Удивительный мир керамики Ульяны Шкромьюк

30 августа, 15:39 Распечатать Выпуск №32, 31 августа-6 сентября

Ее художественный талант — от Бога и от отца, художника Андрея Шуля, который в советские времена занимался живописью и не боялся писать иконы.

Ульяна внимательно разглядывала папины работы и сама пробовала творить пейзажи и натюрморты. Еще любила лепить из пластилина разные фигурки, а больше всего — зверей и птиц. Через десяток лет ее детское увлечение найдет отражение в керамических работах. И уже почти полвека Ульяна Шкромьюк развивает традиции косовской расписной керамики — несомненно, самобытного явления в мировом искусстве.

Девушка с ранних лет знала, что ее жизнью будет искусство. Поэтому, окончив восьмой класс Ягильницкой общеобразовательной школы на Тернопольщине, поступила в Косовский техникум прикладного и декоративного искусства им. Василия Касияна. Выпускница освоила специальность "художественная обработка кожи", но судьба почти сразу привела ее в цех керамики художественно-производственного комбината, где в то время работал мастером брат Любомир. Ульяна увидела, как рождается керамическое изделие: его формируют на гончарном круге, затем обмазывают белой глиной, а после расписывают. Неизгладимое впечатление произвела на нее роспись шилом по сырой глине. И девушка убедилась: этот вид искусства — ее призвание. Выходит, ей выпал выигрышный лотерейный билет.

"Старшие мастера не спешили признавать молодых, помогать им, — рассказывает Ульяна. — Но меня взяла под крыло мастерица керамики — землячка с Тернопольщины Евгения Зарицкая. У нее был собственный стиль, но при этом она не скрывала секреты своего творчества. Евгения была искренним человеком, привязалась ко мне и помогла сформироваться как мастерице керамики...".

Ульяна Шкромьюк уже не одно десятилетие работает в стиле народной традиции косовской керамики, поскольку считает, что "эта керамика должна быть от самых основ и до конца такой, как есть. В наше время придумывают молочную керамику или еще какую-нибудь, но это уже не косовская керамика".

Диву даешься, как виртуозно мастерица работает шилом на белом глиняном изделии, гравируя орнамент — растительный либо растительный в сочетании с геометрическим (это — традиционная техника гравировки). А затем художница накладывает традиционные цвета. Ни единого лишнего жеста. "Не работа, а песня", — сказал писатель Мирослав Дочинец.

В ее многолетнем творчестве сотни работ — плитки, изразцы, тарелки, вазы, кувшины, бочки, плесканцы, колачи, подсвечники, фигурные барашки, лошадки и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Но рисунки на керамических изделиях — то неповторимое, что отличает почерк Ульяны Шкромьюк от почерка других мастеров. Рассматривая ее работы, даже неспециалист заметит, что она любит рисовать петушков — птиц солнца и света, возвещающих конец тьмы и начало дня. Недаром петушки в народной художественной традиции — будители жизни, движения, и поэтому петуха боится всякая нечисть. Творчеству мастерицы близки и совы — птицы, способные видеть ночью; они символизируют мудрость и широкие горизонты человеческого познания.

Весьма оригинальны, на мой взгляд, рисунки Ульяны Шкромьюк с изображением рыбок. Эти обитатели водных просторов символизируют начало, источник жизни, а в восточных культурах недаром считаются символом плодородия.

На ее работах можно увидеть немало подсолнухов — цветов солнца и света. Неизгладимый след в керамике Ульяны Шкромьюк оставили колоски пшеницы, васильки, маки. Ведь в ее детской памяти навсегда запечатлелось цветущее поле за селом Мухавка на Тернопольщине. Этот вид постоянно возникает в воспоминаниях из детства и живыми соцветиями ложится на ее работы. Еще одно увлечение и гордость Ульяны — лошади, фигурки которых она больше всего любит расписывать. И не только потому, что лошадь — животное, тонко чувствующее характер и намерения человека...

Считается, что косовская керамика — трехцветная. Желтая краска символизирует солнце, зеленая — природу, коричневая — землю. Они гармонично сочетаются на белом фоне. Но в работах Ульяны Шкромьюк присутствует еще и голубой цвет. В свое время он был характерен для керамики из поселка Куты неподалеку от Косово. Однако советская власть запретила использовать его в керамике, чтобы, не приведи Господь, синюю краску не клали рядом с желтой: такое сочетание отдавало "украинским национализмом". Но во времена Независимости синий цвет в косовской керамике возродился, и Ульяна охотно использует его в своих работах.

За выдающиеся достижения в области народного традиционного искусства, а именно косовской керамики, мастерица получила премию имени Катерины Билокур.

Под организационным руководством и доброжелательным наставничеством Ульяны Шкромьюк работники творческих мастерских керамики при Косовской региональной организации Национального союза художников Украины создают различные керамические изделия, которые пользуются спросом не только в разных регионах Украины, но и за ее пределами.

И, к счастью, традиции этого вида искусства в семье Шкромьюков не прервутся, а получат развитие — пятиклассница Наташа присматривается к росписям бабушки Ульяны и копирует рисунки прадеда Андрея.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно