У Владимира за плечом

Поделиться
Наверное, уже многим киевлянам из сообщений в СМИ известно, что в результате повторного обсуждени...

Наверное, уже многим киевлянам из сообщений в СМИ известно, что в результате повторного обсуждения конкурсных проектов мемориала жертв голодомора и политических репрессий, наконец, определен победитель (предыдущее обсуждение прошло безрезультатно) и окончательно определено место строительства мемориала. Автору этой статьи довелось побывать на обсуждении, состоявшемся 18 марта в выставочном зале киевского Государственного детского музыкального театра на Подоле (ул. Межигорская, 2) и быть очевидцем многих любопытных подробностей немаловажного для Киева и всей страны события. Первую премию решением жюри конкурса присудили проекту, согласно которому мемориальный монумент представляет собой металлический сквозной крест 17-метровой высоты (равной шестиэтажному дому). И это несмотря на то, что именно этот проект более всего критиковали присутствовавшие за то, что крест напоминает им опору высоковольтной электролинии.

Невольно возникает вопрос, можно ли считать крест — христианский символ распятия, столь часто используемый по самым разным поводам, действительно полноценным монументом в память жертв голодомора и репрессий в Украине?! Тем более что в данном случае мы видим чисто графическое, плоскостное, а не объемное решение: в профиль это будет смотреться просто как гигантских размеров столб, сродни всем древним фаллическим монументам.

Следует к тому же вспомнить, что знаменитая Владимирская горка как часть приднепровских склонов исторического центра Киева, согласно действующему градостроительному и памятникоохранительному законодательству, является ценнейшей археологической и архитектурно-охранной заповедной зоной, охраняемым историческим ландшафтом, частью территории древнерусского «города Изяслава». Какие-либо масштабные новостройки, затеваемые здесь, являются грубейшим нарушением законодательства, ибо могут нанести непоправимый ущерб бесценному ландшафту с ансамблем старинных зданий Михайловского Златоверхого монастыря и памятнику крестителю Руси — равноапостольному князю Владимиру.

Владимирская горка, с которой открываются чудесные, дивной красоты виды Днепра и Заднепровья, Подола и Печерска, всегда были излюбленным местом гуляния и отдыха киевлян и гостей нашего города. Не случайно в середине XIX века городские власти приняли решение именно здесь установить памятник св. Владимиру. В то время здесь был разбит парк, в котором играл городской оркестр. Он не без основания считался одним из лучших видовых парков мира, а памятник св. Владимиру со временем превратился во всемирно известную достопримечательность, настоящую святыню всего православного сообщества. Монумент до наших дней является, фактически, визитной карточкой Киева, объектом, который наиболее часто запечатлевают в своих работах живописцы, графики, фотографы. Сколько сил и средств наши предки вложили в благоустройство днепровского склона, чтобы он выглядел величественным природным постаментом под монументом! И вот теперь — вдумайтесь, дорогой читатель! — в нынешнее время украинской независимости уже, как известно, утвержден проект строительства у подножия памятника крупногабаритного отельного здания, в результате чего при обозрении памятника с восточной, днепровской, стороны фигура князя будет, образно говоря, стоять на крыше отеля, а над головой у св. Владимира вырастет гигантский крест, который, видимо, по замыслу его авторов, должен стать «крестее» того, что в руках у крестителя Руси. Если же учесть, что здесь, на Владимирской горке (перед входом в Михайловский монастырь), с 1993 года уже стоит памятный знак жертвам голодомора в виде креста (кстати, прекрасное художественное произведение Е.Перевальского), то недоумение вызывает уже само настойчивое стремление инициаторов возведения нового монумента все более развивать на Владимирской горке столь неподходящую для нее траурно-кладбищенскую тему, превращая ее — извините за некоторую циничность — в «горку-голодоморку». Но с такими действиями не может и не должен, по-моему, согласиться ни один образованный киевлянин, как, впрочем, любой иной почитатель киевского историко-культурного наследия. Крест в руках св. Владимира — это радость возрождения, символ обретения вечной жизни... Ну а несколько крестов — это уже некрополь, скорбь и трагедия. Но нужна ли нам скорбь именно здесь, над Днепром?

В утвержденных правительством программных условиях к конкурсным проектам говорится, что наряду с необходимостью осветить для потомков трагедию народа Украины в них должна звучать также идея неуничтожимости нации, ее победы над смертью. И поэтому для полного раскрытия и решения в мемориале такой идейно-тематической задачи для него должно быть найдено иное, адекватное его огромной значимости место. Ибо обыденная суета центра города, как и атмосфера праздничности, зачастую царящая в дни проведения под Владимирской горкой развлекательных мероприятий и шоу на подобие «Караоке», явно войдут в противоречие с функциональным назначением мемориала.

Мировой опыт сооружения значительных мемориальных комплексов говорит о том, что они располагаются на обособленной территории, имеют удобные транспортные и пешеходные связи, так как рассчитаны на посещение большим количеством людей, в том числе и многими автобусными экскурсиями. Средствами архитектуры и монументального искусства здесь создается обстановка, способствующая раскрытию трагических событий, располагающая к углубленному вдумчивому сосредоточению, формирующему у посетителей убеждение, что пережитые людьми трагические события не должны никогда повториться. Для создания психологической установки на восприятие мемориала должна быть организована достаточная длина ритуального хода (не менее 100 м), а также большая площадь (не менее 3—5 га) для размещения нескольких тысяч людей. Указанные проблемы идейно-эстетического и функционального характера представляются в данном случае практически неразрешимыми и можно констатировать, что Владимирская горка — абсолютно неподходящее для мемориала место.

Согласно правительственному распоряжению, мемориал жертв голодомора и политических репрессий должен включать в себя наряду с монументом (памятным знаком) еще ряд других компонентов: помещения для музея, научно-исследовательского центра, конференц-зала и др. Каким же образом эту серьезную проблему собираются уладить инициаторы устройства мемориального комплекса на Владимирской горке? Оказывается действиями, которые, с юридической точки зрения, вызывают сомнения в их законности: присвоением части старинных зданий из ансамбля Михайловского монастыря и их реконструкцией! Уже есть распоряжение городской администрации о приспособлении под музей здания по ул. Трехсвятительской, 4б — памятника архитектуры, небольшие келейные помещения которого предполагается расширить и, более того, надстроить еще два этажа для увеличения полезной площади музея и научно-исследовательского центра, куда должны набрать несколько десятков сотрудников. И это при том, что при Национальном музее истории Украины уже давно функционирует целый отдел по изучению темы голодомора. Зачем и кому нужна такая помпа и раздувание штатов?

Запланированное насилие над зданием, имеющим статус памятника архитектуры, противозаконно. Здание-памятник может быть отремонтировано, отреставрировано, но реконструкции (то есть перестройке) не подлежит. Начальник киевского Управления охраны культурного наследия Р.Кухаренко в интервью «Газете по-киевски» (от 3 августа 2004 г., стр. 2) с тревогой заявил, что, если намеченное осуществится, то многоэтажный музей неизбежно задавит, лишит монументальности и красоты ансамбль Михайловского Златоверхого монастыря, на недавнее воссоздание которого затратили столько средств государство и меценаты.

Согласно правительственному решению, подтвержденному указом Президента Украины от 21 марта 2002 г. (о возвращении церковным общинам недвижимости — церковных и монастырских зданий, отобранных у них в советское время), трехэтажное здание по ул. Трехсвятительской, 4б, в котором до недавнего времени располагалось государственное учреждение (бюро технической информации), естественно, должно принадлежать монастырю. Настоятель монастыря — владыка Димитрий — намеревался устроить в нем общежитие для семинаристов, которые сейчас теснятся по восемь человек в непригодных для жилья помещениях.

Но все же почему так случилось, что сложилась такая скандальная ситуация со строительством на Владимирской горке мемориального комплекса и кого конкретно можно назвать виновником происшедшего.

Обратимся к предыстории вопроса. Президент нашей страны с трибуны ООН обратился к мировой общественности с призывом осудить три большие беды, постигшие народ Украины в годы господства тоталитаризма: голодомор 1932—1933 годов, политические репрессии и насильственную депортацию народов. В соответствии с распоряжением Президента Л.Кучмы от 6.12.12.2002 года (№ 393) и последовавшего затем распоряжения Кабинета министров Украины от 14.05.2003 года, был объявлен конкурс на лучший проект Государственного историко-мемориального комплекса жертв голодомора, политических репрессий и насильственных депортаций. Мемориал предполагалось открыть в 2003 году к 70-й годовщине голодомора. Место размещения мемориального комплекса, по решению Верховной Рады Украины, было определено на Печерске, вблизи станции метро «Арсенальная», рядом со зданием военной комендатуры. Предполагалось, что комендатуру отселяет, а ее помещения используют под нужды комплекса. Конкурс (как упоминалось выше) провели, однако, нарушив традицию награждать участников конкурса за их труд премиями, на этот раз такого награждения не производили. Как выяснилось со временем, причина такого неуважительного отношения к конкурсантам крайне цинично: первоначально место, определенное для комплекса, оказалось весьма лакомым участком земли для киевской администрации, решившей строить там элитное жилье.

Поскольку вопрос о новом месте для мемориала долгое время оставался открытым, а к юбилейной дате провести мероприятие не успели, то об этом деле вроде бы вообще забыли. Тем не менее дальнейший ход событий показывает, как одно правонарушение неминуемо тянет за собой очередное. Известно, что за серьезные градостроительные ошибки, допущенные в последние годы, архитектурные власти Киева подвергались весьма резкой критике со стороны городской общественности, в том числе и «Клуба эстетического неповиновения», организованного и фактически руководимого архитектором Л.Скорик.

Еще совсем недавно киевляне находили в прессе сообщения о намерениях Л.Скорик вручить мэру города А.Омельченко изготовленный в ее клубе приз за самый безобразный архитектурный проект, воплощенный в Киеве, —реконструкцию Майдана Незалежности. Видимо, с одной стороны, очень смущенный такой угрозой, а с другой стороны, осознавая вину за несостоявшееся строительство мемориала на Печерске, А.Омельченко, посчитал, что наилучший выход из положения — превратить «кусючего» оппонента в своего союзника, применив давно испытанный, надежный в отношении амбициозных творческих личностей прием — вручив карт-бланш на собственное видение вопроса и реализацию собственных планов. И достигнутое соглашение эти люди не стали держать в секрете от других, а, наоборот, широко рекламируют. Уже неоднократно на многочисленных собраниях и мэр города, и Л.Скорик с гордостью заявляли, что нашли время, чтобы встретиться и, несмотря на плохую погоду, обошли, осмотрели днепровские склоны и пришли к обоюдному мнению, что нет лучшего места для установления мемориала, чем Владимирская горка. В СМИ еще задолго до нового общественного обсуждения конкурсных проектов стали появляться сообщения, что, по мнению мэра города, вполне уместно монументу голодомора находиться во дворе Михайловского монастыря и, что он должен быть столь значительных размеров, чтоб видно его было даже от истоков Днепра. Понятно, что мэр просто пошутил, употребил красивую гиперболу. Но, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Невольно вспоминаются похожие бредовые идеи Н.Хрущева в бытность его первым секретарем ЦК КПСС: намерение соорудить в центре Москвы гигантский, обозреваемый из самых отдаленных мест, памятник В.Ленину. Чем другим, как ни рецидивами тоталитаризма, веет от этой ситуации, когда от мнения и вкусов двух человек зависит решение важнейшего во многих аспектах дела?

В какой же мере последовавшее общественное обсуждение и работа жюри могли исправить положение вещей. Факты красноречиво свидетельствуют, что сценарий и режессура этих общественных акций были заранее (вплоть до мелочей) продуманы их организаторами. Беспрецедентно скоротечно прошла процедура приема и рассмотрения проектов (в течение двух дней — 18—19 марта 2004 г.), значительная часть которых оказалась выполненной не профессионалами, а студентами. Из-за отсутствия широкой рекламы в СМИ на обсуждение явилась лишь небольшая группа, в основном, лично в чем-то заинтересованных лиц. Зал для экспонирования проектов выбрали относительно небольшой: в него не смогли бы вместиться все желающие, если бы организационные вопросы решались на должном уровне. 18 марта на участников обсуждения официальные лица, находившихся в президиуме, оказывали грубое давление: стучали кулаком по столу, прерывали выступления на полуслове, мешали свободно высказывать свою точку зрения в отношении неудачно выбранного места для мемориала и предлагали обсуждать только сами проекты. Полностью было проигнорировано мнение двух официально приглашенных рецензентов — известных специалистов: члена-корреспондента Академии архитектуры Т.Устенко и доктора архитектуры С.Килессо, которые также сделали принципиальное заявление о совершенном несоответствии (и прежде всего функциональном) мемориального комплекса на Владимирской горке.

Хотя имена авторов проектов скрывались за символическими номерами-шифрами, тем не менее уже по самому характеру акции можно было догадаться, что организаторы уже заранее наметили для себя проект-победитель, а обязательное общественное обсуждение проводили лишь формально, для галочки. И вряд ли случайно то обстоятельство, что 19 марта в результате заседания жюри под председательством Л.Скорик лучшим был назван проект, авторами которого являются сотрудники мастерской профессора Скорик — архитекторы братья Роман и Дмитрий Селюки, причем младший из них — студент 3-го курса. Не потому ли уровень этой работы не достигает студенческого диплома?

Нужно подчеркнуть одну очень существенную подробность. Именно необходимостью «протянуть» проект крестообразного монумента легко объясняется серьезное изменение, внесенное в условия повторного конкурса. Из трех изначально предлагавшихся для раскрытия в мемориале тем, фигурировавших в правительственных документах, почему-то бесцеремонно отбросили одну из них — тему насильственных депортаций. И сделали это, без сомнения, в силу того, что возможное использование авторами национальной символики депортированных нехристианских народов (к примеру, мусульманского полумесяца) неизбежно создало бы трудности при возведении мемориала во владениях православного монастыря.

Не мне судить о соображениях, которыми руководствовались авторы затеи на Владимирской горке: творческие ли это амбиции, меркантильные ли интересы, или просто мировоззренческая ограниченность, или все вместе взятое. В любом случае ясно одно — это абсолютно недопустимо.

Украина подписала многие международные соглашения о бережном отношении к национальному культурному наследию, составляющему существенную часть общемировой культурной сокровищницы. Несоблюдение этих соглашений не позволит нашей стране на равных войти в сообщество цивилизованных стран. К сожалению, у нас до сих пор наблюдается множество случаев надругательства над святынями, пренебрежения законностью и общественным мнением. Пока работал над статьей, у меня возникла парадоксально светлая мысль: не лучше ли, сэкономив на мемориале немалые средства, направить их на поддержку голодающих ныне? Ибо, если нация не выживет, то и некому будет взирать на мемориал. А если поднимется и достигнет процветания, то, без сомнения, лучше нас сумеет создать памятник жертвам всех голодоморов, в том числе и нашего трудного времени.

Об одном все же могу сказать с полной уверенностью: затеянное на Владимирской горке мероприятие не найдет одобрения ни у одного образованного киевлянина и, в целом, ни у одного истинного ценителя исторического наследия златоглавого Киева.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме