В поединке с судьбой

25 ноября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 46, 25 ноября-2 декабря 2005г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Выставка ужгородского живописца Ференца Семана (1937—2004), экспонирующаяся в музее «Духовные сокров...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Выставка ужгородского живописца Ференца Семана (1937—2004), экспонирующаяся в музее «Духовные сокровища Украины», является не только подарком киевлянам, но и внесением имени Семана в анналы истории современного искусства Украины. Выставку, без преувеличения, можно воспринимать как открытие нового имени. До сих пор творчество Ференца Семана было локализировано на региональном уровне по целому ряду драматических обстоятельств в судьбе авангардного художника.

Ференц Семан (творческое имя — Ичи, в переводе с венгерского — младший брат), украинец по гражданству, венгр по происхождению, всю жизнь прожил в Ужгороде. Именно здесь в 1953—1958 годах он прошел профессиональную военную подготовку у корифеев колоризма Закарпатья — А.Эрдели и Ф.Манайла. Адальберт Эрдели был в восторге от неудержимой фантазии ученика, от его неординарного воображения и колористической натуры. Академик Татьяна Яблонская, в 60-х годах писавшая Закарпатье, поддержала талантливого юношу — пригласила в творческую группу в Седнив (художественный центр) и на Первую республиканскую выставку молодых художников в Киеве в 1966 г. Ичи поражает коллег и учителей знаниями европейского авангардизма — через Ужгород 60-х годов в Украину «транспортировалась» европейскость.

А дальше... пропасть, тьма. Сестра Ференца не вернулась из зарубежной поездки, и семья попадает в список неблагонадежных. К тому же это были 70-е годы — время духовных притеснений, запретов, арестов, человеческих трагедий. Замалчивание имени талантливого Ф.Семана растянулось на четверть века — на всю его творческую жизнь, вплоть до выставки в Будапеште (1990 г.). Ичи был обречен на андеграунд. Принудительная изоляция художника от нормального художественного процесса была жестким испытанием личности, но 25 лет жизни Семана, исполненных страданиями, прошли не в сумерках, а в мужественном поединке с судьбой — в творении экспрессивного живописного мира. В нем есть деформации, излом, кричащая открытость красок и эмоций. Есть сила колориста, который в цвете преодолевает отчаяние и повторяет за Марком Шагалом: «Я ощутил, что мир стоит вверх ногами».

Двадцать пять лет художник с украденной у него судьбой жил в Ужгороде и, как писала Л.Бексий, «...пил кофе, ходил по узеньким улочкам, рисовал, но не мог попасть на официальные выставки из-за своего нонконформизма...» В 90-х годах открылся «континент» живописи по имени Ичи.

С удивлением и благодарностью на выставках 1990, 1992, 1993 и 1996 годов зрители осознают масштаб мастерства Ф.Семана. Поражает жанровое и тематическое разнообразие полотен, стилистический калейдоскоп — весь «живописный вертеп», живущий на весах трагедийности и шутки, отчасти даже фола. Ференц Семан — мастер психологических портретов, написанных в духе экспрессивного колоризма по типу Оскара Кокошки или Хаима Сутина. Поражает конструктивная выстроенность натюрмортов и философичность метафорических композиций. Особое место в творчестве Семана занимает фольклорная тема — органичная для художников Закарпатья. Фольклорные исследования Ичи начались на уроках Ф.Манайла и в совместных с Сергеем Параджановым путешествиях по Карпатам. В 60-х годах «фольклоризм» был интеллектуальным сопротивлением уничтожению национального в Украине. Ференца Семана также можно отнести к генерации украинских абстракционистов 60—70-х годов: К.Звиринскому, В.Ламаху, Г.Гавриленко, О.Дубовику. Именно они закладывали основы «художественного бунта», разразившегося в творчестве модернистов 90-х годов ХХ ст.

Если не опасаетесь выйти за пределы серого единообразия и ожогов души, путешествуйте по мирам Ичи, по дорогам, оставленным его кистью. Это наследие того, кто не искал рационального пути к успеху. Как интуитивист и модернист, он видел «духовным зрением» и бросался напрямик за фата-морганой. Это была жизнь на весах, на огне и ветрах дискомфорта в быту, и счастье, добытое в живописи. Но... его творчеству угрожали забвение и распыление, если бы не квартиры ужгородской интеллигенции, — она сохранила наследие художника, на котором лежала печать беды и богемного беспорядка.

Среди коллекций Ужгорода значительным является собрание Юрия Небесника, где творчество Ф.Семана представлено в хронологическом развитии. Усилиями Юрия Небесника и при дружественной поддержке единомышленников-благодетелей издан альбом «Ференц Семан. Живопись как автобиография». Культура меценатства и человечность тех, кто поддерживал Ф.Семана в беде, сегодня дарит художественной общественности Украины, зрителям, творческой молодежи имя незаурядного экспрессиониста Ичи, выставку его произведений и книгу творческой жизни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК