Известный киноактер, всеобщий любимец Пьер Ришар, почтивший своим участием ХХVIII Киевский Международный кинофестиваль «Молодость», порадовал не только почитателей кинематографа. Свидетелями его драматического таланта стали киевляне - любители театра. Театр для Ришара - дело знакомое и любимое. Это потом кино сделало его всемирно известным и популярным, а начинал он свою актерскую карьеру, окончив Парижскую школу драматического искусства, на подмостках. С театром «Алеф» Пьер Ришар сотрудничает с 1996 года, играя в спектакле «Убийство в Вальпараисо». Этот спектакль и увидела киевская публика, пришедшая в гостеприимный зал Международного центра культуры и искусств.
Немного о самом театре. Он был создан 30 лет назад в Сантьяго Оскаром Кастро, кстати, автором пьесы «Убийство в Вальпараисо» и еще сорока пьес, которые представлены в репертуаре многих известных театров мира. Покинув по политическим соображениям Чили, Оскар Кастро в середине 70-х переезжает во Францию. И с тех пор в его театре прочно соединились истоки латиноамериканских традиций и французская культура. Театр «Алеф» - победитель многих театральных фестивалей. Его артисты не только известные драматические актеры, это и певцы, и танцовщики Франции и Латинской Америки. Несмотря на зловещее название пьесы, артисты с пресловутым французским юмором замечательно сумели облегчить в общем-то невеселый повод для развертывания сюжета. А он таков: в кабаре портового чилийского города убит защитник чилийской футбольной команды. Произошло это после поражения команды в матче с Аргентиной. На помощь комиссару Виллароса (Оскар Кастро), расследующему это преступление, из Франции приезжает следователь федерации по футболу Пушито (Пьер Ришар), и начинается их общее расследование. Спектакль - мюзикл, все действие происходит в кабаре, с живым оркестром.
Войдя в зал и не увидев обязательных наушников для перевода, как обычно бывает на спектаклях иностранных театров, как и многие, я погрустнела: «Неужели Ришар будет только петь и плясать?». Мое разочарование было преждевременным, хотя, забегая наперед, скажу, что, кроме всего, 64-летний Пьер просто поразил и этими своими талантами - и спел, и канкан сплясал. А чтобы все было понятно, французы поступили гениально просто. С ними на сцене работал синхронный переводчик, артист московского театра им.Станиславского. Да как работал, просто артист-виртуоз ! Он переводил, следуя, как тень, за Оскаром Кастро и Пьером Ришаром, повторял их интонации, жесты, он играл настолько точно и выразительно, что зрителям казалось: французы просто говорят по-русски. Хотя и это случалось на самом деле. Милое коверканье русских слов усиливало обаяние артистов. Особенно удивило зрителей, когда конферансье кабаре обратился к ним со словами: «Добрый вечер! Як справы?» И жестами показал, насколько громко нужно закричать ему в ответ. Респектабельная публика лишь со второго раза сдержанно откликнулась. Я про себя отметила: прокричали на нижнюю отметку расценки стоимости билетов на спектакль. Но это было вначале. Потом артисты так сумели «завести» зрителей, что те бешено аплодировали и хохотали, а в конце вместе в артистами и финальную песню спели. Тогда уже общение было на уровне высшей отметки стоимости билетов, а это - 400 гривен. Может, потому, что в спектакле играл Пьер Ришар, действие изобиловало реминисценциями с кино. Конечно, сам Ришар, обаятельный и комичный, с его известной киномаской, певица и конферансье были копией знаменитой парочки из «Кабаре», а комиссар в исполнении Кастро стал симпатичным двойником лейтенанта Коломбо. Репризные сцены, в которых Ришар демонстрировал поистине высокий артистизм, органично вплетались в музыкальную ткань спектакля, и все ощущалось как единое целое. Выразительность мизансцен, простота и изысканность художественного оформления (художник Ренэ Оливарес), высокий профессионализм певцов и танцовщиков, замечательные мелодии (композитор Анита Валеджо, хореограф Сильви Мике), виртуозность, юмор, легкость драматической игры - все вместе это создало впечатление талантливого самобытного искусства. Без сомнения, обогатившего эмоционально тех, кто посмотрел спектакль театра «Алеф». А любимчик Пьер Ришар лишний раз имел возможность убедиться, что число его поклонников просто угрожающе велико.