Здравствуй, Рождество,
Снега колдовство,
Белая волшебная пора.
От мирских забот
Вновь меня зовет
Добрый дух отцовского двора.
Вечер на земле,
Свечи на столе,
За окном сугробы, как стога.
Добрый Коляда
Звездные стада
Выпустил в небесные луга.
В роще дерева
Шепчутся едва,
В поднебесье тают голоса.
Озеро во сне,
Сказка на окне,
Дедушки Мороза чудеса.
Здравствуй, Рождество,
Мира торжество,
Время покаянья и любви.
Светом и теплом,
Счастьем и добром
Души и сердца благослови.
Рождественская ночь...
Мир дому твоему,
Мир звездам на снегу,
Мир другу и врагу.
Мир небу и земле,
Мир хлебу на столе,
Мир дому твоему
В рождественскую ночь!
В состав святочных обрядов входит гадание, во время которого по каким-либо особенным знакам (искусственным или естественным) стараются угадать будущее человека.
У древних гадание было составной частью богослужения. Во времена введения христианства гадание преследовалось, запрещалось. Но оно сохранилось в народном быту, со временем превратившись в забаву.
М.Забылин в своей книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», изданной в конце XIX века, подает: «Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть, что-нибудь угадывали».
Гадали на урожай. Например, доставали из печи тлеющие угольки, раскладывали их, называли каждый уголек именем злака или овоща. Если уголек, названный «огурец», сгорал полностью - значит, будет урожай на огурцы. А если уголек по имени «капуста» затухал - значит, капуста родить не будет в этом году. Таким же образом гадали на здоровье членов семьи в будущем году.
Люди постарше ворожили на жизнь или смерть. Становились между лампадкой и свечой и смотрели: если тень раздваивается - долго жить будет, если тень одна - скоро умирать.
Клали в чашку кутью, мед, затем все члены семьи клали ложки (у каждого была своя) углублением вниз. Придавливали все это пирогом и накрывали скатертью. После утренней службы смотрели: не дай Бог, чтобы чья-то ложка перевернулась - это к болезни в наступающем году, а то и к смерти.
Но преобладают в крещенский вечер девичьи гаданья о браке. Такие гадания характерны для многих европейских народов. Очень многие гадания должны были показать две противоположные вещи: или брак или смерть. К примеру, в день Екатерины в доме девушка ставила в воду ветку вишни. Если к Новому году (14 января по старому стилю) расцветет, - ждет ее замужество, а нет - суждена смерть. Распространены были гадания с элементами подслушивания разных звуков: лая собак, эха, человеческих голосов и т.п.
Во время вечерниц (святочных посиделок) молодежь загадывала загадки, что тоже, видимо, в древние времена носило характер магического ритуала.
Особенно много и по-разному девушки гадали в «страшные вечера» между Новым годом и Крещением. Гадали ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Когда мыли посуду, выходили во двор и стучали мисками: в какой стороне залает собака, туда и замуж идти. Ходили по той же причине слушать лай на перекресток дорог. Если лай хриплый, значит, замуж за старика идти; звонкий лай - молодой жених.
Подслушивали под окнами: если в доме ругаются, значит, замуж выйдет за сварливого; если в доме спокойный разговор или тишина - хороший муж будет, ласковый. Если слышали «иди» - скоро замуж, если слышали «сиди» - в девках сидеть.
Девушка ходила подслушивать к хлеву юноши, который ей нравится: если свиньи спят - будет лад в семье; если кричат - будут ссоры.
Или еще гадание с элементами подслушивания: девушка снимала крест и одна шла к конюшне, становилась спиной к дверям и стучала три раза в дверь левой пяткой. Потом прислушивалась. Если лошадь забренчит уздечкой - значит, близко замужество.
Так же шла девушка к амбару и прислушивалась. Если ей слышалось, что в амбаре пересыпают зерно, - это богатый жених пришел рожь мерить; если слышалось, что пол веником скребут, - бедный жених явился.
Гадали с помощью вещей. Раскладывали на столе ножницы, топор, рюмку, монетки, щепотку крупы, золу, уголь, зеркало и другие предметы. Потом завязывали глаза и по очереди подходили к столу. Какая вещь в руки попадется, таким и будет будущий муж: ножницы - портной; топор - лесоруб (еще злой); рюмка - пьяница; монетки - будет деньги давать на наряды; крупа - будет богатым; зола - будет курящим; уголь - вечно в девичестве быть; зеркало - муж будет щеголем. Иногда заносили в дом петуха и пускали к разложенным на полу вещам. Какую вещь петух клюнет - таким и муж будет.
Еще завязывали девушки платки в узел и клали их в корыто. Потом поднимали корыто и трясли, подбрасывали платки: чей выпадет - той скоро замуж идти.
Самые смелые девушки ходили в крещенский вечер к проруби, раздевались и кропили тело водой, приговаривая: «Как по телу моему вода стекает, так пусть к дому моему сваты стекаются».
Распространенным было гадание на парные вещи. Набирали зерна в горсть и раскладывали попарно: если останется одно зернышко - не суждено быть в паре в этом году. Заносили в дом охапку дров и считали по парам. Считали также в заборе колья попарно. А еще по кольям в заборе гадали на характер будущего мужа. Считали колья трижды по девять - последний колышек определял предмет гадания. Ведь этот колышек мог быть и толстым, и тонким, и высоким, и кривым. Если без коры - бедняк, если с корой - богатый, если с сучками - характер у мужа будет скверный.
Идя вдоль забора, считали колья: «вдовец - молодец». Как заканчивался счет, так и судьба сложится.
Если на улице девушка встречала какое-нибудь животное, по этому животному она определяла характер будущего мужа. Если это собака, муж будет злым, а жизнь - собачья; если овца - муж будет смирным, а жизнь тихая и спокойная.
Атрибутом гаданий был гребень. Его подвешивали в сарае, а утром искали на нем волосы суженого; клали под подушку, чтобы жених приснился, и т.п.
Девушка выдергивала из снопа (дидуха) колосок наугад (с закрытыми глазами): если попадется с зерном - жених будет богатым.
«Научили меня, когда спать ложиться, - бросить пояс на трубу или на брус и сказать: «Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться». Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю - пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали».
Из книги «Круглый год. Русский земледельческий календарь».
Сост. А.Ф.Некрылова.
Почти каждая девушка выходила из дома в крещенские вечера и, стоя у калитки, окликала прохожих мужчин: «Как ваше имя?» Девушки старались дождаться молодого, красивого, видного - считалось, что таким же будет и жених, и имя у него будет такое же.
Было также гадание с помощью лошадей. Оно известно еще со времен языческих, описано исследователями, как гадание жрецов на острове Рюген у балтийских славян. Жрецы переводили священного белого коня через девять копий, гадая таким образом об успехе боевого похода или сражения...
В святочные вечера девушка выводила лошадь из конюшни через жердь. Если лошадь зацепит жердь - муж будет сердитый, а жизнь несчастливая; если не зацепит - будет счастливая жизнь с хорошим мужем.
Еще садились на лошадь, завязывали ей глаза, выезжали за ворота и пускали лошадь по собственной воле: в какую сторону пойдет - туда и замуж выходить.
В какую сторону замуж выходить,пытались угадать с помощью башмака. Девушка снимала с левой ноги (от сердца) башмачок и бросала за ворота. Куда башмак носком укажет - туда замуж идти. Если носком ляжет к родному дому, значит, в этом году замуж не судьба.
Судили о будущем и с помощью яйца, разбитого в стакане с водой.
На вечерницах собравшиеся девушки гадали о замужестве с помощью ключа. Ключ закладывали бородкой в книгу, книгу крепко завязывали. Ключ привязывали за кольцо веревкой к сволоку. Девушки по очереди называли свои имена. На чьем имени книга поворачивалась, той девушке в наступившем году выходить замуж.
Во время вечерниц заносили в дом петуха и курицу, связывали их хвостами и гадали той девушке, которой выпало замуж выходить. Если петух перетянет - будет муж ее строго в руках держать, если курица - будет муж у нее под каблуком.
Поздним вечером девушка выходила во двор и ложилась навзничь на снег. Утром ходила смотреть: если след оставался гладким - супруг будет добрым; если место разрушено, посечено - супруг будет грубым и вздорным.
Были гадания, на которые решалась не всякая девушка. Это гадания в бане или в овине, также гадание с помощью зеркал.
По поверьям, в бане и в овине обитала нечистая сила (банник, овинник). Не всякий решался вечером пойти в эти места, особенно на Святки, когда считалось, что нечистая сила куролесит.
Но девичьи гадания в бане на суженого в старину были распространены. Приоткрыв немного дверь бани или овина, девушка обнажалась и просила банника (овинника, домового, дворового) прикоснуться к обнаженному телу. Если девушка чувствовала прикосновение мохнатой руки - то жених будет богатым, если банный дух касался голой рукой - жених будет бедным (одна рука у банника мохнатая, другая голая).
Гадание с зеркалом или с двумя зеркалами проделывала только очень смелая девушка. Считалось, что это самое серьезное гадание, которое в точности покажет будущее. Такое гадание совершали глубокой ночью, ибо непременным условием его была тишина, отсутствие посторонних.
С одним зеркалом.
В темной комнате ставится на стол зеркало, перед ним зажженная свеча. Девушка пристально смотрит сквозь огонь свечи в зеркало. Так она увидит своего суженого. Чтобы видение исчезло, нужно сказать: «Чур меня!»
С двумя зеркалами.
Одно зеркало устанавливается на столе, перед ним зажигаются две свечи; другое зеркало устанавливается за спиной гадающей девушки; она садится между двух зеркал и глядит внимательно в установленное перед собой зеркало сквозь огонь свечей. Когда покажется суженый, нужно зачураться и не оглядываться. Зеркала должны быть одинаковой величины, побольше размером. Зеркало за спиной высвечивает в зеркале, установленном на столе, длинный освещенный огнями коридор. В этом коридоре и должен появиться суженый. По рассказам, что перед видением зеркала тускнеют, а свечи меркнут.
Если воображение сильно возбуждено, нервы напряжены в ожидании чего-то таинственного, необычного, то легко может случиться, что возбужденной молодой особе, увлеченной мыслями увидеть и услышать желаемое, это желаемое представляется или снится.
Уж совсем отчаявшиеся девушки или же самые отчаянные гадали на Крещение. Делали это тайно, когда все уходили на Иордань (на Водосвятие), ибо такое гадание преследовалось христианской церковью. Девушка брала веник и мела комнату. Взмахнув направо, произносила молитву, а взмахнув налево, говорила ругательство с упоминаем нечистой силы. После того, как подметет, делала углем черту посередине, становилась справа и говорила: «Суженый-ряженый! Явись передо мной, как лист перед травой!» Предания и легенды говорят, что девушке непременно в двенадцать часов дня является на другой половине (за чертой) черт (или другая нечисть) в виде будущего жениха.