В галерее «СОВИАРТ», что на Андреевском спуске, новая экспозиция — рисунки киевского художника Ирины Вышеславской-Макаровой, ныне живущей во Франции.
Алексей Титаренко и Виктор Хаматов как организаторы выставки к массиву уже созданной ими импозантной коллекции живописи, графики, скульптуры, фотопроектов каждой новой экспозицией добавляют еще одну грань. Они неутомимо создают Музей современного искусства Украины во всей широте возможностей модернизма. Куратор галереи «СОВИАРТ» — искусствовед А.Титаренко еще десять лет назад в экспозиции «Шестьдесят из шестидесятых» вывел из тени андеграунда многих художников, оппозиционных к соцреализму. Это было творчество тех, над кем после краткой хрущевской «оттепели» вновь сгустилась атмосфера «репрессивной нормативности».
На рубеже 60—70-х годов, в условиях, далеких от доброжелательности, это поколение совершило свой профессиональный подвиг, сохраняя живой пульс творчества.
Выставка рисунков, как своеобразный «дневник», созданный Ириной Вышеславской-Макаровой в 70-е годы только что отшумевшего века, заполняет одну из лакун в истории искусства.
Более трехсот альбомных листов с экспрессивно схваченными сюжетами, а то и просто рисованные авторучкой листки из записной книжки, сегодня любовно оформленные, одетые в паспарту и рамы, заполнили стены галереи.
И с них на нас, сегодняшних, смотрит поколение художников, музыкантов, поэтов, а также очеловеченные предметы быта, интерьеры мастерской художника, пейзажи киевских улиц — весь многоголосый мир творческой интеллигенции. На одном из рисунков молодой, а ныне широко известный искусствовед Дмитрий Горбачев беседует о чем-то с хозяйкой гостеприимной студии. Ее лицо отражает зеркало. Пытливо всматривается в живописные полотна Александр Найден, тогда еще вовсе не доктор искусствоведения. Красавица Зоя Лерман радостно улыбается Юрию Луцкевичу, еще не подозревая о трагедии, сломавшей обе их жизни. Друг детства Ирины — молодой тогда доктор Евгений Волгин восторженно внемлет речистой Галине Неледве. Маэстро необарочной живописи и уникальный знаток старины Валентин Реунов изображен юным, чуть ли не персонажем с композиций Эль Греко…
Многие на вернисаже встретились с собственной юностью в «зеркале» экспозиции. В этом «дневнике времени» Ирина Вышеславская, никогда не расстававшаяся с альбомом и карандашом, сохранила образы тех, кто в 70-е годы сохранил достоинство художника и отечественного искусства.
Эта «история в рисунках» убедительно показывает силу и глубину духовного слоя древнего и вечно молодого Киева. Символично и то, что выставка работает вблизи дома Михаила Булгакова.
Скромная, негромкая экспозиция приобрела смысл высокой гражданской позиции автора. Конечно же, Ирина ее не артикулировала, когда зарисовывала мимолетные состояния города или человека, но ведь таинство искусства состоит в его многозначности, во многосмыслии. В нем часто простое оборачивается мудрым, а наивное — пророческим.
«Всегда были художники, которые любили рисовать… Но рисовать постоянно и беспрерывно — это нечто иное, — говорит автор экспозиции. —Постоянно рисующий человек — в первую очередь, внимательный наблюдатель незаметных мелочей и случайных деталей окружающего… Все вместе составляет мозаику жизни и окружения художника и, в конечном счете, дает нам представление о духе времени».
Для друзей — современников Ирины Вышеславской, эта выставка — зеркало поколения. Но ее смысл не исчерпывается «мемуаризмом», в ней нет ностальгичности. Для сегодняшнего зрителя, для молодежи, в первую очередь, — сверхзадача экспозиции видится в «установлении контактов» с духовной традицией Киева, идущей от интеллигентов В.Вернадского, М.Грушевского, М.Булгакова, от университетского и творческого духа города 20-х, 60—70-х годов. Она-то, эта духовная среда, всегда жившая в атмосфере «моральной обеспокоенности», — истинный герой экспозиции, ее смысловая, гражданственная и одновременно поэтическая ось. Это для молодых подсказка и путь надежды.