Поиски смысла вечного течения жизни, попытка ощутить себя в этом потоке - это то глобальное, к чему всегда обращаются мятущиеся души художников.
Древние римляне говорили - abstractum pro concreto (отвлеченное вместо конкретного), что со временем приобрело новый смысл и стало своеобразной формулой современного искусства. И действительно, художник, как странник между двумя мирами, живя в конкретном пространстве и времени, преображает их в некие отвлеченные формы.
Абстракция, как новый метод художественного мышления, рождается в эпоху социальных потрясений начала XX века, с ней связывалась мечта о гармонии, о новой современной эстетике.
Состоявшаяся выставка абстрактной живописи Раисы Косташ в галереи «Ирэна» - еще один по-своему интересный шаг в этом «отвлеченном» направлении.
Кажущаяся непринужденность и легкость абстрактных форм обманчива, как мираж. Красивый, изысканный, величественный мираж на полотнах Раисы, но за ним стоит титанический, кропотливый труд, труд отбора оценки, анализа, поиска. Это знание и владение академической школой живописи и одновременно ощущение себя в традиции художественного авангарда, в традиции современного европейского искусства.
В живописи Р.Косташ живут отголоски ритмов пионеров абстракции В.Кандинского и К.Малевича, Поллока и С.Полякова, С.Делоне и Х.Арпа. Последнему принадлежит фраза: «Какая самонадеянность скрывается за завершенным», и действительно, только в недосказанном, недоувиденном есть великая тайна. Абстрактная живопись, адептом которой является Р.Косташ, дает возможность с помощью цветовых точек, пятен, кривых изобразить, казалось бы, не изображаемое, внутренний мир, и вместе с тем и скрыть его. В этом парадокс и тайна абстракции.
В картинах Раисы Косташ все приблизительно, более чем приблизительно. Они существуют вне смысла, вне конкретного смысла, что не означает без смысла. Об этом говорят названия работ: «Вальс фантазий», «Беззаботное странствие», «Голубая выдумка» и т.д. Живопись Косташ - это мир безграничной фантазии, и это же попытка непростого монолога автора о себе, и желание вовлечь зрителя в диалог, где каждый вправе увидеть, услышать что-то свое, личное.
В живописи Р.Косташ звучит музыка, поэзия, общий ритм и строй синтезированного искусства. Плавно, мягко, органично ложатся строки В.Ходасевича:
Ни розового сада,
Ни песенного лада
Воистину не надо -
Я падаю в себя.