В то время как продвинутая новая эпоха формирует гламурный социум, вязнущий в растиражированном консюмеризме, безнадежно отсталая Гуцулия продуцирует свой, почти языческий, быт. Никому еще так и не удалось понять сущность жителей Карпатских гор: они молятся христианскому богу и вместе с тем задабривают заговорами различных тотемных духов, ходят в церковь, а на обратном пути посещают ведунов и знахарей... Этот контраст между двумя мирами — большим общепринятым макрокосмом и малым самобытным микрокосмом — положен в основу романа львовского тележурналиста Степана Грицюка «Карпатський звіринець Паміра К».
Гуцулию не сможет постичь тот, кто в ней не родился. Все, что может выходец из большого мира, — написать о ней книгу или снять фильм, что и делает один из главных героев романа — известный режиссер Эмир Кустурица (у Грицюка — Памир Куштурица). Его белый лимузин с водителем и красавицей-переводчицей, появляющийся на фоне карпатской горной долины, где пастухи выпасают овец, весьма удачно подчеркивает оторванность и глубокую пропасть между двумя культурами.
Очевидно, что фигура режиссера на главную роль в романе была выбрана не случайно: заметно, что творчество сербского кинотворца оказало существенное влияние на автора. Иногда кажется, что он настолько проникся духом поэтических фильмов Кустурицы, что пытается воплотить этот дух в литературную форму. Параллели очевидны: смешные ситуации здесь граничат с трагическими, а сатира плавно перетекает в откровенный сарказм...
В целом мистерия с хорошо выстроенными образами — людьми-животными, первобытными духами, хтоническими существами, оборотнями и мольфарами- отшельниками — написана красивым украинским языком. И к тому же книга читается быстро и легко. А если автор в новых произведениях тщательно отшлифует свой стиль, получим украинского литературного Кустурицу.