Красу необходимо защищать так же, как и независимость страны
Ясунари Кавабата
Ужасающее явление — уничтожение достойных талантливых произведений, которые презентуют высокую самобытную культуру Украины. Лишь время дает оценку: талантливые работы исчезают, их разрушают, и только через десятки, а то и сотни лет вспоминают и дают созданному наивысшую оценку. Таких примеров очень много в Греции, Италии, Франции и у нас, в Украине. Новые сообщества уничтожают произведения искусства как не соответствующие новому строю, новой идеологии. Но ведь творение искусства дает возможность познания истории, культуры того или иного государства.
Во все времена искусство было и будет идеологизировано, за исключением разве что утилитарного народного искусства. Хотя использование народных мотивов в архитектуре тоже иногда вызывало раздражение иных политических боссов. Мы привыкли к домам на Крещатике, облицованным орнаментальной плиткой, которую создала волшебница-керамистка Н.Федорова. А если бы в свое время ее идеи не защитили президент Академии архитектуры В.Заболотный и вице-президент А.Добровольский, то чем бы мы сейчас восхищались на Крещатике?
В 1962 году в Киеве была сооружена небольшая ведомственная гостиница «Жовтнева». Для ее оформления были отобраны графические и живописные работы украинских художников. Среди них — прекрасные карпатские пейзажи художника А.Фищенко. Однако секретарь ЦК КПУ по идеологии А.Стоба предложил снять их как «не характерные» для Украины. Следовало повесить пейзажи Донбасса, Запорожья, т.е. промышленных центров. И все же мы отстояли лирические карпатские пейзажи — символ поэтической Украины. Позже с легкой руки того же идеолога снимали, разрушали произведения Э.Каткова, В.Ламаха в залах ресторана «Метро» как абстрактные.
В 70—80-е годы в монументальном искусстве, которое применялось в интерьерах, утверждались «идеологические» произведения — обязательно рабочий и колхозница с серпом, портреты. Это делалось чаще всего художниками невысокого мастерства за хорошую плату. Но встречались идеологические творческие работы высокого класса. Например, занавес в гобеленовой технике Е.Владимировой и В.Прядки в Центральном музее Ленина в Киеве (теперь Украинский дом): четкая композиция, орнаментально решена тема из написаний «Ленин» на всех языках мира. Это достойное произведение не только «той» эпохи — показательно, что ничем равноценным его так и не сумели заменить. А могли ли выжить панно в грубой технике-чеканке «Слава труду» в Доме культуры строителей в Прилуках или панно «Учиться, учиться и еще раз учиться!» в фойе Дома культуры колхоза «Заря коммунизма» на Ривненщине?
Уничтожение достойных произведений в интерьерах общественных зданий началось с ресторана и кафе «Метро» в 70-е годы. В мозаиках Э.Каткова, В.Ламаха, И.Литовченко не было ничего политического, но определенные обобщения вызвали непонимание и раздражение у руководящих органов. Непонятное неукоснительно уничтожалось. В те же годы появилось уютное кафе «Хрещатий яр» на улице Прорезной в Киеве. Художник Б.Плаксий создал тонкие фрески, которые были уничтожены вместе с кафе, а председатель Союза художников Киева Г.Кальченко получила выговор за «недосмотр» и «вольности». Защитить достойную работу тогда, в 70-е, было сложно.
В 1974 году завершалось строительство Республиканского дома кино (архитектор З.Чечик). Все художественные работы в интерьерах выполняли сотрудники отдела интерьера жилых и общественных зданий Киевского зонального научно-исследовательского института экспериментального проектирования (Киев ЗНИИЭП). Художники создали гобелен, занавесы для красного и голубого залов (кстати, плетенный из льна занавес работы художницы З.Вишневской и сегодня в прекрасном состоянии). В интерьерах использовано множество керамики из мастерской, которой руководила Н.Федорова. В те годы она открыла секрет изготовления глазурей черного и красного цветов. Художники были в восторге от этого открытия и увлеклись черным. Так появился проект черной стены для фойе второго этажа. Были изготовлены плитки и декоративные тарелки, каждая из них — самостоятельное творение искусства. В целом создали декоративное панно, которое и сейчас, тридцать лет спустя, считается образцом высокого искусства.
С позиций истории искусства можно сказать, что в 70—80-е годы создано немало высокохудожественных произведений. Наиболее высокой оценки заслуживают именно деидеологизованные — лишенные символики социализма. Часто все это создавалось совместно художниками-профессионалами и народными мастерами — работы достойно оценивались и искусствоведами, и общественностью. Совместно они создавали эмоциональные творения с отчетливым национальным звучанием — интерьеры Дома кино, гостиниц «Днепр», «Киев» в Киеве, «Черное море» в Одессе. Примером прекрасного содружества народного мастера Л.Мироновой и архитектора А.Добровольского стали уникальные «Курени» — ресторан на склонах Днепра в Киеве. Он восхищал гостей фольклорной экзотикой. В этом же плане были решены рестораны «Млин» и «Вітряк» в Киеве, каждая деталь которых подчеркивала принадлежность к высокой отшлифованной веками украинской культуре.
