продюсером нашумевшей картины «Индокитай», в лучшем случае заслуживала бы упоминания как принимавшая участие в конкурсе. Но слово бывшего министра культуры оказалось решающим, и французы получили еще одного «Серебряного медведя». Вот так французские чиновники реально поддерживают «национального товаропроизводителя».

Совсем другое дело - работа Цай Минг-Лианга «Река». Неспешный, временами даже скучноватый фильм на самом деле получился. Эпатажная концовка фильма, в которой отец и сын встречаются в сауне для гомосексуалистов, является логическим завершением истории, главные герои которой давно уже потеряли родственные узы, хотя и живут в одном доме.

Как ни странно, абсолютно китайская лента едва ощутимо перекликается с другим фаворитом кинокритиков, к сожалению, не получившим заслуженной награды, - фильмом Киры Муратовой «Три истории». Эта лента одесского режиссера, снятая при помощи московских продюсеров, осталась не понятой ни критиками, ни жюри. А ведь страшные, бессмысленные, тупые убийства, присутствующие в картине Муратовой также являются следствием разорванности духовной связи между людьми.

В сытой довольной Европе, видимо, трудно понять, что мрак, показанный Кирой Муратовой, и есть наша повседневная жизнь. Только вот не каждый день мы убиваем докучающих нам соседей или родственников. Тяжелый, местами непонятный фильм нашего режиссера смотреть невыносимо, но надо. Конечно, это не кассовые американские ленты, от которых повышается настроение. Это так называемое «трудное кино», но именно оно является настоящим искусством.

Во всяком случае, благодаря Кире Муратовой, впервые за пять лет нашей независимости на «Берлинале» был поднят украинский флаг - как надежда на то, что Украина остается кинематографической страной. Сможем ли мы оправдать этот аванс?

Вместо эпилога

Европейский кинематограф переживает кризис. Но, в отличие от нашего, он не сложил оружия. За те годы, когда интерес зрителей стал существенно падать, воротилы киноиндустрии сгруппировались и постарались сделать максимально возможное для того, чтобы вернуть людей в кинотеатры. Конечно, они не смогли «научить» режиссеров снимать другие фильмы. Но зато, при поддержке государства, к примеру, переоборудовали кинотеатры современной техникой.

Мало кто из украинских киноманов может себе представить, что такое стереозвук в огромном зале при исключительном качестве изображения. Никакой видеопросмотр не дает такого ощущения сопричастности событиям, происходящим на экране. И западный зритель это начинает уже понимать. Вот почему, несмотря на то, что любой фильм можно посмотреть дома по видео, кинотеатры в Европе не пустуют.

К сожалению, в Киеве нет ни одного кинотеатра, оборудованного по мировым стандартам. Неудивительно, что большинство их влачат жалкое существование. А если, в качестве эксперимента, модернизировать хотя бы один из них? Может, и у нас зритель потянулся бы в кино? Вот только кто за это возьмется...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК