Книга «Історія української вишивки» (издательство «Мистецтво»), выдвинутая на соискание Национальной премии имени Тараса Шевченко, представляет особую ценность. Автор уникального издания - доктор искусствоведения Татьяна Кара-Васильева.
Фундаментальный труд по искусствоведению - работа всей жизни автора.
Есть искусствоведы, которые в течение жизни переходят с одной темы на другую. Потому зачастую результат поверхностный.
Другие искусствоведы почти всю жизнь проводят в поисках раскрытия одной сферы, одной темы. Татьяна Валериевна волшебной нитью вышила свою судьбу. Она влюблена в вышивку.
После окончания факультета искусствоведения Киевского художественного института пришла в музей народного и декоративного искусства Украины.
Здесь собрана большая коллекция вышитых изделий из всех регионов Украины. А рядом, в церквях Печерской лавры, - шедевры церковного шитья.
Каждая экспедиция по Украине увлекает искусствоведа и обогащает знаниями о непревзойденной и уникальной украинской вышивке.
Кара-Васильева изучает большой ассортимент изделий декоративного искусства, в которых непременным элементом художественного решения образа является вышивка. Она раскрывает тонкости техники создания украинской вышивки. А их невероятно много, ведь каждый регион Украины сохраняет свои неповторимые особенности в построении композиции, цветовом решении и технике выполнения.
Наверное, ни одна страна мира не имеет такого разнообразия цвета, большого ассортимента вышивки, как Украина. Все эти тонкости пани Татьяна описывает в своих публикациях. А множество статей и книг раскрывают яркость и уникальность вышивки прикладных вещей, одежды разных регионов Украины!
В 1979 году Татьяна Валериевна защитила диссертацию в Московском государственном университете имени М.Ломоносова на тему «Развитие традиций полтавской народной вышивки в современных художественных промыслах». Мне пришлось выступать оппонентом ее защиты. Успех был заслуженным, заметным в науке.
Выходят ее исследования - «Художні промисли України» (1979), «Полтавська народна вишивка» (1983), «Творці дивосвіту» (1984), «Учитесь вышивать» (1988). Одна за другой печатаются книги, несущие высокую культуру Украины, раскрывают функциональную роль вышитых изделий в народном и современном интерьерах. Труды Т.Кара-Васильевой стали заметным явлением в украинском искусствоведении.
В те же годы Татьяна Валериевна увлекается литургийным шитьем Украины XVII-XVIII вв., и в 1994 году успешно защищает докторскую диссертацию. Следует подчеркнуть, что исследования проводились задолго до защиты, в сложные времена, когда в СССР не было возможности объективно исследовать темы, касающиеся церкви и религии.
Ценность монографии в том, что автор обстоятельно рассматривает функции определенного вида искусства в глубинном, сугубо сакрального раскрытии содержания произведений.
Исследователь проделала большую работу. Проанализированы документы о культурно-просвещенческой деятельности женских монастырей Украины - Киево-Вознесенского, Иорданского, Ладинского, Лебединского. Раскрыты чрезвычайные факты организации работы в производственных мастерских, отношения между игуменьями и мастерицами. Кара-Васильева доказала заслуги матери гетмана Ивана Мазепы игуменьи Марии Магдалины Мазепиной как мецената, организатора художественного образования в Украине.
Изучение архивных материалов дает возможность автору рассмотреть большой вклад монахинь Черниговского Пятницкого и Киево-Флоровского монастырей, которые были основателями стиля барокко в шитье (этот стиль существовал в архитектуре, в стенописи, иконописи, гравюре, разных видах декоративного искусства).
Монография Татьяны Кара-Васильевой «Літургійне шитво України XVII-XVIII ст.» получила известность не только в Украине, но и за ее пределами. Уже в 2000 году выходит ее новая книга «Шедеври церковного шитва України (XII-XX ст.)». Она расширяет тему исследования и раскрывает пути развития церковного шитья со времен Киевской Руси, акцентирует роль женских монастырей Черниговщины. Эти две книги - результат долгой и настойчивой работы автора.
«Шедеври церковного шитва України (XII-XX ст.)» расширяет временной период исследования. Особенно ценным является освещение создания шедевра церковного шитья - плащаницы для Владимирского кафедрального собора Киева.
Цель А.Прахова - руководителя художественных работ - воплотить идею возрождения старославянского искусства в духе Владимирской эпохи. Талантливые художники В.Васнецов, М.Врубель, М.Нестеров оставили высокохудожественные произведения, а талантливая Елена Прахова, виртуозно владея искусством вышивки, за два года выполнила ответственную кропотливую работу - вышила плащаницу. Работы Т.Кара-Васильевой в этом направлении раскрыли яркое время подъема украинской культуры.
И автор не останавливается на достигнутом. Она анализирует еще один интересный пласт искусства вышивки в украинском искусствоведении - «Вишивка ХХ століття». Яркая глава «Пошуки художників-авангардистів на початку століття» открывает новые уникальные ходы создания композиций, стилизацию орнаментальных мотивов, новое видение гармонии цветовых композиций.
Татьяна Валериевна организовывает творческую группу современных художников, которые воссоздают образцы авангардной вышивки ХХ века. Преподаватели кафедры художественного текстиля и моделирования костюма Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука Л.Авдеева, Л.Костюкова,
И.Жураковская возродили шедевры авангардного искусства. Эти произведения дополняли интересную выставку, с успехом экспонировавшуюся в залах фонда «Украина», в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве, в Национальном культурном центре Украины в Москве на Старом Арбате, 9, и в галерее «Проун» в Москве.
Работа «Історія української вишивки» - уникальное искусствоведческое исследование, репрезентующее высокую культуру Украины. Высшая оценка этой монографии - постоянное обращение преподавателей и студентов художественных вузов к истории
уникального искусства вышивки в поисках новых национальных моделей украинского искусства.