Территория аутсайдеров

26 ноября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 26 ноября-3 декабря 2004г.
Отправить
Отправить

В нашем городе существует много мест, которые можно назвать «заповедными», но охраняются они уже не законом, а предрассудком...

В нашем городе существует много мест, которые можно назвать «заповедными», но охраняются они уже не законом, а предрассудком. Одно из них — психиатрическая больница, в народе именуемая не иначе как «павловка» или «психушка». Фразы вроде «все гении — сумасшедшие» кажутся симпатичными только на бумаге, а в реальной жизни лечебница для душевнобольных имеет прочный социальный имидж — «дом скорби». Разрушить подобный стереотип и призвана «Галерея на территории психиатрической больницы» (ул. Фрунзе, 103А, корпус 4).

Естественно, это не обычная арт-галерея, она плоть от плоти Фонда «Касталия», активную поддержку их начинаниям оказывают USAID, UCAN и Ассоциация психиатров Украины. «Касталия» занимается оказанием помощи психиатрическим пациентам (или, как еще их здесь называют, пользователям) и фактически работает над созданием некоего буфера между больницей и обществом. При фонде существуют специальные мастерские, где у пациентов восстанавливаются социальные навыки, например, их обучают вести хозяйство. Основным методом лечения является арт-терапия, когда рисуя, музицируя, играя в театре, человек учится самовыражаться. Как отметила куратор проекта Ирина Пиевская: «По большому счету, каждый такой курс должен завершаться выставкой».

Экспозиции Фонд «Касталия» организует с 1997 года, но раньше они были, по словам его президента Александра Миклевича, «социально-художественными», то есть представляли произведения художников-аутсайдеров — пациентов и экс-пациентов психиатрических клиник. Недавно возникла идея привнести на «заповедную» территорию и большое искусство, то есть организовать «художественно-социальные» экспозиции — первым подобным опытом и является выставка из собрания киевской поэтессы Марины Доли. Таким образом, искусство стало «пространством встречи», где происходит диалог различных представителей социума. Речь уже идет не о «социальной рекламе» аутсайдеров, не о том, чтобы стоять «на их стороне» и быть «в ауте» от их картин потому, что это модно. Речь идет о том, чтобы рассматривать их как полноправных участников диалога.

На выставке есть что посмотреть. Ее средоточием стало творчество двух художников — Вудона Баклицкого и Юрия Никитина. Первого можно назвать основателем киевской живописной школы, причем это была не школа технического мастерства, а школа свободы творчества. Среди его работ особенно запомнились «Церковь на горе, с куполами без крестов», «Чудо Георгия о змии», «Посвящение Ван Гогу», «Посвящение Параджанову», «Экономика», «Красное дерево» и др. Много полотен и его учеников: Веры Вайсберг («Поэт в городе»), Виктора Жука («Осень. Бульвар»), Владимира Быкова («Зеркало», «Нил. Быки», «Озеро. Венеция», «Израиль», «Перед заходом солнца»), Леонида Колодницкого («Жанна д’Арк», «Алые паруса», «Лодки», «Грузовик») и др.

Работы Юрия Никитина отличает театральность, условность образов уводит в глубину символов. Его картины предлагают современное прочтение артуровского цикла, многие из них навеяны легендами, мифами, музыкальными произведениями: «Ланселот и Гвенивера», «Замок», «Майский поезд королевы», «Сладчайшая Лаура», «Рождество», «Святой Георгий и принцесса Сабра», «Охотничий замок», «Смерть дриады».

Интересны роспись по стеклу Галины Кузьменко-Кузнецовой, возрождающей технику народной иконы, можно увидеть несколько работ Алексея Аполлонова и Елены Придуваловой. И, конечно же, очень много на картинах Киева — то явно, то подспудно, например в «Замке» Юрия Никитина (его полотна составляют значительную часть экспозиции) средневековые башни возвышаются на холме типичной деревушки Киевщины.

Прочитанные на открытии выставки стихи Марины Доли, а также ее тексты, посвященные художникам и интерпретации их творчества, звучат как органичный аккомпанемент к экспозиции, гармонично вторя живописным полотнам.

Галерея расположена в помещении медико-социальной реабилитации. И на выставку приходят, конечно, и пациенты, и врачи — и очень живо реагируют (именно по их просьбе экспозиция была продлена до 15 ноября). Один из пользователей присутствовал на открытии: «Я был в других магазинах галереи, и мне не понравилось — там скучно. А здесь мне очень нравится. И я сюда буду ходить».

Во время подготовки выставки произошла одна примечательная история. Картина Ю.Никитина «Гофман» вызвала бурное обсуждение, и на прозвучавший вопрос «кто это?» оказавшийся рядом пациент ответил: «Да это же сказочник!». Вот и «Галерее...» удалось заставить нас поверить в чудесную сказку о надежде и понимании. А искусство и красота оказались не просто объектом любования, но мощной созидающей силой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК