Лето - время главных европейских оперных фестивалей. Зальцбург, Мюнхен, Байройт, Верона, Брегенц, Глайндборн.
С 2006 года занять достойное место в этом ряду стремится фестиваль "Вагнер в Будапеште", и с каждым сезоном этот проект стремительно приближается к своей цели. Благодаря фестивалю летний Будапешт все чаще называют не иначе как "венгерским Байройтом" или "Байройтом на Дунае".
Такой же монофестиваль одного композитора, на афишах - те же звездные имена, что и в постановках легендарного баварского Фестшпильхауса и Мекки для всех вагнерианцев мира, исполнение радует высоким качеством и вдумчивым отношением к вагнеровской музыкальной драме. Но принципиальная разница и главный козырь фестиваля "Wagner in Budapest" - вам не нужно, как в Байройте, ждать 10 лет, чтобы попасть на представление. Да и цены на фестивальные билеты стартуют от 18 евро и останавливаются на отметке 65 евро, что в сравнении с ценами на другие оперные события Европы, где хорошие билеты обойдутся вам как минимум в несколько сотен евро, делает "Wagner in Budapest" настоящим фестивалем мечты.
Своим появлением фестиваль обязан Адаму Фишеру - блистательному венгерскому дирижеру, признанному интерпретатору творений Гайдна, Моцарта, Бартока и, разумеется, Вагнера, а также гениальному организатору. Среди проектов, придуманных и реализованных Фишером, Австро-венгерский Гайдн-оркестр, Гайдновский фестиваль в Айзенштадте, Малеровский фестиваль в Касселе, им осуществлена первая цифровая запись всех симфоний Гайдна, а также запись всех опер-сериа и всех симфоний Моцарта.
Сотрудничает Фишер и с главными оперными театрами мира, среди которых Венская государственная опера, Баварская государственная опера, миланский Teatro alla Scala, лондонский Royal Opera House, парижская OpОra Garnier, нью-йоркская Metropolitan Opera и другими. Список оркестров, с которым работает дирижер, впечатляет не меньше. В
2001 году состоялся дебют Фишера в Байройте, где он дирижировал полным циклом "Кольца нибелунгов".
Авторитетный немецкий журнал "Opernwelt" за его байройтский триумф тут же провозгласил Адама Фишера дирижером 2002 года. Мировое признание не помешало масштабной дирижерской и организаторской деятельности Фишера у себя на родине: параллельно с воплощением мечты о собственном вагнеровском фестивале с 2007 года он возглавлял Будапештскую национальную оперу.
Однако в 2011 году покинул этот пост со скандалом, присоединившись к протесту и подписав открытое письмо венгерской интеллигенции против нового закона о средствах массовой информации в Венгрии. По словам дирижера, изменения в конституции касались намного более глубинных явлений, чем одна лишь свобода СМИ, и свидетельствовали об усилении антисемитских, гомофобских и ксенофобских настроений в обществе.
К счастью, смелость гражданского жеста Фишера не отразилась на его работе на посту художественного директора и дирижера "Wagner in Budapest" и на судьбе самого фестиваля. "Байройт на Дунае" регулярно представляет премьеры, а его визитной карточкой и главным событием является, конечно же, весь цикл "Кольца нибелунгов".
Постановка появилась еще в 2008 году, за несколько лет до массового обращения к
тетралогии ключевых театров мира в связи с вагнеровским юбилеем 2013 года. Огромный успех будапештского "Кольца" и растущий интерес к нему со стороны вагнерианцев - местных и специально приехавших - позволили постановке появляться в фестивальной программе несколько раз в разные годы. Следующим летом в Будапеште состоится последний показ этой версии тетралогии, а "прощание" с постановкой при полном аншлаге начали уже в этом сезоне.
Режиссер венгерского "Кольца нибелунгов" - ныне покойный австрийский драматург, писатель и либреттист Кристиан Мартин Фухс. Его тетралогия, осуществленная в сотрудничестве с австрийским сценографом Хартмутом Шоргхофером, является примером "наполовину поставленной" (semi-staged) оперы. Этот формат подразумевает минимум театрального реквизита, отказ от специально пошитых костюмов и зачастую - исполнение на концертной, а не оперной сцене. Зал, в котором проходит фестиваль, действительно не похож на традиционное пространство оперного театра: вместо роскошного здания Будапештской оперы местом прописки "Wagner in Budapest" был выбран современный Дворец искусств, именуемый венграми Müpa, работа над
которым была закончена в 2005 году.
Дворец входит в комплекс Millennium City Centre, построенный на берегу Дуная в несколько отдаленном от центра районе Пешта, и помимо Национального концертного зала имени Бартока, принимающего фестиваль, включает Ludwig Museum (музей современного искусства) и Фестивальный театр. Благодаря современным технологиям зал имени Бартока отличает великолепная акустика, а модерновый интерьер Дворца сразу настраивает зрителя на то, что опера - живая и актуальная, для общения с ней вовсе необязательно переноситься в мир позолоты, бархатных портьер и хрустальных люстр.
Собственно, об этом же и сама постановка Фухса: она технологична, захватывающа, оперирует образами, которые достаточно легко считываются и, что важно для современной оперной режиссуры, не уводят далеко от композиторского текста. Формула semi-staged здесь существенно расширена, так как балетные персонажи и миманс появляются на сцене все же в театральных костюмах, а видео-инсталляция на огромном экране, на фоне которого разворачивается действие всех четырех частей "Кольца", по насыщенности событиями и красочности замещает функцию полноценных декораций.
Кстати, отличное видео для постановки подготовлено дуэтом fettFilm, участники которого Момме Хинрихс и Торге Моллер за последние годы стали ведущими мировыми экспертами по визуальной транскрипции опер Вагнера, среди прочего создав видео для "Кольца" в Венской опере и донецкого "Летучего голландца".
В Будапеште fettFilm позволили себе отнестись к Вагнеру по-честному реалистично и даже с юмором: например, вода великого Рейна оказывается совершенно прозаичной и мутной, дочери Рейна к последней части цикла "Гибели богов" из белокурых красавиц, какими мы их видели в начальном Предвечерьи, после всех божественных перипетий становятся молодящимися дамами "под 50", а страшный дракон, которого побеждает герой Зигфрид в одной из самых сложных для постановщиков сцен, выглядит на экране так, будто его только что нарисовал пятилетний ребенок.
Кажется, что среди череды остроумных и эффектных картин, видео-зарисовок и надписей вот-вот появится еще одна: "Вагнер жив".
Постановка в целом является потрясающей иллюстрацией вагнеровской концепции Gesamtkunstwerk. Универсальные музыкальные драмы, которые по Вагнеру объединяют в себе слово, музыку, изображение, драматургию, в этой постановке продолжают линию синтеза искусств и на сцене. Солисты получают "дублеров" из балета и миманса, экран становится площадкой не только для видео-проекции, но и для театра теней, вокалисты в своих обычных концертных костюмах отсылают нас к традиции концертного исполнения оперы, при этом выстроенные мизансцены и запоминающиеся костюмы "дублирующих" персонажей явно указывают на традиционную театральную постановку, и все это комментируется и раскрашивается видео-артом.
Вокальный состав "Кольца" нынешнего года включал как мировых вагнеровских знаменитостей Ирен Теорин (Брунгильда в "Валькирии" и "Гибели богов") и Вальтрауд Майер (Вальтраута в "Гибели богов"), так и местных певцов, которые для иностранных вагнерианцев оказались большим открытием.
Например, обладательница сильного и при этом абсолютно прозрачного сопрано Тюнде Шабоки (Фрайя), великолепно чувствующая вагнеровскую интонацию Бернадетт Фодор (Эрда) или самобытная Полина Пастричак, исполнившая сразу две партии - Воглинды и Гутруны.
К сожалению, провальным стало исполнение Петры Ланг (Брунгильда в "Зигфриде"), чья регистровая неровность и "ломающийся" тембр вызывали разочарование даже рядом с Кристианом Францем (Зигфрид в одноименной части), который отпел весь спектакль с сильной простудой и к последнему акту уже переходил на мелодекламацию.
Зато Теорин и Майер полностью оправдали ажиотаж вокруг своих звездных имен: шведка Теорин, которую любят называть одной из главных Брунгильд современности, продолжает совершенствоваться в этой партии, находя в ней все новые возможности и для передачи эмоциональных состояний, и для своего вокального роста.
В Будапеште ее Брунгильда была более глубокой, нежной и потому трагичной, чем, например, два года назад в Scala в постановке Ги Кассирса. Майер же остается верна себе, заставляя влюбляться в свой харизматичный голос и все время, пока он звучит, слышать только его.
Еще один позитивный опыт фестиваля - игра оркестра Венгерского радио под управлением идейного вдохновителя всего события Адама Фишера. Vorspiel к "Золоту Рейна", который в большой мере всегда задает тон всей тетралогии и качеству ее исполнения, был сыгран без преувеличения идеально, с безупречным нарастанием энергии этой музыки, которое способны воссоздать очень немногие дирижеры и исполнители.
Было слышно, насколько вагнеровская партитура для Фишера родная и любимая и как талантливо он способен зарядить своей страстью музыкантов. На этом же высоком уровне (за исключением пары обидных погрешностей духовиков в "Гибели богов") оркестру удалось продержаться в течение всей тетралогии. Части которой, кстати, исполнялись каждый день вопреки распространенной практике представлять "Кольцо нибелунгов" с перерывами по одному или несколько дней и растягивать весь цикл на 6-11 дней (при Вагнере "Кольцо" в Байройте шло пять дней с перерывом между "Валькирией" и "Зигфридом").
И хотя четыре части тетралогии за четыре дня оказались испытанием не только для исполнителей, но и для публики, гений Вагнера и внимательно следующие за ним музыканты превратили это испытание в радость.