Гитара, без сомнения, самый демократичный инструмент. В походе, за праздничным столом, в концерте эстрадной звезды, - всюду ей есть применение, всюду она - желанная гостья. Но такую гитару, как на Первом Международном фестивале «Гитара-97», Киев слышал, пожалуй, впервые. Молодые исполнители и признанные мастера, отечественные артисты и зарубежные гости на протяжении пяти вечеров октября создавали в зале Киевского дворца молодежи особо теплую и непринужденную обстановку праздника. А главной героиней этих вечеров, королевой бала была она - ЕЕ Величество Гитара, явившая нам три своих лика.
Лик первый. Классика
Классическая строгость и академическая изысканность удивительным образом сочетались здесь с неподдельной душевной теплотой, какой-то обволакивающей доверительностью. Блестящая виртуозность исполнителей буквально покорила зал. А ведь среди выступавших были мировые звезды первой величины - Хорхе Кордосо (Испания), Петко Генков (Болгария), Анастасия Бардина (Россия), Валерий Петренко (Украина).
П.Генков: «Я удивлен исполнительским уровнем фестиваля. Музыкальная культура Украины очень близка мне - и то, что я увидел и услышал, просто потрясло меня. Понимаю, что трудно найти хорошие струны, не хватает нот для гитары, инструменты далеки от концертных, но это - проблемы «косметические», скорее финансовые, мастерство же - очень высоко».
К мнению болгарского гитариста стоит прислушаться, ведь он - организатор собственного гитарного фестиваля в Пловдиве, гастролирующий по всему миру.
Киевляне же услышали классическую гитару высшего класса. Испанец Хорхе Кордосо просто покорил зал тембровым богатством своего инструмента (мастер - М.Контрерас). На фоне глубоких басов звучала страстная мелодия - и все это соединялось узорчатыми переборами.
Закрыв глаза, не верила, что это играет один человек: настолько полнозвучно и объемно звучал инструмент изысканно-темпераментного испанского виртуоза.
Х.Кордосо: «В Киеве я впервые. Тем более меня удивил теплый прием публики, а еще - доверительные и доброжелательные отношения с коллегами. Именно поэтому захотелось чего-то необычного, сделанного специально для этих слушателей. Такой спонтанной импровизацией стал наш дуэт с Анастасией Бардиной. Я не знаю, существует ли испанская, французская или итальянская гитарная школа. Во всем мире академическое образование похоже, лишь с местными вариантами - а принципы и программы очень похожи. Именно поэтому вашим гитаристам нужно играть все больше украинской музыки - тогда у них будет больше возможностей показывать свое искусство за пределами Украины». Такой необычной - ни на что не похожей гитарной музыкой удивил слушателей
Лик второй. Джаз
Здесь признанным лидером был Энвер Измайлов - уникальный джазовый гитарист из Крыма, лауреат многих международных конкурсов. Его электрогитара и манера игры (двуручный темпинг) не оставила равнодушным никого. А секрет, как мне кажется, не только в уникальности виртуозного мастерства Э.Измайлова, но и в том интонационном материале, который стал основой композиций и импровизаций маэстро. Синтез широко известных джаз-роковых «эвригринов» и песенной стихии крымскотатарского фольклора, тонкий музыкантский юмор и неограниченные технические возможности, - все способствовало феерическому успеху крымского музыканта. Ну, и конечно, ошеломляющим был
Лик третий. Фламенко
В свое время Карел Чапек так описывал гитару фламенко: «она металлически позвякивает, как оружие, бряцает воинственно и сурово; она не лепечет, не сюсюкает медоточиво, не тренькает, а звенит, как тетива, гулко рокочет как бубен, гремит, как лист жести; это мужественный, бурный инструмент». Все сказанное писателем с полным правом можно отнести к вечеру фламенко, в котором играл одесский гитарист Анатолий Шевченко - один из крупнейших мастеров стиля фламенко в Украине.
...Классика, джаз, фламенко. Гитара, представшая перед киевскими слушателями в этих трех обличьях, стала для всех (а зал был переполнен) одновременно и ближе, понятней, роднее - и загадочней, таинственней. Потому что нельзя рационально объяснить то удивительное чувство единения, которое согревало слушателей в холодном зале, которое пять вечеров подряд вело их на встречу с вечно непостижимой гитарой.