СТРАСТНОСТЬ И ИНТУИЦИЯ

Поделиться
Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица всегда воспринимался публикой как самое страстное событие концертного сезона...

Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица всегда воспринимался публикой как самое страстное событие концертного сезона. Эмоциональный накал состязаний каждого года был настолько силен, что, казалось, в Колонном зале Национальной филармонии проходит финальный матч Лиги чемпионов.

Гроздья болельщиков живописно свисают с балкона и обвивают колонны, матроны то и дело шарят в своих сумочках в поисках валидола, публика, словно в Колизее, властными овациями распоряжается артистической жизнью и смертью конкурсантов. Особый шарм накаленной атмосфере придает рык охраны филармонии, добросовестно оберегающей «нерезиновый» зал от всех желающих.

— Когда мы это все начинали в 1994 году, — вспоминает генеральный директор конкурса Юрий Зильберман, — отечественное исполнительство еще не имело опыта организации подобных международных акций. Фактически мы действовали интуитивно. Например, было понятно, что необходимо высокопрофессиональное международное жюри. И именно в этом вопросе нам повезло. Мы сразу вышли на музыкантов, которые уже не так много концертируют, но вместе с тем принадлежат к конгломерату исполнительских авторитетов и имеют популярность именно в международной конкурсной системе. Сначала с нами работали г-н Томпсон, президент жюри Сиднейского конкурса, Тереза Дюссо, которая была в составе жюри конкурса им. П.Чайковского. А потом мы старались удержать уровень и приглашать только людей с именем — тех, кто, например, имел бы опыт работы в конкурсах королевы Елизаветы или Чайковского, или Клайберна, или Артура Рубинштейна, или в иных конкурсах того же уровня. Однако мы стремимся обойти «компаньонство» и не приглашать одновременно музыкантов, которые несколько раз встречались на других конкурсах.

В этом году юбилейные, пятые, состязания откроются 17 апреля. Оценивать выступающих будут ведущие музыканты мира, в том числе Дмитрий Башкиров (Россия, Испания), Борис Блох (США), Бернд Гетцке (Германия), Валерий Козлов (Украина), Виктор Макаров (Австралия), Мишель Сони (Франция), Николай Сук (Украина, США). Жюри возглавит дирижер, литератор и композитор Роман Кофман.

Буквально с первых же дней рождения акции критика увидела в ней незаурядный потенциал воздействия на международный имидж Украины. Конкурс пропагандировал столицу нашего государства не только как место рождения гениального Горовица, но и как один из центров развития современного пианизма. О репутации акции свидетельствуют многочисленные приветствия глав государств и христианского мира, а также то обстоятельство, что в этом году впервые участников из-за рубежа будет в несколько раз больше, чем из Украины. Всего на участие в конкурсе поступило 205 заявок из двадцати двух стран мира. Отборочные туры проходили в Америке и Киеве по видеокассетам. Этот этап удалось обойти тем претендентам, которые имеют титул лауреата конкурсов, зарегистрированных Европейской и Всемирной федерациями. По результатам отборочного тура в этом году в Киев приедут около ста пианистов из Австралии, Армении, Великобритании, Италии, Китая, Кореи, Польши, США, Франции, Югославии и др. — в общей сложности из двадцати стран мира.

Одна из ценнейших традиций конкурса памяти Владимира Горовица — предпочтение осмысленности перед техникой в исполнительстве. В прошлом даже развернулась целая дискуссия, связанная с осмыслением «ниши», на которую претендовал конкурс. Прежде всего решили не объявлять акцию состязанием «юных виртуозов». Поскольку для ребенка установка «будь виртуозом» может означать только «играй быстро и громко». Когда исполнитель вырастает, в его техническом арсенале может остаться только скорость. Музыка превращается для ребенка в спорт. Правда, некоторые преподаватели сами провоцируют подобное отношение со стороны своих подопечных к искусству. Как сформулировал один из зарубежных гостей, «учителя допускают грубую психологическую ошибку, когда готовят учеников к выступлению, как лошадей на забег». В результате у «неудачников» появляются неврозы, а «победители» покидают музыку только из-за неверного представления, что здесь они всего уже добились. Другое дело, когда юный музыкант получает от своего выступления на сцене удовольствие. Игра как радость — в этом есть нечто от медитации — внимательное вслушивание в процесс, сотворчество с залом, способность спонтанно и эмоционально реагировать. Но этому у нас редко кто учит.

Советская культура долго приучала людей «гнаться и перегонять». Так же, как в общеобразовательной школе были обязательны сдачи норм ГТО, в школе музыкальной систематически устраивались «забеги» академических и отчетных концертов. Практически ни одну школу, будь она в селе или районном центре, не миновали «плановые» поставки лауреатов. Всем, кто прошел через ДМШ, известен этот ужас зачетов и четвертных выступлений: тотальный в масштабах страны детский невроз, страх начать не с той ноты, забыть текст, не сыграть или не спеть до конца. Для многих детей эти плановые концерты вообще закрыли путь в искусство.

К слову, возможно, именно традиция академконцертов, словно мина замедленного действия, больно ударила по имиджу конкурса через страницы печати. Имея за плечами опыт контакта с ДМШа, многие авторы видели в конкурсе не что иное, как ярмарку учительских и родительских амбиций. Позднее стало очевидно, что это не так. Среди конкурсантов стали появляться такие, кто сознательно выстраивал свой сценический имидж и стиль интерпретаций, демонстрируя тем самым принципиальное отличие музыканта, видящего свой путь, от заурядного, хотя и старательного, ученика. Со временем и зарубежные гости конкурса в своих интервью отмечали, что в Киеве стали собираться пианисты-виртуозы, особенно на соревнования старшей группы. Но их игра была осмысленной. Впрочем, учитывая артистическую традицию Горовица, иначе и быть не могло.

Специфика конкурса памяти этого пианиста заключается в сложной программе. В частности, предусматривалось исполнение транскрипций Лист—Горовиц, Крайслер — Рахманинов. Это специфический репертуар, который не так часто играют в других странах. Есть также и позиция, связанная с исполнением произведения украинского автора. Как отмечал Юрий Зильберман, к большому сожалению, для конкурсных выступлений чаще всего берут ту музыку, которая была когда-то опубликована. Сегодня, как известно, музыкальные издательства не функционируют, поэтому для исполнителей закрыта возможность познакомиться с новыми произведениями украинских композиторов. Но то, что было когда-то издано в «Музичній Україні», «Музиці» или в «Советском композиторе», сегодня путешествует по всему миру. Например, в Америке обнаружилось достаточно много публикаций украинских авторов. Там есть Лятошинский, Косенко, Лысенко, Филиппенко, Скорик, Карабиц. Значительно меньше знают украинскую музыку в Китае, а в Японии и вовсе не знают. Поэтому оргкомитету приходится пересылать ноты, ксерокопии и т.п. Включая произведения украинских авторов в обязательную программу, организаторы конкурса тем самым активно утверждают украинскую культуру в мировом контексте. Судя по тонкой интерпретации гостями украинской музыки, они действительно нашли в ней нечто для себя близкое.

V Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица является первым звеном в ряду акций, посвященных 100-летию со дня рождения великого пианиста ХХ века. Позднее, в конце мая откроется шестой международный фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера». А осенью победители конкурса выступят в Польше, Франции, Швейцарии и России. Кульминацией юбилея будет международный музыкальный фестиваль «Владимир Горовиц. Киев — Нью-Йорк», который откроется 1 октября в Национальной опере Украины им. Т.Шевченко.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме