Лежит передо мной уникальный альбом. Вес 4 кг, страниц 440. Как говорит автор — «три года жизни». Но... главное все в значимости этого титанического труда. Альбом «Декоративне мистецтво України кінця XX століття. 200 імен», автором которого является известный талантливый искусствовед Зоя Анатольевна Чегусова — ученый секретарь Международной ассоциации арт-критиков (АІСА).
З.Чегусова, как Колумб Америку, открывает свой материк — профессиональное декоративное искусство.
В Украине не так уж много издавалось литературы по декоративному искусству и в основном выходили альбомы по народному искусству. За исключением альбома «Декоративно-прикладное искусство Украины», Москва, Советский художник, 1986 г. Выставок декоративного искусства с каждым годом организовывается все меньше, Министерство культуры почти не проводит закупок, а посему поступлений в музей нет. Правда, небольшие галереи организовывают персональные выставки. Но художники — сильный, одержимый народ. Творят и складывают произведения в своих мастерских до лучших времен.
Зоя Анатольевна подняла тяжелый, но интересный пласт искусствоведения. Тот, кто издавал альбом, знает, какой это сложный и кропотливый труд. Надо отобрать произведения, а это значит ездить по городам, систематизировать, выбрать лучшее соответствующее задуманному проекту, решить композицию всего альбома и каждой страницы. Я наблюдала за всем процессом создания этого огромного труда и поражалась трудолюбию, ответственности и какому-то теплому отношению к каждому художнику и каждому произведению.
Альбом бесценен. Он раскрывает в первую очередь Украину, неповторимое, самобытное искусство художников-профессионалов. С горечью должна признать, что в зарубежных искусствоведческих работах, в том числе энциклопедиях, нет даже упоминаний об украинских художниках — профессионалах декоративного искусства. Даже такое весомое издание, как «История декоративно-прикладного искусства» Анри де Морана, не вспоминает об Украине. Зоя Анатольевна впервые благодаря альбому-каталогу познакомит мир с художественной Украиной, ее талантливыми художниками, донося людям разных стран их искренность, высокую профессиональность и яркую индивидуальность. В альбоме представлены художники разных поколений, разных стилистических направлений с их интересными поисками и находками.
Серьезный искусствоведческий анализ, разнообразный иллюстративный ряд даже такого короткого периода 80—90-х годов XX столетия свидетельствует о значимости этого труда.
Зоя Анатольевна проделала титаническую работу: выявила, собрала и проанализировала лучшие произведения 200 художников (керамики, текстиля, стекла, дерева, металла), которые ярко представляют высокие достижения современного декоративного искусства и тем самым открывают перспективы развития украинского декоративного искусства, убедительно входящего в мировую культуру третьего тысячелетия.
Ценным материалом альбома является биографично-энциклопедический справочник, где собраны основные сведения об авторах.
О высоких моральных качествах Зои Анатольевны свидетельствует построение содержания самого альбома. Она начинает с благодарственных слов всем, кто помог ей осуществить альбом. Имен очень много.
Видимо, вера всех в прекрасный проект и позволяла искренне помогать автору. Альбом состоялся и как глубокое научное исследование может стать весомым вкладом в подготовку многотомной «Истории искусства Украины», над которой начинает работать Академия искусств Украины.