ТРОЕ В ДЖАЗЕ, НЕ СЧИТАЯ АЛЬПИЙСКОГО РОГА

20 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 20 сентября-27 сентября 2002г.
Отправить
Отправить

Для тех, кто соблазнился первыми двумя словами названия нового детища Аркадия Шилклопера, главног...

Для тех, кто соблазнился первыми двумя словами названия нового детища Аркадия Шилклопера, главного закоперщика «Vienna Art Trio», сообщаю сразу — общего со знаменитым коллективом «Vienna Art Orchestra», недавно гастролировавшего в Киеве с программой Дюка Эллингтона, у музыкантов мало. Кроме, конечно, общего концертного прошлого, объединившего участников нынешнего ансамбля под крылом одного из известнейших европейских джаз-бандов современности.

Немного об участниках концерта, который состоялся 14 сентября в Доме офицеров. (Кстати говоря, атмосфера, которую создали в зале музыканты, напоминала скорее клубный джем-сейшн с коллективным подпеванием публики и заигрываниями артистов.)

Идейный двигатель трио Аркадий Шилклопер пришёл на джазовую сцену в середине 80-х, будучи основательно «испорченным» классическим музыкальным образованием: выпускник Гнесинки, он несколько лет «сидел в яме» с оркестром Большого театра, а затем решил выбраться непосредственно в свет рампы. После работы с симфоническим оркестром Дмитрия Китаенко Шилклопер становится участником огромного количества камерных ансамблей, трио, квартетов, один из которых, «Moscow Art Trio», существует и по сей день, невзирая на интернационализм места жительства его непоседливых участников.

Завоевав известность игрой на валторне — кстати, не самом популярном в джазе инструменте, — Аркадий использует в своём творчестве и куда более экзотические инструменты — к примеру, флюгельгорн, охотничий рожок, редчайший духовой инструмент Вагнерову тубу и альпийский рог, который является неотъемлемым участником большинства шилклоперовских композиций и концертов, придавая его имиджу некоторую диковинную пикантность — что ж, каждый музыкант имеет право на свою изюминку, даже если она такой невероятной длины, как альпийский рог.

Контрабасист Георг Брайншмидт — также музыкант классической закалки, получивший высшее музыкальное образование в Австрии и в течение долгого периода своей карьеры игравший в Венском филармоническом оркестре — один этот факт уже сам по себе говорит об уровне мастерства и профессионализма. Благополучно уйдя из такого престижнейшего оркестра, Георг получил возможность не только играть то, что душе угодно, но и с теми музыкантами, которые ему интересны. На сегодняшний день это один из самых востребованных контрабасистов в Австрии, постоянно концертирующий в составе различнейших ансамблей. Однако, как убедились слушатели новоиспечённого «Vienna Art Trio», сольные композиции Брайншмидта заслуживают отдельного внимания, настолько тесно в них переплетается затейливая импровизационность, внутренняя стройность построения внешне бесформенной пьесы, лёгкое и непринуждённое цитирование бессменных классиков, к примеру Синатры.

Самым же колоритным участником трио негласно был признан бразилец Алегре Корреа — классический вариант уличного музыканта, научившегося играть не по воле родителей, а потому, что не играть он просто не в силах. Импровизации сыплются с кончиков его пальцев буквально как из рога изобилия, поражая не только виртуозной манерой игры, но и абсолютно естественной эмоциональной заряжённостью, которая моментально передается залу. Алегре замечательно поёт — правда, разобрать, что именно, невозможно, слишком уж сложен португальский язык. Ударные также находятся в распоряжении Корреа — именно с его подачи начинают пульсировать в висках заводные ритмы: создаёт их сам Корреа, большинство произведений которого и составили концертную программу коллектива в этот раз.

Разными путями попав в «Vienna Art Orchestra», музыканты абсолютно непохожих стилей и направлений, что называется, нашли друг друга. В их совместном творчестве удачно сочетается как этно-джаз, так и мэйнстрим, иногда с намёками на авангард, и ещё масса различных течений.

Вообще, джаз здорово напоминает катушку ниток с запрятанным кончиком: не найдя его, невозможно добраться до самой шпульки. Тут почти тот же принцип — либо тема рождает напластования всевозможных вариаций, подчас заводящих в совсем уж незнакомые тональные дебри, либо наоборот, происходит постепенное «раздевание» тематического материала, триумфально приводящее к знакомому с детских лет первоисточнику. Кстати, вдохновить джазиста на творчество — ничего не стоит, даже не нужно высокохудожественных тематических выкроек: умело извращённый в джазовом формате шлягер способен видоизмениться буквально до перерождения.

В программе, привезённой музыкантами в Киев, сочетались как сольные номера, так и разные варианты диалогов инструментов между собой, голоса и публики, тройные вариации на собственные темы…

В тематике шилклоперовских композиций много балканского фольклора, что неизбежно рождает ассоциации с Бреговичем, зажигательной ритмикой молдавских танцев. Неожиданную параллель рождает сходство альпийского рога со знакомой нам трембитой: сходство не только визуальное, но и в какой-то мере акустическое. Сам же Аркадий, уравновешивавший бурный темперамент Корреа и академическую педантичность Брайншмидта, выглядел в прямом смысле «золотой» серединой — вспомните цвет валторновой меди. Кстати, именно на валторне Шилклопер и исполнил удивительную вещь под названием «Кобра», где использование нетрадиционных возможностей инструмента породило чудовищную правдоподобность имитации.

Вообще же, джаз описывать — занятие неблагодарное, подтверждающее лишний раз, что лучше один раз услышать, чем… сто раз прочитать. Камерность, помноженная на профессионализм участников, да плюс импровизационная изворотливость — наверное, это и есть характерный почерк «Vienna Art Trio «. Но поскольку коллективу ещё без году неделя, у него впереди много возможностей трансформироваться и совершенствовать свои творческие изобретения. Хотелось бы надеяться, что за этим процессом мы сможем наблюдать и в дальнейшем, в такой же дружеской и лишённой официоза атмосфере общения, которую всё же смогли организовать для себя и своих друзей люди, живущие в мире по названию «джаз».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК