Заметки о II Международном фестивале «Театр без границ»
На Урале, на границе Европы и Азии, в течение 24 осенних дней в городе Магнитогорске проходил II Международный фестиваль «Театр без границ». Театры России, Украины, Германии и Швейцарии, преодолев немыслимые расстояния, привезли в Магнитогорск свои лучшие спектакли. Подобное воодушевление объясняется тем, что два года назад первый фестиваль «Театр без границ» доказал, что Магнитка сильна не только своим металлом, но и драматическим театром имени А.С.Пушкина, ставшим организатором и хозяином фестиваля. Любовь Полищук и Альберт Филозов привезли тогда в Магнитогорск свой знаменитый спектакль «А чой-то ты во фраке», а дуэт французских актеров Анн Сельер - Дени Жакэ сыграл пьесу «Мементо» магнитогорской драмы Валерия Ахадова. После такого блестящего дебюта «Театр без границ-95» выбился за рамки первоначальной идеи проведения фестиваля театров малых российских городов и расширил свою географию до Санкт-Петербурга, Киева, Франкфурта-на-Майне и «провинциального» швейцарского города Аргау. Ну, как тут не вспомнить Авиньон и Эдинбург, прославившиеся своими театральными марафонами? Более тридцати театров, почти 50 спектаклей - размах воистину евразийский! А чтобы и зрители, и актеры чувствовали себя комфортно, Валерий Ахадов и директор магнитогорской драмы Владимир Досаев придумали необычную систему проведения фестиваля. Каждый приезжий театр гостил в Магнитогорске три дня: ставил свой спектакль, обсуждал его на секции критики, смотрел постановки коллег в свободный день - и уезжал с чувством исполненного долга, в лучах любви магнитогорцев и магнитогорок. Все гости размещались в живописнейшем месте Южного Урала, в 40 километрах от Магнитогорска, на берегу Банного озера в доме отдыха «Лепесток». А вторым домом для участников фестиваля стали театр имени Пушкина, где проходили репетиции, игрались спектакли, а также действовали пресс-центр и секция критиков. В таком театре было приятно работать и не менее приятно отдыхать. Представьте себе: на третьем этаже в фойе - элегантная выставка натюрмортов магнитогорской художницы Аллы Портновой, на втором этаже - романтическая живопись студента Петербургской академии художеств Эдуарда Аниконова, а за полчаса до спектаклей в фойе музицируют юные исполнители, лауреаты, между прочим, всероссийских конкурсов. А обеды и ужины в театре собственноручно приготовленные хозяевами фестиваля! Если вам доведется побывать на Урале, не забудьте посетить магнитогорскую драму - она уникальна, как остров в океане, остров любви и трепетного отношения к искусству. Недаром именно в этом театре играла моноспектакль «Мадам Маргарит» Анни Жирардо, свой последний фильм представлял актер года Сергей Маковецкий, а актриса Анн Сельер прилетела из Парижа с трехмесячным сыном на гастроли театра в Иркутск. Удивительно, что Валерий Ахадов, будучи главным режиссером театра, умудряется, кроме «Театра без границ», проводить еще и кинофестиваль мелодрамы «Хрустальная слеза», ставить новую версию «Чайки» и везти ее на престижный форум в «Балтийский дом» в Петербург, при этом успевая снимать фильмы, ездить на гастроли, встречать и провожать многочисленных гостей! Магнитогорцам, ей-Богу, повезло, что такая неукротимая энергия используется в мирных и благородных целях искусства...
Все, что я рассказываю, - истинная правда, поскольку сама там была, башкирский мед-пиво пила, и не одна, а с полным составом киевского театра «Колесо», приглашенного на фестиваль со спектаклем «Шантрапа» и представлявшего Украину. Магнитогорцы пригласили театр «Колесо» и не ошиблись в своем выборе. Что вам сказать о «Шантрапе» в магнитогорском варианте? Пьеса Панаса Саксаганского, поставленная художественным руководителем «Колеса» Ириной Клищевской для камерной сцены кафе-театра на Андреевском спуске, в 500-местном зале Магнитогорской драмы заиграла новыми красками. Публика бурно реагировала на «шутку в одном действии», невзирая на языковой барьер. Сочный язык украинской классики оказался близок и понятен магнитогорцам, кричавшим «браво», смеявшимся до слез и даже незнакомое слово «натхнення» воспринимавшим исключительно как «вдохновение». Закулисье театральной жизни, грустная самоирония актеров, называющих себя шантрапой, унизительная зависимость труппы от дремучих, выражаясь по-современному, спонсоров - все есть в этом спектакле, смешном и грустном одновременно, а главное, живом, темпераментном, искрящемся юмором и лукавством. И самое главное: «Шантрапа» задевает струны души тем, что проблемы бытия маленького провинциального театра начала века перекликаются с нашим временем настолько явно, что все, происходящее в спектакле, воспринимается совершенно актуально. Нищие актеры, купец, заказывающий комедию вместо драмы, искусство, которое пытаются превратить в обслугу узаконенные псевдомеценаты - такие приметы нашей действительности видны в постановке Ирины Клищевской абсолютно достоверно и сыграны актерами ярко и точно. Все это почувствовал и воспринял магнитогорский зритель.
На фестивале, между тем, произошел еще такой случай. Тюменский театр драмы и комедии привез пьесу Жана Ануя «Черная невеста». Но в дороге между Тюменью и Магнитогорском затерялся автобус с декорациями и костюмами. В итоге, актеры играли спектакль в наспех смонтированных чужих декорациях и взятых напрокат в местном
ЗАГСе костюмах. Действие французской пьесы развивалось на фоне задника с изображением Уральских гор. Мы дружно аплодировали тюменцам за мужество и стойкость в экстремальной ситуации. Что же касается самого спектакля, я позволю себе напомнить высказывание Леонида Утесова. В театре Маяковского когда-то шел спектакль «Медея», и после премьеры в кабинете Охлопкова собравшиеся на коньячок друзья театра высказывали свои соображения о спектакле. Утесов произнес следующее: «Однажды Рабинович приехал из Бердичева в Одессу и решил пойти в бордель. В борделе он попросил у бандерши самую лучшую девочку. Бандерша сказала: «Самая лучшая - Соня. Но учтите, Рабинович, она дорого стоит». «А почему?» - спросил Рабинович. «Ну, это Соня...» Рабинович подумал: в кои веки выбрался в Одессу! «Давай Соню!» А когда они пришли в номера, Соня начала выделывать что-то невероятное. И удивленный Рабинович спросил : «Соня! Что это?» Соня ответила: «Как что? Это - темперамент!» И тогда Рабинович сказал: «Соня, девочка моя, это не темперамент, это - суматоха». К сожалению, «Черная невеста» в исполнении тюменского театра оказалась похожей на Соню из анекдота Леонида Утесова.
Итак, ІІ Международный фестиваль «Театр без границ» завершился. Открывается он магнитогорской «Чайкой» и моноспектаклем Ольги Остроумовой «Поэзия потерь. Поэзия любви». А закончился представлением под кодовым названием «Фантазии» петербургского театра «Фарсы». Фестиваль продемонстрировал современное разнообразие театральных направлений Европы и Азии, а также зрительскую любовь, которая с наступлением холодов (в прямом и переносном смысле) становится только горячее. Председатель оргкомитета фестиваля, директор магнитогорской драмы Владимир Досаев, прощаясь с нами, сказал, что фестиваль состоялся, потому что все, кто его готовили, убеждены: сила искусства - в преодолении границ и надуманных политиками проблем, тогда вдохновение, вызванное прекрасным, делает людей добрее и терпимее. Театр «Колесо» и автор этих строк присоединяются к словам и делам магнитогорских подвижников искусства, желая им, чтобы фестиваль «Театр без границ» все больше и больше соответствовал своему названию, расправляя крылья по всему земному шару.
Магнитогорск - Киев