Ну очень модными в последнее время стали анкеты - срез общественного мнения. Якобы мы, общество, желаем знать. В принципе, мы таки желаем знать. Но в якобы объективном «срезе» теряется личностное, субъективное. Вот и предпримем попытку субъективного анализа культурных событий года уходящего.
В отечественной эстраде
особых подвижек не произошло. О шоу-бизнесе говорить еще рано, так как деньги богатые люди в эту сферу вкладывать не спешат. Потому большинство событий - записи, концерты, выпуск альбомов, изготовление клипов (скорее, телеверсий), - осуществляется на энтузиазме за минимум средств. Отсюда качество. Практически ни один отечественный артист не в состоянии провести сольный концерт во Дворце «Украина» или организовать «громкую» гастрольную поездку по стране. Наряду с отсутствием денег у большинства отсутствует и программа, с которой можно претендовать на сольный концерт. Но для создания программы опять же нужны деньги - тексты, музыка, аранжировки, студия, костюмы... Потому и вызывают смех и недоумение у многих зрителей и слушателей тексты и музыка иных песен. Но ведь у нас как? Нет денег на стоящую вещь, а хочется, да и нужна. Сам сделаю. Вот некоторые исполнители сами и делают или же покупают по дешевке. Что из этого получается, мы слышим каждый день в радиоэфире и видим на телеэкране. С клипами еще хуже. Эти «штучки» стоят дорого. Потому достойного отечественного продукта на телеэкране нет. Из имен, произведших на меня впечатление в минувшем високосном, отмечу победительницу «Славянского базара» Руслану Лыжичко; не затерявшуюся в произрастающей массе молодых исполнителей, а приобретшую еще большую известность Ани Лорак (есть боязнь, что Украина потеряет эту певицу - уедет она к соседям); Александра Варванского, группы «Грин Грей» и «Ван Гог». Отмечу еще одно, не согревающее душу событие: воскрешение на украинских эстрадных подмостках такого явления, как «Ласковый май» в лице довольно слабого певца Юрка Юрченко. К сожалению, в ретранслировании сего большую роль играют «Территория «А» и хит-парад «12-2».
По-прежнему отсутствует система лицензирования исполнителей, студий, концертных организаций; не производится оплата авторам за использование их произведений на радио и телевидении. Т.е. государство гораздо больше теряет в такой сфере, как эстрада и концертная деятельность, а Министерство культуры и искусств то ли удовлетворено такой ситуацией, то ли не в состоянии что-либо сделать, то ли просто не знает, как и что нужно делать.
Н а книжном фронте Укра-
ины почти без перемен. Без глобальных перемен. Идут бои местного значения. По моему мнению, перемен не произошло потому, что писатели-депутаты (интересно, а почему нет художников-депутатов, актеров-депутатов, музыкантов-депутатов?) не являются представителями писательской братии в парламенте и никоим образом не выступают как группа, как лобби. Каждый из них представляет в Верховной Раде какую-либо группу, движение, партию, но только не писателей.
Потому (сакраментальное «потому») так долго и тяжело продвигаются законы об отечественном книгоиздательстве и т.п. Что же мешает созданию рынка украинской книги в Украине? Кроме отсутствия финансирования со стороны державы, а) отсутствие института литературных агентов; б) неумение украинских издательств работать с авторами (находить перспективных, покупать рукописи и т.д.); в) потеря связи книгоиздателя с книготорговцем. В идеале должна существовать цепочка автор - литературный агент - издатель - продавец - покупатель. И созданием такой цепочки, по-моему, уже давно мог заняться Союз писателей. Пока же авторы ищут спонсоров-меценатов; издатели либо издают трижды проверенное на книжном рынке (большим тиражом), либо что-нибудь украинских мэтров (малым тиражом), либо заказное; продавцы продают в основном продукцию зарубежных издателей (Россия, Беларусь) - дешевле и спрос есть; покупатель берет то, что предлагает продавец. Дабы не упрекнули, скажу, что есть и исключения.
О книжных новинках на рынке Украины наиболее полно информирует Константин Родик в программе «Телемания». Для меня же открытием в 1996 году стал семейный писательский дуэт Сергей и Марина Дяченко, о творчестве коих «Телемания» еще не успела поведать. Киевляне Сергей и Марина пишут в наиболее читаемом сегодня жанре «фэнтези». Заявили о себе волшебным романом «Привратник» (Киев: «Полиграфкнига», 1994). А 1996-й стал для авторов знаменательным. В издательстве «Фолио» (Харьков) вышла книга фантастики «Ритуал» (роман, повесть, рассказ); С. и М.Дяченко по рейтингу входят в десятку лучших писателей-фантастов СНГ; в издательстве АСТ (Москва) готовится к печати трехтомник Дяченко; журнал «Радуга» (последние номера) печатает новый фантастический роман «Шрам». Возможно, теперь Дяченко предложат издаться на украинском языке. А может, и нет... Нет пророков в своем отечестве... Как нам это знакомо.
Примером философского отношения к экономическим и всяким другим трудностям нынешнего времени остается известный поэт Леонид Вышеславский. Большой удачей и событием в литературной жизни считаю выход небольшой книги прозы одного из патриархов литературы «Фантастические события на планете Вышеславия». Проза Вышеславского такого же экстракласса, как и его поэзия. Все-таки предназначение поэта, писателя, литератора - писать. Это высокое предназначение, это дар. И прав был Анатоль Франс, когда заявил: «Я не настолько бездарен, чтобы заниматься политикой».
Н е может особо похвас-
таться украинское кино. Что вышло на экраны? «Москаль-чарівник». Многие слышали, да мало кто видел. Почему? Десятисерийный телевизионный фильм О.Биймы «Острів кохання» имел только один показ на украинском ТВ. Почему? Свое, родное, своими руками созданное, стоящее. На поверку - не нужно! Вот пройдет время, достанем из запасников (если останутся копии) и будем восхищаться: какое поэтическое кино снимали наши деды!
Привлек мое внимание научно-популярный фильм «Храмы Украины», снятый при участии Первого Украинского международного банка. Надеюсь на продолжение.
С ледует вспомнить о том,
что в прошедшем году состоялись съезды писателей, кинематографистов и художников. Председатели союзов остались на своих местах. Наверное, это хорошо, потому что в нынешние смутные времена к власти рвутся многие, бремени ее недостойные. А главное условие нормального существования и творческой деятельности - стабильность. С этим согласятся, думаю, и те члены творческих союзов, которые не согласны с избранием прежних председателей. А господа Мушкетик, Беликов и Чепелик намерены обеспечить стабильную работу своих союзов и защищать их права. Дай Бог!
К стати, о художниках. Лич-
но мне показались интересными выставки Эммы Бегляровой и Ольги Петровой, скульпторов Владимира Филатова и Алисы Забой. Из акций художников привлекли внимание выставочное турне Петра Лебединца, Алексея Литвиненко и Петра Бевзы: Италия - Украина - Германия, а также пленэр группы молодых украинских художников в Болгарии и выставка их работ в болгарском посольстве.
М ного в минувшем году
всякого-разного произошло на украинском телевидении, много об этом говорено-переговорено. Пока же безусловным достижением, неоспоримым фактом (спорить пытаются некоторые депутаты, но они-то в отличие от обывателей смотрят повседневно друг на друга, а не на экраны телевизоров) есть существование на УТ канала «1+1». Считаю, что программа «Телемания» имеет самый высокий рейтинг. Говорить об информационно-политических, политических, аналитических, экономических и т.п. программах не хочу и не буду - считаю, что все, связанное с политикой, ненадежно, как и сами политики, очень даже может «подставить», отдать все ради сиюминутной конъюнктуры...
Т еатр. Увы, трудно судить
о театральной жизни в государстве. Экономические неурядицы разобщили города Украины. Не в состоянии театральные критики обозревать премьеры в провинциальных театрах. Можно лишь сказать, что жив своими театральными традициями Львов.
Фестиваль «Золотой Лев» подтвердил сие. О театральной жизни Киева «ЗН» старается сообщать систематически. Мое же субъективное мнение таково. Стабильно работают, все так же массово посещаемы гранды, государственные театры: русский драматический им.Леси Украинки и украинский им.Ивана Франко. Частные театры имеют маленькие сцены и, к счастью, своего зрителя. Из спектаклей на вершину поднял бы «Сто тысяч» в театре им.И.Франко, где играет прекрасный дуэт - Богдан Бенюк и Василий Мазур. Актерскую пальму первенства отдал бы луганчанину Михаилу Голубовичу. По секрету признаюсь, что таких людей, как он, я называю хранителями. А звания упустил умышленно, имена этих актеров говорят сами за себя.
Достаточно много в Киеве было гастролеров, и театров, и актеров «самоходом». Чего греха таить, некоторые приезжали с откровенной халтурой на заработки (как в провинцию), некоторые же привозили с собой праздник (например, театр имени Чехова, спектакль «Чествование»).
Отдельно скажу о ретроспективе Романа Виктюка. 15 дней звучания, а резонанса - увы... Лично меня не интересуют сферы, куда со своими поисками вторгается режиссер, а именно сексуальные и психические отклонения, садомазохизм. К примеру, маркиз де Сад свое произведение назвал «Философия в будуаре», определив тем самым, что оно предназначено для интимного чтения, в будуаре. Господин режиссер предлагает же коллективное прочтение вслух, притом громко. Критики и возражений не терпит, считая, что стоит на вершине. Разговор с любым оппонентом ведет в манере «сам дурак!» Думаю, что при жизни опасно считать себя стоящим на вершине, потому как все - только идущие к ней (напоминаю, что мнение субъективное).
Представил себе Романа Григорьевича парящим, как на рекламном плакате, а в руках две книги: Библия, которую Виктюк назвал вершиной поэзии, и томик маркиза де Сада, с которым Виктюк нынче шагает по жизни. Какую из книг господин режиссер предпочтет, если встанет проблема выбора?
90 -е годы уходящего XX
века ознаменованы для хореографического искусства Украины стремительным выходом на новый виток своего развития. Рождается новая формация современных танцовщиков, идет активный процесс изучения мировой хореографической культуры, эстетики различных балетных школ, направлений, течений. Значительно расширилась география гастролей и участились творческие контакты украинских деятелей балетного театра... Стремление наших балетмейстеров, исполнителей и педагогов постичь современную эстетику танца, освоить ее и дать ей новую жизнь в своей интерпретации можно сравнить с утолением жажды.
Знаменателен и тот факт, что за короткое время на небосклоне балета Украины заблистали новые яркие звезды. Широко известны сейчас у нас и за рубежом имена великолепных танцовщиков - Вадима Писарева, Сергея Бондура, Алексея Ратманского, Виктора Яременко, Елены Филипьевой, Максима Белоцерковского, Ирины Дворовенко...
Хотелось бы отметить, что у нас появились и хореографы, талантливая мысль и безудержная фантазия которых воплощены в театре танца и дают новый импульс развитию современного украинского балета. Творчество таких балетмейстеров, как Георгий Ковтун, Алексей Ратманскй, Алла Рубина, Сергей Швыдкой, Анико Рехвиашвили, - наш «живой» и развивающийся балет сегодня и будущее нашего балета. Безумно жаль, что постепенно мы их теряем из поля зрения: Георгий Ковтун (после того, как его «убрали» из Детского музыкального театра) теперь живет и успешно работает в Санкт-Петербурге, Алексей Ратманский продолжает покорять московских зрителей, Алла Рубина вечно на «выезде» (здесь почему-то нет места применения ее таланту!), да что говорить - никто из вышеперечисленных деятелей украинского современного балетного театра почему-то не «котируется» у наших «мэтров» от искусства. Кто ответит - почему?
Организация в Киеве новой беспрецедентной культурологической акции - первого в истории Украины Международного конкурса артистов балета им.Сержа Лифаря - позволяла возлагать на него большие надежды. Вначале мы были уверены, что балетный форум международного масштаба, а также активная и разумная организационная деятельность вокруг него помогут собрать многих заинтересованных лиц и специалистов и возродить потерянное творческое содружество всех любителей этого вида искусства - танцовщиков и педагогов, репетиторов и балетмейстеров, директоров театров, спонсоров и меценатов, на базе которого можно было бы в перспективе создать истинный центр искусства хореографии.
Особое место здесь должны были бы занять критики, историки балетного театра, фото- и видеохудожники, ибо именно в их работах - репортажах, обзорах, летописях, рецензиях и аналитических трудах - отображается ход истории искусства, тем более такого «летучего» и сиюминутного, как балет.
Однако подобная культурная акция может состояться только при условии, что конкурс и его устроители перестанут замыкаться сами на себе, уйдут от проблем чисто соревновательных, узкопрофильных, а порой, и сугубо меркантильных. Настало время значительно увеличить круг интересов, четко определить обязанности и полномочия исполнителей, обобщить пожелания профессионалов и заинтересованных лиц и, наконец, тщательно изучить наработки других престижных международных балетных форумов. Настало время перестать врать самим себе - мы далеко не «впереди планеты всей», у нас очень много проблем, и давно настала пора мужественно преодолеть собственные недостатки.
В классическом искусстве
сложно выделить каким-то образом кого-либо, поскольку здесь пока еще не приняты ни «хит-парады», ни рейтинги. Все исключительно на эрудиции, вкусе и известности. Правда, некоторые газеты уже включают в свои анкеты популярности оперных исполнителей, но, к сожалению, не все опрошенные журналисты знают о том, кто в настоящее время работает на оперной сцене. В течение года столичная Опера вновь вернула в свое лоно солиста Метрополитен-опера В.Гришко, ставшего народным артистом Украины. А любители оперного искусства, завсегдатаи Оперы, продолжают следить за творчеством одной из ведущих певиц, заслуженной артистки Украины В.Степовой. Ее Розина и Виолетта пленили не одно сердце меломана. Многие уже начинают называть молодую певицу одной из самых популярных в своем жанре. Этому способствует ее активная концертная деятельность, широкие творческие горизонты - «от Баха - до Оффенбаха», выступления в лучших залах Украины.
Безусловно, год уходящий многим запомнится как новая точка отсчета в истории Национальной филармонии. Год возрождения Колонного зала
им.Н.Лысенко, поистине ставшего престижным европейским и сохранившим свою легендарную акустику центром классического искусства. Среди интересных циклов - юбилейный сериал Р.Кофмана, включающий выступления известных музыкантов при участии Киевского камерного оркестра.
Говоря о возрожденных традициях, следует упомянуть и возвращение к жизни одной из мощных программ, объединившей энтузиастов - авторов, ведущих и участников, - «Classic»-премьер». Со следующего года она приобретает поддержку в лице патронессы Л.Н.Кучмы и выходит на новый уровень.
И все же, нашему государству, в лице его первых лиц, следует задуматься о том, каким будет его будущее. Наверное, многим ясно уже сейчас, что пока в мире имидж Украины представляют не ее технические или - того меньше - экономические достижения, но в основном - творческие. Имена композиторов В.Сильвестрова и Е.Станковича, певцов А.Кочерги, В.Лукьянец, В.Степовой, В.Гришко, хормейстеров А.Вацека, Н.Гобдича, Б.Анткива, скрипачей О.Крысы и Б.Которовича, пианистов Н.Сука и Д.Суховиенко, художников А.Чебыкина и Т.Яблонской и многих творцов - несть им числа - вот имидж Украины в мировом сообществе. Но то, что пенсия народного артиста СССР, лауреата Государственных премий А.Соловьяненко составляет 49 грн., понять и принять невозможно.
Пока же, к сожалению, судьбы украинских деятелей искусства, равно как и многих фестивалей - «Два дня и две ночи» в Одессе, «Контрасты» во Львове, «Органум» в Сумах, конкурс
им.В.Горовица в Харькове, «Киев мюзик фест», - прерогатива деятельности благотворительного фонда американского бизнесмена Дж.Сороса...
Год заканчивается. Дай Бог нам, уважаемый читатель, в следующем году увидеть, услышать, прочитать самое стоящее, искреннее, честное, светлое, дай Бог, не пройти мимо настоящего. С Новым годом!