Сцена из спектакля «Жак и его господин» |
С наступлением нового года продюсерские компании, занимающиеся импортом зрелищного продукта в Киев, словно решили накормить зрителя всеми существующими театральными брэндами Москвы в один присест. Бедный зритель, всё ещё плохо разбирающийся в театральном процессе соседней державы, по инерции рвётся на раскрученную телевизором звезду и остаётся, как правило, с носом. При этом пропуская что-то менее скандальное, но настоящее, качественное, душевное. Примеры из прошлого приводить не будем. С наступлением весны надо жить будущим. Тем более что одна из продюсерских компаний, отличающаяся стабильным экспортом гарантированно качественного продукта — компания «Этуаль» — после гастролей театра им. Е.Вахтангова и Ленкома, решила обратить свой взор на Северную столицу — Санкт-Петербург. В результате настоящие театралы получат роскошный весенний подарок — гастроли с 18 по 21 марта на сцене Театра оперетты — Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета под руководством заслуженного деятеля искусств России Владислава Пази.
Четыре дня, проведённые с питерцами, организаторы гастролей и компания-спонсор «Паркет-Холл» приурочили к 300-летию Санкт-Петербурга. Поскольку праздновать свой грандиозный Год города его жители начнут только в мае, смело можно заявить, что киевлянам повезло больше. Мы начнём раньше всех, посмотрев два популярных у тамошнего зрителя спектакля: 18 и 19 марта — самый стильный спектакль театра, его символ
90-х — «Король, Дама, Валет» по Владимиру Набокову, а 20 и 21 марта — комедию чешского классика ХХ века Милана Кундеры «Жак и его господин».
Владислав Пази стал руководить этим легендарным театром с 1996 года, после смерти режиссёра и актёра, художественного руководителя Ленсовета Игоря Владимирова. И если при Владимирове с этим известнейшим театральным брэндом связывали имена многих звёзд российского театра и кино — Алисы Фрейндлих, Анатолия Равиковича, Елены Соловей, Алексея Петренко, Ирины Мазуркевич, Михаила Боярского, Сергея Мигицко, Ларисы Луппиан, то сегодня Пази взрастил новую плеяду звёзд, среди которых блистают Михаил Пореченков, Андрей Зибров, Семён Стругачёв, Константин Хабенский, Анна Ковальчук, Ирина Основина. Все они особенно стали популярны после участия в известных фильмах и телесериалах «Особенности национальной охоты», «…рыбалки», «…политики», «…охоты в зимний период», «Виват, гардемарины!», «Соломенная шляпка», «Операция «С Новым годом» и сериалов «Агент национальной безопасности», «Убойная сила», «Барон», «Спецназ», «Империя под ударом», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Тайны следствия» и др. На спектаклях с их участием неизменные аншлаги, а театр Ленсовета называют Театром звёзд.
«Король, Дама, Валет»… Уже в названии романа Набокова, действие которого разворачивается в Берлине 20-х годов, содержится тайна и роковая интрига. Король, дама, валет... Проницательный Король (Дмитрий Барков), Стильная и роковая Дама (Елена Комиссаренко), «милый друг» Валет (Михаил Пореченков — Лёха Николаев в «Агенте национальной безопасности»). Три игральные карты. Ход какого из игроков будет решающим? У кого будут все козыри? Ирония, жестокие страсти, игра интеллекта — все это переплетается в спектакле, в основе сюжета которого традиционный любовный треугольник. Но череду трогательных любовных сцен, нелепых попыток убийства, прерывает совершенно неожиданный финал…
«Жак и его господин» с участием неподражаемого Сергея Мигицко (киевляне видели его в роли Репетилова в спектакле Олега Меньшикова «Горе от ума») в главной роли. Это вечная театральная история о хозяине (Юрий Овсянко) и слуге, путешествующих по миру. Талантливый писатель, прозаик, эссеист, поэт и драматург Милан Кундера написал ее ещё в Чехословакии в 1971 году (до своей эмиграции во Францию после разгрома «Чешской весны»), превратив её в изящную притчу. Пьеса мастерски воссоздаёт главных героев и главные эпизоды многонаселённого и многособытийного романа Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин». Он написал его в 1773 году в Петербурге, где французский просветитель гостил по приглашению императрицы Екатери-
ны II. Любители Кундеры без труда поймут, что тот сделал с Дидро, и какой милой, непафосной человечностью промыл остроумную просветительскую дидактику. Кстати, на «дороге жизни» путешествующим героям встречаются разные персонажи, которых блистательно играют знакомые по кино актёры: Маркиз — Семён Стругачёв (Лёва Соловейчик из всех «Особенностей…»), пышнотелая маркиза-Трактирщица Ирина Основина (из тех же «Особенностей…»), Дочь — Анна Ковальчук (следователь Маша Швецова из «Тайн следствия») и мн. др.
Оба спектакля поставлены художественным руководителем театра, режиссёром Владиславом Пази, стилю которого присущи необыкновенная театральность, фееричность, красота. Киевляне великолепно знают спектакль, бывший культовым многие годы в театре им. Леси Украинки — «Приглашение в замок» по пьесе Ж.Ануя. Почему-то эту великолепную, кассовую постановку сняли с репертуара — только стиль и почерк Пази остались неизменными. На его спектакли всегда аншлаги — будь то Петрозаводск, Омск, Киев, Таллинн, Владимир, Мурманск, Бишкек или родной питерский Мариинский театр, где идёт его опера «Обручение в монастыре». Возможно, после этих гастролей в Киеве в Пази проснется ностальгия и он сделает для нашего города новый спектакль? А пока не пропустите гастроли театра, который не был у нас с 1991 года…