В 1982 году отмечалось 1500-летие Киева. Дата, может, и сомнительная, но была ознаменована интересным мероприятием: каждая область Украины дарила Киеву кафе с произведениями, выполненными региональными художниками. Киев стал как бы выставочным залом искусства всех регионов Украины: кафе «Донецк» на бульваре Т.Шевченко, «Черкассы» и «Одесса» на Красноармейской, «Крым» на Оболони, «Вінничанка» в Голосеевском районе, «Верховина» на бульваре Лепсе и т.д. Большинство из них исчезло, уступив место японским, китайским, итальянским кафе и ресторанам. Причем некоторые из них оформлены довольно безвкусно: ложную роскошь, например, демонстрируют рестораны «Наполеон», «Империя» и ряд других.
Повальная болезнь евроремонта уничтожает самобытные интерьеры и произведения, находившиеся в них. Новые хозяева зачастую не понимают важности их национальной принадлежности. Именно декоративное искусство высокой художественной ценности и создает неповторимую индивидуальную красоту интерьера.
Жертвой «евроремонта» стал интерьер киевского магазина «Сказка». Чудесные росписи народного мастера Марфы Тимченко и ее семьи были уничтожены (об этом писали «Зеркало недели», «Голос Украины» и другие издания). Марфе Тимченко за эту работу было присвоено звание народного художника Украины, премии Т.Г.Шевченко и Катерины Билокур. Умный и осведомленный хозяин таких ценностей сумел бы за их счет уложить свое богатство и подчеркнуть свой социальный статус. Но, давая согласие на уничтожение уникальных росписей, он не знал и не знает до сих пор, кто такая Марфа Тимченко, что такое петриковская роспись, понятия не имеет, что они значат для мирового искусства.
Больно, когда произведения искусства становятся жертвами стихий и катастроф, но умышленное уничтожение наиболее ранит, особенно когда эти работы создавались в соответствии с определенными стилями архитектуры, раскрывали ценности высокой культуры народа. Теперь многие из них не вписываются в новые интерьеры, и их убирают. Так случилось с великолепными коваными решетками Киевской филармонии, произведениями О.Рапай в одном из кафе в Киеве,, декоративным панно в кафе «Одесса», декоративным панно Г.Севрук в гостинице «Русь», гобеленом «Русь» в гостинице «Русь», гобеленом «Украинская осень» в гостинице «Киев». Последние два гобелена — работы автора этих строк, в чем мне не стыдно признаться. Но теперь их убрали из главных залов: в гостинице «Русь» новый хозяин счел возможным использовать его в своих целях, в гостинице «Киев» гобелен пока лежит в подвале. Теперь в гостинице «Киев» большая плоскость стены холла, решенная в керамике серебристо-перламутрового колорита по эскизу мастера высокого класса Л.Мешковой, «украшена» маленькими безликими работами с Андреевского спуска.
Культура постепенно обезличивается, теряет индивидуальные черты. Строится множество банков, офисов, а сейчас к фестивалю Евровидения — гостиниц. И всюду — однотипные чистенькие интерьеры с одинаковыми материалами и мебелью. Если мы в 70-е годы выглядели «одинаково» в одежде, в интерьерах, но только более бедными (помните фильм «С легким паром» Э.Рязанова?), то теперь мы одинаковы на новый лад. Чем отличаются обновленные интерьеры гостиниц «Днепр», «Киев», «Национальный», «Русь», «Украина» (до 2002 года «Москва»)? Да почти ничем. Одни и те же отделочные материалы, та же роскошная «дворцовая» мебель. И хотя в гостинице «Киев» зал называют «хрустальным», а в гостинице «Русь» — «венецианским», разницы никакой, одна и та же убогая, фальшивая роскошь. Вот, например, «венецианский» зал в гостинице «Русь»: пластмассовые пилястры и прочие архитектурные элементы наклеены на стене, декоративные пластмассовые черные окна со ставнями, также наклеенные на стене в баре, вместо живописных полотен и гобелена, который был акцентом в зале, повесили базарные репродукции в «золотых» пластмассовых рамах. Это уже даже не кич, это деградация в архитектуре интерьера.
Мировые фирмы, такие как «Хилтон», при строительстве гостиниц в каждой стране используют произведения, которые раскрывают культуру народа. При современнейшем оборудовании и комфорте только искусство придает адресность интерьеру. Это убедительно демонстрируют гостиницы Эстонии, Латвии, Швеции, Греции и других стран.
Мода — сложное понятие. Модную юбку можно через полгода поменять, а мода в архитектуре?.. Есть определенные стилистические решения, и их необходимо придерживаться в зависимости от функции сооружения: театр, офис, магазин, гостиница, индивидуальное жилье и официальные интерьеры президентских помещений. Нельзя будуарное решение своей спальни переносить в общественные помещения. А ведь зачастую именно так поступают нынешние «генеральные директора».